Юрий Пашолок. Учебный танк, ставший не учебным

19
Юрий Пашолок. Учебный танк, ставший не учебным

Юрий Пашолок. Учебный танк, ставший не учебным

Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug, учебные модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B, которые внезапно для себя оказались боевыми.

Особенностью шасси легкого танка La.S., позже ставшего Pz.Kpfw.I, была концепция, отработанная еще на легком танке Leichttraktor. Заключалась она в том, что башня, вместе с подбашенной коробкой, на болтах крепилась к «ванне». Помимо того, что такая концепция упрощала сборку машины и ее ремонт, в случае с Leichttraktor это позволяло оперативно делать из него тягач. То есть слово Traktor в данном случае отчасти соответствует действительности. На La.S. пошли дальше: болтами к «ванне» прикручивалась не только подбашенная коробка, но и надмоторная плита. В случае необходимости большого объема ремонтных работ возможность быстро демонтировать столь крупные узлы корпуса являлось большим плюсом. Кроме того, в случае чего из двух танков можно было собрать один, этим часто пользовались во время войны. Данная концепция далее была использована и на последующих танках — Pz.Kpfw.II, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Съемная подбашенная коробка стала еще более актуальной с той точки зрения, что на La.S. и последующих танках трансмиссия переместилась вперед, посему без демонтажа подбашенной коробки снять КПП не представлялось возможным.

Учебный танк на базе 1.Serie/La.S., собственно говоря, эти машины так боевыми и не стали

Учебный танк на базе 1.Serie/La.S., собственно говоря, эти машины так боевыми и не стали

Побочным эффектом данной концепции стало то, что без подбашенной коробки получался своеобразный «родстер», куда могло залезть куда больше, чем два человека. Тем самым получалась отличная база для создания учебных танков. Так получилось, что первой подобной машиной стала исходная версия танка — 1.Serie/La.S. Krupp поначалу подмял контракт на выпуск танков под себя, касалось это и подбашенных коробок, а также башен. Но получилось не очень, поэтому позже контракт на подбашенные коробки и башни перешел к Daimler-Benz werk 40. А танки первой серии стали учебными машинами. Таковых набралось 150 штук. Собственно говоря, танки 2-й, 3-й и 4-й производственной серии, которые позже стали Pz.Kpfw.I Ausf.A, оказались тоже «не очень». В том числе и по причине не впечатляющих данных по силовой установке Krupp M305. Мотор был слабоват, причем это поняли еще летом 1932 года. Посему начались работы по установке более совершенного мотора. Было опробовано несколько вариантов силовой установки, но в итоге выбор пал на 100-сильный Maybach NL 38. Первый такой мотор был готов в конце 1935 года. Параллельно пришлось переделывать само шасси, потому что четырех опорных катков оказалось недостаточно. В результате получился отчасти другой танк, более известный как Pz.Kpfw.I Ausf.B. Машина, шасси которой обозначили как La.S.-May. (La.S. с мотором Maybach), сохранила подбашенную коробку и башню (с некоторыми переделками) от предшественника, но кормовая часть стала сильно другой, переделали и ходовую часть. Самое главное, что существенно выросла подвижность и надежность.

Schulfahrzeug, видны ограждения вместо подбашенной коробки, а также надмоторную плиту из конструкционной стали

Schulfahrzeug, видны ограждения вместо подбашенной коробки, а также надмоторную плиту из конструкционной стали

Главная проблема заключалась в том, что шасси La.S.-May. было нужно года эдак на два пораньше. На начало 1936 года танки с пулеметным вооружением смотрелись так себе, что лишний раз подтвердили боевые действия в Испании. Посему выпуск 5a.Serie/La.S. составил 253 штуки, а 6a.Serie/La.S. — 146 штук. При этом больше всех танков данного типа выпустил Henschel. На Pz.Kpfw.I обкатывали тактику выпуска машин одного типа несколькими заводами, посему, помимо Grusonwerk (Krupp) и Henschel, эти машины собирались силами MAN и Daimler-Benz. Итоговая цифра составила 399 Pz.Kpfw.I Asuf.B, плюс 232 командирских танка Kleiner Panzerbefehlswagen. Но на самом деле всё не так просто.

Всего таких танков было построено 295 штук, причем явно закладывалась возможность переделки в боевой

Всего таких танков было построено 295 штук, причем явно закладывалась возможность переделки в боевой

Во всё том же 1936 году с Krupp был заключен контракт на выпуск 120 учебных танков 5b.Serie/La.S, известных как Schulfahrzeug. Само шасси оставалось ровно таким же, как у «боевых» La.S.-May., разница заключалась в «верхе». Подбашенная коробка не ставилась, вместо нее делалось ограждение в виде поручней, за которые одновременно хватался дополнительный экипаж. Надмоторную плиту делали из неброневой стали, которая была еще и тоньше. Получился вполне неплохой учебный танк, весьма резвый (удельная мощность без подбашенной коробки и башни, а также с облегченной надмоторной плитой оказалась куда выше 20 л.с. на тонну) и отлично подходящий для обучения экипажей. Именно эти машины и были учебными, а не все Pz.Kpfw.I, как это может показаться из мемуаров Гудериана. На самом деле La.S. был вполне типовым легким танком, типа Vickers 4-тонного, на момент создания его пулеметное вооружение считалось достаточным для задач сопровождения пехоты, а броня защищала от пуль винтовочного калибра.

В отличие от Pz.Kpfw.I Ausf.A, с тяговооруженностью у Schulfahrzeug, как и у Pz.Kpfw.I Ausf.B, все было хорошо

В отличие от Pz.Kpfw.I Ausf.A, с тяговооруженностью у Schulfahrzeug, как и у Pz.Kpfw.I Ausf.B, все было хорошо

Первый контракт, 5b.Serie/La.S, ушел на Grusonwerk, там построили 120 танков с номерами шасси 14567-14686. Это была только первая ласточка: шасси La.S.-May. распробовали, так что уже вскоре последовал контракт на еще 60 учебных танков. Допечатка получила обозначение 6b.Serie/La.S, машины получили серийные номера шасси 14721-1780. Еще 40 танков 7b.Serie/La.S заказали Henschel, они получили номера шасси 15201-15240. Наконец, последним контрактом на учебные танки стал 8b.Serie/La.S, их заказали 75 штук. Заказ между собой распределили Daimbler-Benz (21 танк, номера шасси 16001-16021), Henschel (37 танков, номера шасси 16101-16137) и MIAG (17 танков, номера шасси 16201-16217). Выпуск учебных машин начался в 1936 году и закончился в 1938, то есть продолжался существенно дольше, нежели Pz.Kpfw.I Ausf.B.

А вот это уже Umsetz-Fahrzweug. "Переделанную машину" выдает башня с рымами на бортах

А вот это уже Umsetz-Fahrzweug. «Переделанную машину» выдает башня с рымами на бортах

И это еще было не всё. Дело в том, что появление Pz.Kpw.I Ausf.B спровоцировало переделку ранее выпущенных Pz.Kpfw.I Ausf.A в учебные танки. С точки зрения боевой эффективности Ausf.A оказались не очень, а демонтаж подбашенной коробки, вместе с башней, снижал массу, так что в качестве учебной машины они подходили больше. Процесс этот принял массовый характер. В результате стали скапливаться «неликвидные» подбашенные коробки и башни, которые еще можно было использовать. Так родилась идея «допечатать» под них шасси, которые получили обозначение Umsetz-Fahrzweug, то есть переделанные машины. Фактически это были шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B, просто без подбашенных коробок, которые и так делались на Daimler-Benz. В отличие от Schulfahrzeug, у Umsetz-Fahrzweug надмоторная плита была нормальная, то есть полностью аналогична Pz.Kpfw.I Ausf.B. Также полностью присутствовало оборудование, необходимое для башни.

Данные машины использовались и для обучения экипажей, и для боевых действий

Данные машины использовались и для обучения экипажей, и для боевых действий

Исполнение заключенных контрактов по Umsetz-Fahrzweug началось с 1937 года. Первая серия данный машин получила обозначение 7c.Serie/La.S, досталась она Grusonwerk. Там изготовили 52 танка с номерами шасси 15301-15352. Следующей стала серия 8c.Serie/La.S, ставшая последней в семействе Pz.Kpfw.I (точнее, в его исходной конфигурации). 9 машин с номерами шасси 16301-16309 изготовили на Grusonwrekr, а основная масса 86 машин с номерами шасси 16401-16486) досталась Henschel. Изготовили их в 1938 году. Далее на шасси установили подбашенные коробки и башни, ранее снятые на Pz.Kpfw.I Ausf.A. Такие танки можно легко отличить по башням, у которых рымы размещались не на крыше, а сбоку, также вместо пулестойких головок болтов использовались обычные.

Бывший Schulfahrzeug, ставший боевым танком. Великие Луки, январь 1943 года, на машине виден знак 83-й пехотной дивизии

Бывший Schulfahrzeug, ставший боевым танком. Великие Луки, январь 1943 года, на машине виден знак 83-й пехотной дивизии

В результате к 399 Pz.Kpfw.I Ausf.B добавилось еще 147 танков, получивших подбашенные коробки и башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A. На этом можно было бы ставить точку, но на самом деле рано. Процесс переделки явно продолжился, причем в дело пошли уже Schulfahrzeug. Видимо, о чем-то догадывались изначально, поскольку учебные танки имели шасси из броневой стали, так что переделывать их в боевые не являлось чем-то проблематичным. Другой вопрос, когда это произошло. Не исключено, что в дело пошли запчасти от танков, которые безвозвратно потеряли в сентябре 1939 года и позже. В любом случае, есть железобетонные факты того, что и учебные танки превратились в боевые.

Этот же танк, после ремонта, на НИБТ Полигоне

Этот же танк, после ремонта, на НИБТ Полигоне

Одним из таких танков является машина с номером шасси 16208. Это 8b.Serie/La.S, изготовленный силами завода MIAG. Машина изначально учебная, но дальше на нее поставили башню и подбашенную коробку от Pz.Kpfw.I Ausf.A, а также поменяли кормовую плиту на конструкцию из броневой стали. Ну а дальше он поехал воевать. Первоначально предполагалось, что эта машина находилась на трофейной выставке в Москве и являлась амфибией, но оказалось, что нет. Провоевала она гораздо дольше. Среди фотохроники данная машина нашлась «свежей». Довоевала она на советско-германском фронте до начала 1943 года, к тому моменту танк приобрел весьма бывалый вид. Причем находилась она в штате 83-й пехотной дивизии, которую окружили в Великих Луках. Оборонялась она там до 16 января 1943 году, когда Великие Луки полностью освободили. Именно там танк и попал в поле зрения корреспондента.

В лобовой части подбашенной коробке видна заплатка, которая есть и у музейной машины

В лобовой части подбашенной коробке видна заплатка, которая есть и у музейной машины

Далее танк оказался на НИБТ Полигоне, судя по всему, его состояние оказалось таким, что машину посчитали ценным экспонатом. По крайней мере, на полигоне стали потихоньку собирать обратно коллекцию, которой он лишился в 1941 году. Например, из всех зарубежных танков, которые собирали до войны, сохранился только TK-S. Ну а с конца 1942 года начался планомерный сбор танков, как полученных по программе ленд-лиза, так и трофеев. Вот как раз данная машина и стала танком второй волны.

Ныне танк находится в парке "Патриот"

Ныне танк находится в парке «Патриот»

Интересно то, что это уже не первая такая конверсия, которая попадала в Кубинку во время войны. В июле 1941 года неоднократно возникали ситуации, когда немецким танковым дивизиям наносили локальные поражения, в результате чего поле боя оставалось за Красной Армией. Например, такое случилось 23 июля в районе деревни Крапивня Смоленской области. Тогда большой урон был нанесен 20-й танковой дивизии и сопутствующим ей частям. В результате на поле боя остались немецкие танки, по паре образцов которых отравили на НИБТ Полигон для изучения.

Первый "бывший учебный" Pz.Kpfw.I попал в Кубинку еще летом 1941 года

Первый «бывший учебный» Pz.Kpfw.I попал в Кубинку еще летом 1941 года

Еще раньше случился бой на Буйничском поле, по результатам которого в Кубинке также оказалось некоторое число образцов немецкой техники, включая и Tauchpanzer III. Вполне возможно, тогда же среди трофеев оказался и плавающий танк, за который ранее принимали машину, ныне стоящую в парке «Патриот». Как раз в этих боях оказался захвачен танк, также являющийся бывшим учебным, а далее превратившийся в боевой (либо это Umsetz-Fahrzweug). Танк доставили на НИБТ Полигон в августе 1941 года, после чего по нему составили краткое техническое описание. До того из Испании привезли Pz.Kpfw.I Ausf.A, а данная машина, с технической точки зрения, весьма отличалась. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.

Машин попала на полигон сильно поврежденной, по ней составили техническое описание

Машин попала на полигон сильно поврежденной, по ней составили техническое описание

На самом деле таких машин гораздо больше. Если внимательно отсматривать немецкую хронику за 1941 год, бывшие учебные танки в ней встречаются довольно часто. Причем на самых разных участках советско-германского фронта. С учетом того, что шасси La.S.-May. было более удачным, это вполне объяснимо. Естественно, потом пошел обратный процесс конверсии, уже в САУ и другие спецмашины, но иные бывшие учебные «копейки», переделанные в боевые, довоевали до начала 1943 года.

Источники:

  1. Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002
  2. Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002
  3. ЦАМО РФ
  4. goskatalog.ru
  5. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/uchebnyi-tank-stavshii-ne-uchebnym-5f92b0e41cb04c636beab6ab

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account