Юрий Пашолок. Броня для танкового эвакуатора

16
Юрий Пашолок. Броня для танкового эвакуатора

Юрий Пашолок. Броня для танкового эвакуатора

Бронированный вариант тяжелого артиллерийского тягача-эвакуатора «Ворошиловец» за авторством старшего техника-лейтенанта В.Д. Файерштейна и майора Г.В. Меркулова.

19 декабря 1939 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец», созданный КБ завода №183 (г. Харьков) под руководством Н.Г. Зубарева. На момент создания это была одна из лучших машин в своём классе. Ближайшим к нему аналогом был немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.9, но на фоне советской машины он всё же выглядел скромнее. На «Ворошиловце» стоял дефорсированный танковой мотор В-2В, при этом реальные возможности тягача превосходили заявленные в характеристиках. Дело в том, что создавался «Ворошиловец» далеко не для одного только таскания за собой тяжелых артиллерийских систем. Ничуть не менее важной задачей было создание нового танкового эвакуатора, поскольку масса танков стремительно росла, а «Коминтерна», который применялся для этих целей, уже не хватало. Так что приоритетным направлением для использования «Ворошиловца» было именно применение как танковый эвакуатор. Тягачей этих очень не хватало. К началу 1941 года их поставили 470 штук, еще 706 поставили в 1941 году. Далее завод №183 эвакуировали в Нижний Тагил, а выпуск «Ворошиловцев» прекратили.

"Ворошиловец" на начало Великой Отечественной войны являлся одним из основных средств эвакуации танков Красной Армии

«Ворошиловец» на начало Великой Отечественной войны являлся одним из основных средств эвакуации танков Красной Армии

Надо сказать, что «Ворошиловец» на роль танкового эвакуатора подходил не полностью. Дело в том, что вывозить поврежденные машины нередко требовалось под огнем противника, что приводило к потерям. Понимая эту проблему, еще в 1940 году была начата разработка тягача АТ-42 на базе Т-34. Машина была перспективной, но, увы, с неудачливой судьбой. Было построено всего 2 опытных экземпляра, которые проходили испытания. Дальнейший выпуск машин данного типа застопорился в виду необходимости роста объемов производства Т-34. «Ворошиловец» в этом плане был куда меньшим «конкурентом» Т-34, посему их и выпустили так много. Тяжелая ситуация 1941 года сильно проредила парк артиллерийских тягачей Красной Армии. К 1 мая 1945 года имелось 365 «Ворошиловцев», из них в исправном состоянии 251 штука. К тому моменту частично проблему решили за счет изготовления танковых эвакуаторов на базе Т-34 и КВ-1/КВ-1с, особенно активно их стали строить (точнее, переделывать из ремонтных танков) с 1944 года.

Забронированный в Ленинграде "Ворошиловец", 1942 год. Пока что информация про данную машину отсутствует

Забронированный в Ленинграде «Ворошиловец», 1942 год. Пока что информация про данную машину отсутствует

Вместе с тем, еще в 1941 году появилась идея установить на «Ворошиловце» бронированную кабину. Поначалу речь шла о самоходной артиллерийской установке на базе этого тягача (предполагалось ставить в кузов 85-мм зенитное орудие), но данный проект дальше тактико-технических требований и возможных эскизных проработок не продвинулся. Но дальше началась, можно сказать, революция снизу, впрочем, первый известный «Ворошиловец», который получил броневую защиту, скорее был бронетрактором, так что к теме данного материала не относится. Куда более известна другая машина. В 1942 году один тягач данного типа, имевшийся в Ленинграде, получил бронированную кабину. Она прикрывала не только саму кабину, но и капот, тем самым обеспечивалась противопульная защита. Кто именно был автором бронированной версии «Ворошиловца», неизвестно, зато сохранилась фотография данной машины, которая, в связке со вторым, не бронированным тягачом, тащит за собой поврежденный тяжелый танк КВ-1.

Бронировка "Ворошиловца", разработанная Фаерштейном и Меркуловым. Предложение было по факту, то есть уже была сделана одна такая кабина

Бронировка «Ворошиловца», разработанная Фаерштейном и Меркуловым. Предложение было по факту, то есть уже была сделана одна такая кабина

Похожие требования часто порождают очень похожие решения. Так вот, если по ленинградской бронировке «Ворошиловца» известна (пока что, это надо рыть отдел изобретений по Ленфронту, наверняка что-то найдется) только фотография, то про еще одну машину сохранилось гораздо больше информации. Самое интересное, где именно нашлась информация по данной машине. Это отдел изобретений ГАБТУ КА, тот самый, который в 2013 году порывались уничтожить в ЦАМО РФ как «ненужный». Между тем, там далеко не одни «свинтопрульные аппараты» лежат. Туда периодически сваливали предложения, которые, по мнению ГАБТУ КА, были неинтересными. Вот только начало работ по зенитному танку Савина, который позже стал вполне себе «интересной» темой, лежит как раз в отделе изобретений. Как и некоторые другие работы, которые сначала выкинули туда, а потом раз — и перекинуты в основную опись фонда ГАБТУ КА. Больше того, некоторые из предложений шли уже по факту, то есть уже были реализованы в металле. Одним из них, например, была экранировка английского пехотного танка Valentine, которой занимались в разных частях и в разное время. Вот и данное «изобретение» попало тужа, где лежит, явно не по адресу.

Согласно документам, масса бронированной кабины составила 1,7 тонну. В случае необходимости ее можно было демонтировать

Согласно документам, масса бронированной кабины составила 1,7 тонну. В случае необходимости ее можно было демонтировать

Главными идеологами создания такой машины являлись старший техник-лейтенант В.Д. Фаерштейн и майор Г.В. Меркулов. О них будет рассказано немного позже, личности весьма неординарные. По сути они даже не предлагали бронировать «Ворошиловец». В записке, датированной 29 июля 1942 года, Фаерштейн, вместе помощником начальника РЭО АБТУ 43-й армии по эвакуации майором Меркуловым, рассказывали о машине, которую уже сделали. Основная идея изобретения состояла в том, что установка дополнительной брони отличалась не только простотой, но и обратимостью. То есть, в случае необходимости, броня снималась, и тягач возвращался к исходной конфигурации. Толщина брони, закрывающей кабину и моторное отделение, составляла 9 мм, то есть защищала от пуль и осколков. Крепилась бронекабина на болтах, при этом предусматривались люки для обеспечения вентиляции моторного отделения. В походном положении также открывался большой люк в лобовой части кабины (он откидывался на крышу), что обеспечивало нормальный обзор с места водителя. В боевом положении водитель пользовался лючком поменьше, в котором имелась смотровая щель. Нарезались листы автогеном, а общая масса бронированной кабины составляла 1,7 тонн.

Как можно заметить, кабину не просто построили, но еще и применили в боевых действиях

Как можно заметить, кабину не просто построили, но еще и применили в боевых действиях

Судя по всему, такая бронированная кабина была изготовлена не в единственном числе. Идеей Фаерштейна и Меркулова заинтересовались в отделе ремонта и эвакуации БАТУ 52-й эвакуационной роты 43-й армии. Там, используя наработки, изготовили кабину для «Ворошиловца». Данный тягач был использован летом 1942 года в ходе эвакуации Т-34 из реки Угра. Несмотря на то, что эвакуация проходила под огнем противника, с задачей тягач успешно справился. При этом по «Ворошиловцу» велся прицельный огонь. Неудивительно, что в 52-й эвакроте оценили предложение «соседей». В присьме, датированном августом 1942 года, изобретателей предлагали финансово поощрить. Судя по всему, данное предложение было принято, а уже вскоре Фаерштейн получил звание инженер-капитана. Правда, в ГАБТУ КА данную идею не особо оценили. Там разумно предположили, что «Ворошиловцы», коих и так было не так много, следует использовать более бережно и стараться не выводить на передовую. Тем не менее, подобные изобретения и послужили, в итоге, толчком к появлению БРЭМ-ов.

В.Д. Файерштейн и Г.В. Меркулов, авторы данной кабины

В.Д. Файерштейн и Г.В. Меркулов, авторы данной кабины

Наконец, следует более подробно рассказать об авторах бронировки «Ворошиловца». Начать стоит с Меркулова. В Красной Армии он служил с 1929 года, успел поучаствовать в советско-финской войне. В 1941 году Меркулов находился в отделе ремонта и эвакуации 43-й армии, успев отличиться на данном поприще. Дальше, уже в звании подполковника, он стал заместителем командира 1441 САП. В декабре 1944 года полк переформировали в 393-й ГвСАП, а Меркулов, ставший командиром полка, уже имел звание гвардии подполковника. 31 мая 1945 года Георгию Владимировичу присвоили звание Героя Советского Союза.

Оба автора неоднократно отличились на полях сражений Великой Отечественной войны

Оба автора неоднократно отличились на полях сражений Великой Отечественной войны

У Фаерштейна боевая карьера сложилась не столь бурно, но личность ничуть не менее интересная. В Красную Армию он вступил в октябре 1939 года. Начало Великой Отечественной войны Владимир Донович встретил в составе 1-й танковой дивизии, а уже в августе он находился под Ярцево, где он впервые отличился. Фаершейн дважды награждался Орденом Отечественной войны II-й степени, причем награды его напрямую связаны с эвакуацией и ремонтом военной техники. Проявил он себя как хороший организатор и грамотный инженер, второй орден оказался связан с ремонтом моторов ГАЗ-202. Разработанные Фаершейном вкладыши позволили решить проблему, связанную с работой данных двигателей. Закончил он войну в звании гвардии инженер-майора, отличившись в ходе подготовки операции по штурму Кенигсберга. За организацию ремонта танков его наградили Орденом Красной Звезды.

Источники

  1. ЦАМО РФ
  2. Память Народа

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronia-dlia-tankovogo-evakuatora-5f8c080da70d4515e799d2bf

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account