Иркутское адмиралтейство и Байкальская флотилия первого состава

16

Содержание:

Байкал обладает более чем морскими глубинами и площадью (31722 кв.км) больше чем некоторые обще признанные моря вроде Мраморного или Лигурийского и не на много меньше, но намного глубже Азовского. То есть вполне себе «море» (хотя у меня к нему отношение достаточно пренебрежительное, может потому что привык), в котором «морских баталий» до гражданской войны не было. Тем не менее «военный» флот на озере имеет давнюю историю.

ЗАРОЖДЕНИЕ

Казенное судоходство в регионе зародилось достаточно рано. Первые постоянные перевозочные суда – небольшой пакетбот и лодка – появились на Байкале еще в 1726 году. С 1735 байкальское судоходство было передано в ведение Адмиралтейц-коллегии. Так в 1737 г. из коллегии в провинциальную канцелярию сообщается: в связи с тем, что почтовое судоходство на озере совершается гребными судами, есть необходимость иметь почтовые боты, для строительства которых Берингу (да тому самому) предписано отправить в Иркутск ботового мастера Козлова.

По сведениям А. Сгибнева, Козлов прибыл в Иркутск и в 1738 г. спустил на Байкал первый военный бот. Он оставался в Иркутске до 1760 г., занимаясь постройкой и ремонтом судов. Новые типы судов требовали особого к себе отношения. Казачьи дети не умели управлять оснасткой морских парусников. И этому учили их моряки экспедиции. В 1742 г. А. Чириков командировал боцмана Трубицина с двумя матросами для управления ботами. По тем же сведениям, Трубицин управлял судоходством и командовал лично одним из ботов до 1750 г. Все эти годы продолжала поддерживаться почтовая переправа, но не всегда ее обслуживали боты. Иногда использовались и обыкновенные мореходные лодки.

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ КОМАНДА

Впрочем, никакой оперативно – тактической единицы на Байкале не было, прообраз Байкальской военной флотилии был создан только в 1754 году когда 29 июня 1754 был издан указ Сената о назначении в Иркутск адмиралтейской команды, а также учреждена навигацкая школа (школа навигации и геодезии) в Иркутске. Причина была связана с готовящейся «секретной» Нерчинской экспедицией по изучению верховий Амура встал вопрос о развитии судоходства на Байкале и в Забайкалье. В ведение команды передавались судоходство на озере (зона «ответственности» акватория озера Байкал и реки Ангара),  и организация снабжения всем необходимым тихоокеанских портов.

В 1754 в Иркутск прибыл штурман Михаил Татаринов, по другим данным на 10 лет позднее. Помимо командования адмиралтейством ему было поручено управление навигацкой школой и одновременно руководство Морским управлением, созданным при резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири в том же году. В ведение Иркутского адмиралтейства так же перешла Охотская морская команда, наряду с другими работами производившая топографическую съемку берегов Байкала.

Впрочем, как такового казенного судоходства на Байкале практически не было, к моменту организации адмиралтейства по Байкалу ходил 1 малый бот (видимо тот самый построенный Козловым), найденный М. Татариновым в плохом состоянии. Впрочем, пока экспедиция до 1763 г., работала в Забайкалье, ничего другого не строили, поскольку не был решен вопрос о новом типе судов и начале их строительства. То есть флот теоретически был, а корабельного состава кроме того самого бота и шитиков (по сути обычных лодок) не было.

В 1763 г. на прибывших в Иркутск специалистов, наконец то была возложена задача построить для плавания по Байкалу два новых казённых бота. Первый же бот, названный «Борис и Глеб», был заложен на Ангаре 27 июля 1764 г., а второй — «Святой Козьма Святоградец», — 7 июля этого же года. Их постройка закончилась только в следующем году. Интересно что строили их по чертежам которые прислали из Петербурга. В дальнейшем построили еще несколько судов подобного типа.

Чертеж ботов типа «Борис и Глеб»

Чертеж ботов типа «Борис и Глеб»

ИРКУТСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО

В 1765 г. был решён вопрос о постоянном месте для Адмиралтейства, для подготовки к постройке помещений которого штурману Татаринову были выделены ссыльные, до этого помещения в которых располагались отдельные подразделения адмиралтейской команды были разбросаны по уже не маленькому по тем временам городу. Место это было выбрано в устье реки Иды (Ушаковки) вблизи Знаменского Девичьего монастыря и мельниц купца Ушакова. На этом месте под руководством Татаринова были построены эллинги для судов, казармы для рабочих и другие подсобные помещения. В штате Иркутского Адмиралтейства числилось: 2 подмастерья, квартирмейстер, один матрос, 3 купора (купор — специалист, подготавливающий обручную посуду и бочки под порох и воду), 2 токаря, по одному столяру и конопатчику, 4 плотника и несколько (по потребности) мастеровых из местного казачества. Всего при адмиралтействе находились 3 офицера и ок. 90 нижних чинов Морского ведомства. Тем не менее, на протяжении всего существования адмиралтейство в его штате ощущалась нехватка кадров: штурманов, матросов, корабельных мастеров.

Содержание Адмиралтейства с судоверфью обходилось по 2000 рублей в год. Затраты на строительство первых двух судов составили по 1200 рублей, а ремонт ботов оценивался по 200 рублей за единицу. Для безопасности плавания по Байкалу адмиралтейство выстроило маяк у входа в зал. Прорва возле Посольского монастыря. В общем адмиралтейское хозяйство было разнообразным в версте от истока Ангары функционировала Никольская пристань, где зимовал парусный Байкальский флот.

Весной 1779 г. в управление губернией вступил Франц Николаевич Кличка, и по его требованию Татаринов представил проекты двух судов, заготовку леса для которых просил начать немедленно. Направленные в Адмиралтейств-коллегию чертежи судов были забракованы, и в Иркутск отослали для руководства два чертежа галиотов и один палубного бота, на выбор. Татаринов сумел убедить губернатора, человека в инженерном деле сведущего, что такие большие суда (галиоты длиной 21 и 24 м и бот длиной 18 м) для Байкала не подходят и, кроме дороговизны в постройке и постоянной неполной загрузки, не будут ничем превосходить разработанные в Иркутске проекты. Не переставая переписываться с Петербургом, Ф.Н. Кличка утвердил предложенные проекты и дал разрешение на постройку палубного бота длиной 15 м, шириной 4,5 и глубиной трюма около 1,6 м. Средства на постройку изыскали местные, все чертежи и сметы отправили на утверждение в Сенат, где документы были утрачены, и сенатского согласия на постройку судна так получено и не было, бумаги где-то затерялись.

Судно, названное «Святые Петр и Павел», строилось своим чередом, и в сезон 1782 г. корпус его был в основном готов. В августе 1783 г. Татаринов доносил новому губернатору И.В. Ламбу о готовности судна и буксировке его бичевой к байкальскому Лиственичному зимовью. Не ограничиваясь постройкой нового судна, при губернаторе Ф.Н. Кличке было налажено судоходство на почтовых лодках; при нем, капитально отремонтированный, совершил несколько кампаний бот «Адриан и Наталья». Впрочем, в дальнейшем пришлось строить так называемые галиоты по типу балтийских. В принципе это были увеличенные палубные боты.

Двухмачтовый галиот подобный используемых на Байкале

Двухмачтовый галиот подобный используемых на Байкале

Однако нельзя точно сказать, сколько галиотов успели построить, в основном из-за сложности классификации, где то их называют галиотами, где то ботами, где то транспортами. В целом это были вариации одного проекта которые отличались в первую очередь размерами, поскольку Адмиралтейств-коллегия не учитывала особенности навигации на озере (резкие ветры с частой сменой направления, крутые и короткие волны, боковой дрейф, бортовая качка) и предписывала строить обычные морские боты или галиоты, не прислушиваясь к мнению управляющих Иркутским адмиралтейство.

В 1804 г. адмиралтейство поменяло место «базирования» и на правой стороне реки Ушаковки строится целый комплекс служебных зданий для Адмиралтейства: казармы для служителей, амбары, склады, кузницы и небольшое производство для изготовления канатов и другой корабельной оснастки. Стапеля же остаются на Ангаре. Но удивительно другое. Необъяснимо, по каким соображениям было выбрано это весьма неудобное, заливаемое паводковыми водами, место. До нового эллинга на Ангаре было две версты. Поэтому в 1819 г. на Ангаре в Знаменском предместье началось строительство нового комплекса сооружений Адмиралтейства, оконченное через пять лет. Часть зданий была перенесена, а часть строили заново. Основным сооружением являлся очень большой канатный завод, длина которого по фасаду, расположенному вдоль реки Ангары, составляла более 300 метров. В этом же здании под башней со шпилем и флагштоком, расположенным по центру, имелась на втором этаже своя чертёжная мастерская. При Адмиралтействе также имелись: казармы для служителей с кухней и баней, склады, мастерские, кузница, караульный дом и другие. Здесь же имелся крытый эллинг.

Схема Иркутского адмиралтейства в 1829 г.

Схема Иркутского адмиралтейства в 1829 г.

«БАЙКАЛЬСКИЕ ГАЛИОТЫ» И УПРАЗДНЕНИЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА

В итоге ситуация изменилась только уже в XIX веке и не в последнюю очередь из-за судьбы галиота «Святой Николай». Построенный по проекту, присланному из Петербурга, он был уведён в воды Байкала 26 июня 1819 г. И в первый же самостоятельный выход в море, при первом же резком порыве ветра галиот перевернулся, и в таком виде его три дня носило по волнам Байкала. Больше это судно не плавало. Эта трагедия способствовала выработке особого типа судов — бай­кальских галиотов. Они отличались хорошей устойчивостью из-за более плоского, чем у морских судов дальнего плавания, днища и более низких мачт. Байкальские галиоты имели прекрасную проходимость и по мелководью. Например, в 1827 г. Иркутским Адмиралтейством был построен самый большой галиот «Ермак». Его длина равнялась 60 футам, кормовая осадка — 3,5 фута, а носовая — 3 фута.

В дальнейшем построили еще несколько судов, последним из них стало транспортное судно «Иртыш», которое было которое и было спущено в час дня 16 сентября 1838 г. В 1838 в Иркутск из С.-Петербурга прибыл капитан-лейтенант Васильев с приказом о расформировании Байкальской флотилии. В 1839 казённое судоходство на озере прекратили, и Адмиралтейство упразднили. На его месте сейчас фактически пустырь, а у истока Ушаковки (которая у настоящему времени превратилась в речушку глубиной в метр) располагается лодочная станция. Ни каких раскопках в этом районе мне неизвестно. Байкальская военная флотилия исчезла на 80 лет.

Всего до 1839 в Иркутске построено 23 парусных судна (отбросив классификацию связанное с названием галиот, оставив за ней только первый корабль): 1 швертбот, 3 большие почтовые лодки, 1 дощаник, 1 шхойт, 1 пакетбот («Александр»), 1 галиот, 4 транспорта (в т. ч. «Ермак», «Иркутск», «Иртыш»), 11 ботов («Кузьма-святогородец», «Борис и Глеб», «Бурят», «Адриан и Наталья», «Николай», «Ермак» и др.) и судно «Посольск» на Лиственничной пристани.

Немного о вооружении кораблей Байкальской флотилии. Хотя она считалась транспортным подразделением Адмиралтейств-коллегии, а позднее Морского министерства ведомства корабли (ну военные же) не несли постоянной артиллерии, хотя такая возможность предусматривалась. Только «галиоты» «Александр Невский» и «Посольство» несли аж по 4-6 3-фн фальконета. В отдельных случаях ставили пушки армейского типа, которые устанавливали в ситуации очередного «шухера», правда город, который не раз укрепляли так и не был не разу осажден. Одну из таких пушек нашли дайверы в 2017, может ее ставили на корабли, а возможно она «чебурахнулась» во время транспортировки. Пушку нашли на глубине около 10 метров у старой пристани в Листвянке (там зимовали корабли), но по доброй иркутской традиции ее «спиз…и» (уродов у нас хватает) в этом году. Клеймо прочесть не успели.

Чугунная пушка найденная на дне Байкала.

Чугунная пушка найденная на дне Байкала.

Известные суда Байкальской флотилии первого состава.

Боты

Без названия. Заложен на оз. Байкал, спущен в 1738 г. В 1764 г. сожжен для выплавки железа.

«Адриан и Наталия». Длина 16,76 м. Ширина 5,18 м. Осадка 1,98 м. Заложен в январе 1773 г. в Иркутске.

«Михаил». Заложен в Иркутске, спущен в 1823 г. В 1837 г. разобран в Иркутске.

«Борис и Глеб». Длина 15,24 м. Заложено в Иркутске 27 июня 1763 г., спущено 24 июля 1765 г. В 1772 г. выброшено на берег у Посольского монастыря, где и сожжено для выплавки железа.

«Святого Кузьмы Святоградца». Длина 15,24 м. Заложено в Иркутске 7 сентября 1764 г., спущено 12 октября 1765 г.

Галиоты

«Александр Невский» заложен в Иркутске 1789 г.

«Посольство» построен в Иркутске. Спущен 22 августа 1805 г.

«Александр» построен в Иркутске. Спущен 9 мая 1814 г. На Байкале галиот прослужил 13 лет в качестве почтово-пассажирского судна.

«Святой Николай» построен в Иркутске по проекту, присланному из Петербурга в 1819 г., уведён на Байкал 26 июня 1819 г. В первый же самостоятельный выход в море перевернулся, и в таком виде его три дня носило по волнам Байкала. Больше это судно не плавало.

Транспорт, так же относят к типу «Байкальские галиоты»

«Ермак». Длина 18,29 м. Ширина 5,66 м. Осадка 1,83 м. Заложен в Иркутске 28 августа 1825 г., спущен 7 июня 1827 г. В 1839 г. разобран.

«Иркутск». Длина 19,2 м. Ширина 6,22 м. Осадка 2,13 м. Заложен в Иркутске 21 апреля 1833 г., спущен 16 сентября 1834 г. В 1838 г. потерпел крушение на оз. Байкал.

«Иртыш». Длина 19,41 м. Ширина 6,25 м. Осадка 2,13 м. Заложен в Иркутске 21 февраля 1837 г., спущен 16 сентября 1838 г. В 1844 г. продан.

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account