Противотанковая САУ «Объект 416»: почему проект закрыли

18
Противотанковая САУ «Объект 416»: почему проект закрыли

Противотанковая САУ «Объект 416»: почему проект закрыли

Содержание:

На рубеже сороковых и пятидесятых годов советское командование занялось вопросом замены устаревших самоходных артиллерийских установок СУ-76М и СУ-100. Было запущено несколько новых проектов, но не все они дали реальный результат. Один из этих проектов привел к появлению САУ «Объект 416», построенной с применением ряда оригинальных решений разного рода. Однако чрезмерная сложность и неудобство эксплуатации не позволили этому образцу пройти дальше испытаний.

На стадии проектирования

Разработка новой САУ, вскоре получившей шифр «416», задавалась постановлением Совмина СССР от 15 октября 1949 г. Головным исполнителем работ назначался харьковский завод №75. Заказчик требовал создать новую боевую машину с вооружением в виде 100-мм нарезной пушки и усиленным бронированием, способную бороться с танками и укреплениями. Эскизный проект и макет боевого отделения следовало представить в I квартале следующего 1950 г.; до конца года ожидали полноценный опытный образец.

Схема «Объекта 416»

Схема «Объекта 416»

Первый вариант «Объекта 416» в виде документации и полноразмерного макета был готов в марте 1950-го. Конструкторский коллектив во главе с П.П. Васильевым предложил бронемашину переднемоторной компоновки с размещением всего экипажа в боевом отделении с полноповоротной башней. Основным вооружением стала пушка Д-10Т. Боевая масса, по расчетам, достигала 24 т.

Макет представили Научно-техническому комитету ГБТУ, и тот выдал некоторые рекомендации. Так, машину посчитали перетяжеленной. Параметры пушки Д-10Т назвали недостаточными и потребовали заменить ее более эффективной М-63 от пермского завода №172. Также имелись предложения о размещении экипажа, боекомплекта и других компонентов.

Макет «Объекта 416», 1950 г.

Макет «Объекта 416», 1950 г.

Изменение проекта заняло чуть больше месяца, и в мае его вновь представили НТК ГБТУ. 27 мая комитет одобрил эскизный проект и разрешил переход на стадию технического проектирования. Эти работы продолжались до осени; 10 ноября технический проект утвердили, после чего началась выработка рабочей документации. На этом этапе проект вновь доработали, и его окончательный вариант был готов в мае 1951 г. Летом началась сборка отдельных агрегатов для испытаний перед строительством полноценного прототипа.

Принципиально новые решения

К перспективному «Объекту 416» предъявлялись специфические требования в части сочетания защиты, вооружения, подвижности и массы. Все это заставило инженеров искать и прорабатывать принципиально новые решения. Так, впервые в отечественной практике весь экипаж, включая механика-водителя, разместили внутри башни. Кроме того, использовали дизель ДГ необычной для того времени компоновки, имевший минимальные габариты.

В ходе доработки исходного проекта были внесены существенные изменения. За счет облегчения незащищенных деталей усилили бронирование, усовершенствовали силовую установку. Пневмоэлектрические средства управления заменили гидравлическими. Около трети деталей и узлов уже находились в серии и не требовали переорганизации производства.

Для «Объекта 416» спроектировали оригинальный броневой корпус, свариваемый из листов толщиной от 20 до 75 мм, с максимальной защитой лобовой проекции. Передняя часть корпуса выделялась под агрегаты силовой установки; вся корма вмещала боевое отделение. На нем устанавливалась литая башня с максимальной толщиной брони 110 мм. Боевое отделение фактически «стояло» на днище корпуса, что позволило сократить высоту машины и в целом уменьшить площадь лобовой проекции.

Силовую установку построили на основе 12-цилиндрового оппозитного двигателя ДГ мощностью 400 л.с. Трансмиссия включала фрикцион сухого трения, двухвальную пятиступенчатую коробку передач, понижающий редуктор, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и однорядные бортовые редукторы. От коробки передач отбиралась мощность для насосов гидравлической и пневматической систем. В топливной системе присутствовали баки общей емкостью 420 л.

Разрезной макет двигателя ДГ, часть цилиндров отсутствует

Разрезной макет двигателя ДГ, часть цилиндров отсутствует

Ходовая часть на каждом борту включала шесть однодисковых опорных катков с наружной амортизацией и торсионной подвеской. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались в носовой части корпуса.

Основным вооружением «Объекта 416» стала 100-мм нарезная пушка М-63, выполненная на базе серийной Д-10Т. Она имела ствол длиной 58 клб с дульным тормозом щелевого типа. Орудийная установка обеспечивала вертикальную наводку в пределах от -3° до +15°. При стрельбе с места поворот башни обеспечивал стрельбу в любых направлениях, на ходу – в пределах переднего сектора шириной 150°. Стрельба обеспечивалась телескопическим прицелом ТШ2-22 и панорамным С-71.

Пушка получила механизм досылания для унитарных выстрелов. Также имелись механизмы для подачи выстрела на линию заряжания, упрощавшие работу экипажа. После выстрела канал ствола продувался сжатым воздухом. Боекомплект состоял из 35 снарядов разных типов. Примененные механизмы позволяли одному заряжающему обеспечивать скорострельность до 5-6 выстр./мин.

Вспомогательное оружие состояло из одного спаренного пулемета СГМ с боекомплектом 1000 патронов. Также САУ несла на корме корпуса две большие дымовые шашки с возможностью сброса.

Машиной управлял экипаж из четырех человек. Слева от орудия друг за другом находились наводчик и командир, справа – водитель и заряжающий. В крыше башни предусматривались люки. В распоряжении экипажа имелись переговорное устройство ТПУ-47 и радиостанция 10-РТ-26.

Водитель, размещенный в боевом отделении, должен был следить за дорогой при любых углах поворота башни. Для этого применили сложные, но эффективные решения. Рабочее место водителя выполнили в виде отдельного блока, вращающегося вокруг вертикальной оси. Автоматика отслеживала положение башни и при помощи гидравлического привода удерживала водителя параллельно продольной оси корпуса. Наблюдение за дорогой осуществлялось через перископы на люке, синхронизированные с рабочим местом. Передача усилий с органов управления выполнялась гидравликой.

Подвижное рабочее место водителя

Подвижное рабочее место водителя

Длина получившейся САУ по корпусу достигала 6,3 м, с пушкой вперед – до 8,5 м. Ширина – 3,24 м, высота – всего 1,82 м. Масса осталась на уровне 24 т. Расчетная скорость – 50 км/ч, запас хода – до 260 км.

Прототип на испытаниях

В конце лета 1951 г. в Харькове началась сборка отдельных агрегатов для проведения испытаний, после которых их планировалось использовать на опытной САУ. Сборку прототипа предполагалось осуществить в течение ноября, и в начале декабря он должен был выйти на испытания. Однако на этом этапе начались проблемы. Смежники не успели вовремя предоставить башню и двигатель, из-за чего сборку опытного «Объекта 416» начали только 29 марта 1952 г.

В конце мая готовую машину показали заказчику, после чего отправили на Чугуевский полигон для проведения заводских испытаний. С 19 июня по 12 ноября самоходка демонстрировала свои характеристики и возможности. Параллельно совершенствовались силовой блок и ходовая часть. Следующий этап испытаний продолжался до лета 1953 г. и преследовал схожие цели.

Опытная машина на испытаниях

Опытная машина на испытаниях

Вид на корму

Вид на корму

В августе 1953-го САУ «416» отправили на Ленинградский артиллерийский полигон для проверки вооружения. После завершения этих мероприятий, в декабре того же года, провели контрольный пробег по сильнопересеченной местности. Всего за время заводских испытаний опытная машина прошла почти 3 тыс. км по разным местностям и сделала несколько десятков выстрелов. Все это позволило набрать достаточно информации для анализа и определения ее перспектив.

Плюсы и минусы

«Объект 416» удачно сочетал в себе малую массу и высокий уровень защиты. Кроме того, пушка М-63 обеспечивала весьма высокую для своего времени огневую мощь. Одним из главных отличий «416» была оригинальная компоновка моторного отделения и обитаемого отсека, позволившая резко сократить поперечник корпуса и башни, а следовательно повысить живучесть на поле боя. Двигатель ДГ, несмотря на новизну конструкции, хорошо показал себя как на самостоятельных испытаниях, так и на бронемашине.

Новизна конструкции и оригинальные решения в целом не были проблемой, однако приводили к существенным затруднениям. В первую очередь отмечалось неудобство работы экипажа: вращающееся рабочее место водителя удерживалось параллельно оси корпуса, но при вращении башни перемещалось перпендикулярно ей. Для вождения подобной машины требовались особые навыки. Задняя часть боевого отделения оказалась низкой и тесной, из-за чего заряжающему приходилось работать сидя или стоя на коленях (это ухудшало его возможности и сказывалось на скорострельности). Наконец, наблюдались сложности при стрельбе на ходу.

Финал: калибр 100 мм

Рассмотрев сильные и слабые стороны, проект «416» решили закрыть. Также временно приостановили разработку оппозитных дизелей по типу ДГ. Единственную построенную самоходку нового типа отправили на хранение. В дальнейшем она попала в музей (г. Кубинка), откуда недавно переехала в открытую экспозицию парка «Патриот».

"Объект 416" в парке "Патриот"

«Объект 416» в парке «Патриот»

Следует отметить, что «Объект 416» не был последним образцом своего рода. Параллельно с ним создавалась САУ «105» / СУ-100П со схожими боевыми возможностями. После длительной доводки она даже дошла до малой серии и эксплуатации в войсках. Однако вскоре стало ясно, что перспективным противотанковым самоходкам нужно более мощное вооружение. Развитие 100-мм направления прекратили в пользу систем большего калибра.

Приложение

источник: https://topwar.ru/172398-protivotankovaja-sau-obekt-416.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account