23

“Т-26 так же неисчерпаем, как атом!”

Уж сколько было попыток модернизации Т-26, как в реальной истории, так и альтернативных. И это понятно – Т-26 очень хороший танк, только маленький, легкий, тонкобронный. И пушка у него хорошая, но маленькая. Вот если бы его взять и немного доработать…
Но почему-то все попытки оказываются неудачными. В лучшем случае получается эрзац-ПТ САУ или эрзац-ЗСУ, но не танк. Не получается нормальный танк. И уж некоторые прямо говорят – “Оставьте вы его в покое, он безнадежен”. И в их словах есть доля горькой правды. И тогда альтернативные танкофилы поддаются на время растерянности и малодушию, и тема модернизации Т-26 замирает…

Недавно был перевыложен старинный цикл статей уважаемого коллеги Ансара02 “Россия без большевиков”. Про альтернативные танки Российской империи. В свое время статьи бурно обсуждались, а я по молодости лет все обсуждение пропустил. А тут почитал статьи – мысли появились. Начал их думать. А как подумал, так обнаружил альтернативную конструкцию танка, которой вроде нигде не было. Но конструкция, вроде, интересная. Ну, дальше, стало быть – пост с картинками. Как положено.

Больше всего подрубила у Ансара конструкция тяжелого танка с двумя моторами, каждый на своей гусенице. Вот он пишет:

Таким образом, танк меняет скорость и управляется в основном за счёт газа. Если в нормальном танке водитель руками орудует рычагами бортовых фрикционов, то в альтернативном – тонкими рычажками газа двигателей.

А коллеги возражают, де не будет такая каргалыга прямо ездить. И под этим надуманным предлогом отбросили эту многообещающую идею. Ну и зря!

Во-первых, двухмоторных машин строили много и разных. И что-то никто не жаловался на плохую управляемость. Скорее, наоборот. Вот, для примера, что с ходу вспомнилось – известные и хорошо узнаваемые двухмоторные машины:

Т-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 СреднийТ-26-2 Средний

Так что 2х-моторная схема вполне работоспособна.

Конечно, тут есть как достоинства, так и недостатки.

Например, количество агрегатов удваивается – недостаток. Но зато можно использовать имеющиеся агрегаты малой мощности – преимущество. Очень большое преимущество, так как мощных моторов может и не быть, а эти слабые выпускаются серийно. Кроме того, облегчается режим работы и охлаждение агрегатов. И ремонт, и компоновка.

Хотя… Один мощный мотор должен стоить, весить и занимать объем меньше, чем два мотора той же суммарной мощностью. Теоретически.

Зато для гусеничной техники на двух моторах реализуется независимый привод гусениц. Тут тоже есть свои плюсы и минусы.
Зависит от компоновки. Главный вопрос – сможет ли машина двигаться при выходе из строя одного из моторов? Если нет, то как-то плохо. А если сможет, то хорошо – это повышает надежность, для военной техники это очень важно. Допустим, танк подбили, а он своим ходом вышел из боя.

Во-вторых, два мотора дают немедленное удвоение мощности. Значит, можно рассчитывать на удвоение массы машины, а это открывает принципиально-новые возможности. На агрегатах легкого танка можно построить средний танк.
Вот этим и займемся.

Можно было бы повторить классическую компоновку с задним расположением моторного отделения. Но, глядя на картинку тяжелого двухбашенного танка с моторами посередине, захотелось сделать строго наоборот. Башня (одна) – по центру, а моторы (два) – спереди и сзади.

Т-26-2 Средний

А вот и он – герой нашего рассказа, средний пехотный танк качественного усиления Т-26-2.

Силовая установка – два двигателя ГАЗ-26 мощностью 2х85лс

Масса ранних модификаций – 20 т.

Скорость – 30 км/ч

Экипаж – 6 человек.

Два водителя — передний и задний, два пулеметчика, и в башне наводчик орудия и командир.

Башня 2-х местная, но задний водитель при необходимости работает за заряжающего. Задний пулеметчик по совместительству – радист.

Броня – Лоб — 30 мм, борта, корма, башня – 20 мм, крыша, днище – 10 мм.

Вооружение – 76 мм орудие (пока короткоствольное), три пулемета ДТ.

Соответственно, пулеметы у командира в шаровой установке в башне или на зенитной турели, и у пулеметчиков в двух из 4-х шаровых установках.

То-есть, каждый пулеметчик имеет две шаровые установки: прямо перед собой и сбоку, и для переноса огня ему приходится пересовывать пулемет. Ну а чё?

В целом ТТХ (кроме скорости) повторяют Т-28, но танк построен из деталей Т-26 и, соответственно, дешевле и доступнее для массового производства.

Т-26-2 предназначались для усиления полков легких танков в количестве одной танковой роты на полк. Но военные быстро сообразили, что именно средние танки должны составлять основу танковых войск. И штаты поменяли на две роты средних танков на полк, а Т-26 оставили одну роту для учебы и боевого охранения. И, по мере исчерпания ресурса, Т-26 полностью заменялись на Т-26-2.

Т-26-2 Средний

Вот два Т-26-2, вид спереди и сзади. Найдите отличия.
На лобовой броне висят запасные траки, а сзади нет.
Броня спереди 30, а сзади 20 мм, но снаружи это не видно.
Вперед три скорости, а назад одна, но это опять не видно.
Переднее правое колесо – ленивец, а остальные три угловые колеса — ведущие. Как так?
А вот так. Придется показывать начинку танка.

Т-26-2 Средний

Вот прозрачный вид сверху. Хорошо видно размещение оружия и экипажа. Задние пулеметчик и водитель отсутствуют. Моторы и КПП отмечены красным. Причем моторы установлены поперечно! А это обалденно круто. Кто в теме, должны оценить. Видно, что передний мотор вращает переднее колесо левой гусеницы, а задний мотор – заднее колесо правой гусеницы. Так что ведущие колеса расположены по диагонали.
Но задние колеса обеих гусениц связаны межгусеничным валом (на схеме выделен зеленым цветом). На заднем левом ленивце имеется фрикцион и тормоз, так что заднее левое колесо тоже может стать ведущим. Нормально задние колеса не связаны, но при выходе из строя одного из моторов сохраняется возможность движения танка на первой и задней передачах на одном оставшемся моторе. Повысилась общая надежность машины!!!

Спереди желтым цветом отмечен основной 200-литровый бензобак. Ну, а где его разместить? Под ногами у башнеров есть место. Оно, правда частично занято запасной боеукладкой. Да и вряд ли им понравится топтаться по бензобаку. Рядом с задним мотором? Там межгусеничный вал. Но можно и туда, для чего придется немного удлинить заднюю часть.

Т-26-2 Средний

Запасные бензобаки (4х100 л) установлены по бортам между пружинами подвески.

Посадка экипажа производится через бортовые двери. Имеются также башенные люки.

Из приборов наблюдения имеются: 4 смотровые щели у водителей, 4 смотровые щели в бортовых шаровых установках, 2 смотровые щели в башне, прицел у башенного пулемета, орудийный прицел (2 штуки) и командирская башенка.

Так что обзорность неплохая.

Кстати, и защищенность тоже неплохая, к тому же моторы защищают экипаж спереди и сзади.

Т-26-2 Средний

Перспективы развития.

Увеличение мощности орудия. Размеры башни позволяют.

Усиление защиты. В принципе, мощность двигателей такая же, как у «Матильды», а она весила 27 тон. Значит, есть запас по массе. К тому же, возможно, двигатели удастся таки форсировать до 100 лс.

Тогда старые Т-26-2 можно добронировать экранами 20 мм по кругу. Новые Т-26-2 с усиленным бронированием можно сразу выпускать с броней лоб, башня – 50, борт, корма – 30 мм и бортовыми экранами 10 мм. Экраны понадобятся в любом случае для защиты ходовой части.

Самое главное! Как осуществляется синхронное переключение скоростей у моторов? Неужели оба водителя дергают по команде каждый свою ручку КПП? Да, на первом опытном образце так и было. Но быстро выяснилось, что это не очень удобно. Поэтому под полом башни проложили тяги, соединяющие органы управления. Теперь управление скоростью, сцеплением, газом, тормозом обоих двигателей доступно с любого водительского места. Стало гораздо удобнее. Немного не так, как на современных автомобилях. Но тоже вполне приемлемо.

Еще один часто задаваемый вопрос – если скорости двигателей различаются, скажем 1200 и 1250 об/мин, то что? Ничего страшного, машина будет двигаться по дуге с радиусом 60 м.

Водитель это заметит и отрегулирует газ. Управление газом удобно для водителя и меньше нагружает двигатели и трансмиссию, чем те-же фрикционы.

Какой самый крутой разворот при регулировке газом? Предположим, двигатели работают с 2000 и 1000 об/мин. Тогда радиус поворота будет примерно 5 м. Круто.

Если же на одном из бортов включить заднюю передачу, а на другом – первую переднюю, то можно разворачиваться буквально на месте.

Ну и совсем дальняя перспектива.

Если удастся разработать компактные и надежные дизеля мощностью 150…200 лс, то может получиться еще один “самый лучший танк” 40-х годов. Уровня “Шермана”, немецкой четверки и Т-34-85.

Масса – 30т.
Броня – 70,50,70 мм.
Скорость — 40 км/ч.
Орудие – длинноствольное 76 или 85 мм.
Стабилизированный инфракрасный прицел. Пятиступенчатая КПП. Чобхэм. И тд.

Количество выпущенных экземпляров – 20 000, не считая чешских и китайских копий.

Участие в военных конфликтах – Халхин-Гол, Вторая мировая война, Корея, Арабо-израильские войны, другие конфликты середины и второй половины 20-го века.

PS. Компоновка, при которой верхняя ветвь гусеницы стремится «охватить» корпус, очевидно слишком архаичная, принята на первых модификациях танка ради размещения внутри гусениц свечной подвески, бензобаков и входных дверей. Но такая ходовая часть слишком уязвима от вражеского огня и мешает размещению десанта на броне. Поэтому на следующих модификациях, вероятно, будут установлены мелкозвенчатые гусеницы привычных нам очертаний, подвеска будет доработана по типу «Черчилля» и «Меркавы», и все это будет закрыто бортовым экраном. А каждый член экипажа получит посадочный люк в крыше корпуса или башни. То-есть, мы видим, что ходовая часть допускает весьма существенные улучшения. Но это не затрагивает основной принцип компоновки — независимый передне-задний привод гусениц с поперечным расположением моторов.

Т-26-2 Средний

Подписаться
Уведомить о
guest

39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account