Юрий Пашолок. Легкая гаубица для среднего шасси
Работы по «самоходным лафетам» немцы начали еще до начала Второй мировой войны. Приоритетом стали «истребители ДОТ-ов», также велись работы и по истребителям танков, при этом поначалу ориентация была на агрегаты средних танков. Вот только ситуация диктовала необходимость быстрых решений, в результате первыми серийными немецкими САУ стали машины, которые базировались на шасси Pz.Kpfw.I. Они имелись в достатке, пустить их на самоходки было не жалко, а главное, делались они быстро. Уже к французской кампании эти машиины не просто имелись в серии, а находились в войсках.
Несмотря на такое развитие ситуации, от самоходных артиллерийских установок на средних шасси не отказались. Семейство Pz.Sfl.IV продолжало развиваться, причем Krupp, разработчик данных машин, достаточно жестко бодался с 6-м отделом Департамента Вооружений. Дело в том, что Krupp настаивал на создании машины, по компоновке мало отличавшейся от B.W. (Pz.Kpfw.IV). Для лучшей развесовки и снижения высоты линии огня предлагалось разместить её двигатель в кормовой части корпуса. 6-й отдел Департамента Вооружений настаивал на схеме с размещением двигателя под орудием. Это заметно усложняло обслуживание мотора и поднимало высоту линии огня, зато боевое отделение становилось не в пример просторнее. Дополнительной проблемой являлось то, что с такой компоновкой ассортимент моторов оказывался невелик. Вместо Maybach HL 120, штатного мотора Pz.Kpfw.IV, сначала пришлось использовать рядный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 лошадиных сил. Впрочем, и он оказался великоват. Поэтому финальная версия Pz.Slf.IVa, первого самоходного шасси семейства, получила 188-сильный двигатель Maybach HL 66. С таким мотором удельная мощность САУ по сравнению с танком B.W. упала более чем в полтора раза. Впрочем, Krupp продолжил бодаться, считая, что более уместным будет возвращение классической компоновке. Таковую реализовали на Pz.Sfl.IVb, следующей боевой машине семейства. По ее облику можно примерно прикинуть, каким могло быть исходное шасси Pz.Slf.IVa.
В отличие от первой машины, Pz.Sfl.IVb предназначалось для других целей. Данная боевая машина должна была сопровождать танки, поддерживая их гаубичным огнем. Именно в этом проекте и соединились два технических решения: шесть опорных катков на борт с рессорной подвеской, а также кормовое расположение двигателя. Первый эскиз будущей Pz.Sfl.IVb был представлен 14 сентября 1939 года, но его ждала целая серия переделок. В 6-м отделе Департамента Вооружений потребовали снизить толщину брони до 20 мм, а также увеличить боекомплект до 40 выстрелов. Финальные очертания проект Pz.Sfl.IVb стал обретать в феврале-марте 1940 года. 18 марта деревянную модель осмотрел обер-лейтенант Герберт Олбрих из 6-го отдела Управления вооружений, по итогам подготовивший список замечаний. В это время продолжалось обсуждение, какую толщину брони следует выбрать для самоходной установки. Мнения расходились между 20 и 30 мм. В итоге защита от 20-мм автоматический пушек для самоходной гаубицы была признана избыточной, поскольку лишняя броня г это лишний вес, а удельную мощность хотелось удержать на уровне 10 лошадиных сил на тонну.
Откровенно говоря, финальная конфигурация машины больше напоминала танк, чем самоходную артиллерийскую установку. Для начала, у машины была вращающаяся башня, правда, вращение это оказалось не круговым, а по 30 градусов влево и вправо. С башней Pz.Kpfw.IV она не имела ничего общего, а диаметр её погона оказался настолько большим, что на крыше боевого отделения и в бортах пришлось делать специальные расширения. Да и сама башня Pz.Sfl.IVb оказалась большей, чем у Pz.Kpfw.IV. Кроме того, башня была открытой сверху, что упрощало работу расчета. Шасси тоже больше напоминало танк, вот только с Pz.Kpfw.IV у него было немного общего. От исходного танка здесь остались только общая компоновка и некоторые элементы ходовой части, а также смотровые приборы. В остальном же это была совсем другая боевая машина, лишь отдалённо напоминавшая Pz.Kpfw.IV. Например, при аналогичной ширине корпуса Pz.Sfl.IVb был короче почти на 35 сантиметров. Диаметр опорных катков САУ увеличился с 470 до 520 мм (такой же диаметр имели опорные катки Pz.Kpfw.III начиная с Ausf.E), а длина опорной поверхности гусениц уменьшилась с 3,5 до 2,9 метра. При этом удалось добиться существенного снижения боевой массы — до 18 тонн. Так что в 10 л.с. на тонну удалось вписаться, а скорость выросла до 35 км/ч.
Машина получилась специфичная, в том числе и по условиям работы расчета. Внутри оказалось тесновато, но при этом боекомплект составил 60 выстрелов, то есть в полтора раза больше, чем исходные данные. Впрочем, главной проблемой стало совсем другое — сроки. 2 ноября 1940 года 4-й отдел Департамента Вооружений заключил с концерном Krupp контракт № 004–1520/40 на изготовление двух опытных образцов Pz.Sfl.IVb. Вот только построили там эти машины лишь к началу января 1942 года. Пока они строились, с Krupp был заключён контракт №SS-016–4253/40 на изготовление установочной партии leFH 18 (Sfl.). Согласно уточнённым 3 октября 1941 года планам, уже в декабре ожидалась первая машина, ещё две планировалось построить в январе 1942 года, три в феврале и четыре — в марте. Уточнённые 1 декабря 1941 года производственные планы легли в основу контракта №SS-210–8902/41. Согласно ему, общий заказ на серийные leFH 18 (Sfl.) составил 200 машин. Кстати, проходили они в документах ещё и под названием Pz.Sfl.IVb3. Новое обозначение появилось неслучайно: ходовая часть САУ была несколько переработана, а главное, планировалась замена её силовой установки. В качестве нового «сердца» предполагалось использовать двигатель Maybach HL 90 P20K. Поскольку к тому времени производство Pz.Sfl.IVa было отменено, необходимость унификации двух машин по двигателям отпала сама собой. 9-литровый 12-цилиндровый Maybach HL 90 P20K увеличивал удельную мощность самоходной установки до впечатляющих 17,7 лошадиных силы на тонну. Аналогичным образом предполагалось переделать и обе опытные самоходные установки. Вот только всё это оказалось скорее воздушными замками.
Уже во второй половине 1942 года стало ясно, что идея с легкой гаубицей на среднем шасси слегка так ущербная. Легкую гаубицу можно было засунуть на шасси поменьше, а среднее шасси годилось для чего побольше. Так что установочную партию Pz.Sfl.IVb построили, причем 6 машин уехало воевать в составе 16-й танковой дивизии (и сгинуло под Сталинградом), но дальше работы закончились. Хотя, как показало будущее, идея была не столь и плохой. Другой вопрос, что с тем шатанием влево-вправо, которое наблюдалось в немецкой танкостроительной программе, удачные решения нередко тонули.
Статья по Pz.Sfl.IVb:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12944960.html