Содержание:
В начале апреля 1588 года умер датский король Фредерик II. Ему наследовал Кристиан IV, которому на момент смерти отца было 11 лет. До достижения им 19-летнего возраста в Дании правил регентский совет, а в 1596 году власть перешла к молодому королю. Он понимал, что реформы его отца несколько усилили датский флот, но этого было недостаточно. Кристиан IV, чьё правление длилось долгих 60 лет, с 1588 по 1648 год, сыграл в Дании роль, подобную роли Петра I в России. Он смог не только довести до конца реформы флота, заложенные его предшественником, но и скорректировать их, выстроить твёрдую и стройную систему как строительства, так и использования кораблей, разделить корабли по классам, решить, как и где какой класс может и будет использоваться. Но главной проблемой новый король видел непонятную систему учёта и контроля денежных средств.
Финансовая реформа: для флота и не только
Ещё в 1582 году король Фредерик ввёл новую финансовую систему. Главной счётной единицей отныне являлся серебряный далер (30 г серебра). Он состоял из четырёх марок, марка — из 16 скиллингов, скиллинг — из 12 пфенингов. Однако датская экономика очень сильно зависела от немецких рынков, стоимость датской валюты была подвержена колебаниям и инфляции, и поэтому к 1600-м годам датский далер «похудел» вдвое.
В 1619 году Кристиан IV затеял денежную реформу. Новая серебряная монета, риксдалер, равнялась 96 скиллингам, в отличие от прежнего, 64-скиллингового далера. Однако в бухгалтерских счетах и при обмене валюты использовался так называемый курантдалер, равный 80 скиллингам. Риксдалер оставался равным четырём маркам (они после реформы «потяжелели»), а марка равнялась теперь 24 скиллингам. Однако из-за порчи монеты в 1627 году риксдалер имел тенденцию к лажу: он уже стоил 100 скиллингов, потом 102, а в 1632 году — 104 скиллинга.
Кристиан IV разделил доходы на обычные и сверхординарные. Обычные доходы подразделялись на определённые (то есть те, где сумма не менялась из года в год) и неуверенные (чаще всего доходы от пошлин, акцизов и т.д.). К сверхординарным относились все налоги и сборы, введённые специально для того, чтобы покрыть расходы на армию и флот, а также на королевские потребности: налоги на брак, на рождение наследника престола, на подковы и т.д.
Кристиан IV первым среди датских королей привязал финансирование флота к его численности. В мирное время флот содержался на обычные определённые доходы. С началом военной кампании на флот выделялись деньги из неопределённой кассы. В случае же резкого увеличения численности кораблей вводились экстраординарные сборы, которые шли на флот и снаряжение кораблей. Контролировал расходование денег на флот лично король.
Датские «престижные» корабли
По типам кораблей флот Кристиана IV, возросший с 20 (1588 год) до 60 (1630-е годы) единиц, состоял из:
- «престижных» кораблей. Это были крупные 50–80-пушечные корабли, предназначенные для поддержания престижа. В мирное время они выполняли представительские функции в иностранных портах, в военные годы были флагманами эскадр;
- линейных кораблей. Это были суда от 20 до 50 орудий, «рабочие лошадки» флота. Они участвовали в сражениях, блокировали порты, бомбардировали прибрежные укрепления и т.п.;
- малых кораблей. Они использовались для охоты на пиратов, крейсерских походов, высадок небольших десантов, задержания уклонистов от уплаты пошлин;
- галер, которые предназначались для береговой обороны и переходов войск на небольшие расстояния;
- транспортного флота.
Самыми крупными кораблями датчан были 1 400–2 000-тонные левиафаны Fortuna и Tre Kroner, чья длина по килю составляла 105–108 локтей (примерно 50 м). Они несли по 70–80 орудий каждый, 22 тяжёлые пушки (обычно 24-фунтовые) на нижнем деке, 22 кулеврины (18-фунтовки) на среднем деке и 24 сакры (8–9-фунтовки) на надстройках.
Проблемой этих сильно вооружённых «престижных» кораблей оказалась их неповоротливость, а также слабый ход. Это были худшие ходоки датского флота, и их просто было невозможно использовать в море. Достаточно сказать, что Fortuna и Tre Kroner почти все войны Кристиана IV простояли в Копенгагенском порту и были, как шутили моряки, «морским элементом сухопутной обороны города». Это действительно так. За единственным, пожалуй, исключением: в 1606 году Кристиан IV на Tre Kroner совершил плавание в Англию, нанеся визит Якову I. Английские историки считают, что именно этот датский левиафан послужил прообразом созданного в 1610 году британского 55-пушечного монстра Prince Royal.
«Престижные» корабли в 50–60 пушек выглядели не столь внушительно, однако были более практичными. Они участвовали во всех боях и стычках, отлично проявили себя даже в несчастливом для датчан сражении при Фемарн-Бельте в 1644 году и уже с середины 1640-х годов имели тенденцию к увеличению как размеров, так и вооружения. Однако 80–90-пушечные «престижные» корабли вошли в строй уже после смерти Кристиана IV. Всего за время правления монарха было построено 16 «престижных» кораблей.
Линейные корабли
Линейные, или боевые, корабли датчан в начале 1600-х годов ещё проходили в отчётах и бухгалтерских книгах как галеоны. Они были достаточно хорошо вооружены для своего времени и обладали большой огневой мощью, но были уже не столь тихоходными и маломаневренными, как 80-пушечники. Конечно же, «линейными кораблями» мы их называем постфактум, ибо линейная тактика вошла в обиход только в 1650-е годы. Но это были именно корабли для боя «флот на флот», ставшие «рабочими лошадками» всех сражений. Для примера, построенный в Гамменсхольме голландским корабельных дел мастером Питером Мишельсеном 26-пушечный Neldebladet имел в длину 90 локтей по килю и был вооружён на основном деке кулевринами и деми-кулевринами (18- и 12-фунтовками).
Адмиралы Дании и Швеции считали¸ что именно 20-30-пушечные корабли являются оптимальными для Балтики. Однако с 1620-х годов это утверждение стало пересматриваться, и «престижные» корабли II ранга тоже начали увеличивать как вооружение, так и размеры. Например, изначально строившийся в 1616 году как 32-пушечник Patientia при Фемарн-Бельте нёс уже 44 тяжёлые пушки и был флагманом Педера Мунда. В 1630-е годы ядром флота постепенно становились 40-пушечные корабли. Кристиан ввёл в строй в общей сложности 56 кораблей этого класса.
Малые корабли
Использовавшиеся для боя малые корабли несли менее 20 орудий, в основном от 6 до 18 пушек. К этому типу относились:
- пинасы — трёхмачтовые суда с прямым парусным вооружением и со сплошной надстройкой сверху, иногда имевшие вёсла;
- флейты — трёхмачтовые суда с прямым парусным вооружением, имевшие вырез в середине надстройки;
- пинки — двух-трёхмачтовые суда с прямым парусным вооружением, со сплошной надстройкой сверху, чаще всего имевшие вёсла;
- галеоты — одно-двухмачтовые суда без надстройки, несшие косое парусное вооружение и имевшие вёсла.
Кроме этого, существовали прамы — специализированные суда береговой обороны, вооружённые малым количеством тяжёлых орудий, и всякого рода нанятые на кампании или приобретённые у купцов торговые суда, спешно перевооружённые датским адмиралтейством. Помимо участия в сражениях эти малые корабли часто использовались для крейсерств к побережью противника, борьбы с его торговлей, каперских операций. Всего в этом классе было построено 108 единиц.
Галеры и транспортный флот
Галерный флот оказался самой бесполезной тратой денег. Галеры появились в датском флоте в XVI веке в свете веяний со Средиземноморья. Чаще всего они базировались на Норвегию, на Бремен или Кристиансунд, что совершенно непонятно, поскольку Северное море гораздо более бурное, нежели Балтийское. Строились галеры на «испанский манир», имели в длину 25–30 м и от 30 до 50 вёсел. К концу XVI века уцелевшие галеры стали перестраивать в галеасы, но и это не улучшило ни мореходности датских галер, ни условий обитаемости. Попытки использовать галеры вместе с флотом чаще всего оканчивались неудачно, и вскоре галерный флот ограничился перевозкой войск и десантов на побережья недалеко от своих баз. В шхерах галеры неожиданно оказались очень востребованными: их мелкая осадка позволяла оперировать там, где не могли пройти другие суда.
Гребцами на галерах, по образу и подобию средиземноморских стран, были каторжники или заключённые, что опять-таки не увеличивало эффективность этих судов. Когда в 1630-х годах часть галер была переброшена для защиты Копенгагена, Кристиан IV в сердцах заявил, что они выглядят «совершенно обветшалыми» и для планов войны на море являются «больше помехой, чем помощью». В 1631 году Кристиан IV начал от галер избавляться. Однако, к отчаянию короля, «они были совершенно бесполезны, никто их не хотел брать». Всего их было построено 32 единицы.
Ещё одним типом судов были малые галеры, которые совершенно не являлись привычными нам галерами и строились в северной викинговской традиции: по словам Кристиана IV, они были «построены в норвежской манере». Их называли roersiachter. Они несли обычно шесть малых пушек и имели 12 вёсел, а также один прямой парус. Оказалось, что на шесть таких галер прекрасно помещается рота солдат, поэтому их так и использовали — шестёрками. Кораблики оказались незаменимыми для перевозок войск, беспокоящих десантов на острова или отдалённые побережья, а кроме того, они были достаточно мореходными для молниеносных походов как по Северному, так и по Балтийскому морям. Это, говоря современным языком, были настоящие малые десантные корабли, готовые поддержать высадку артиллерийским огнём и подойти достаточно близко к берегу. Малых галер было построено 48 единиц.
Кристиан IV, наверное, был одним из первых в мире правителей, который решил построить своему флоту «плавучий тыл». В него входили суда снабжения, провиантские кэчи, плавучие мастерские и т.д. Транспортный флот Дании, согласно современным исследованиям, насчитывал 378 судов, чего было более чем достаточно для Балтийского моря. Уточним, что это максимальное фактическое число судов, мобилизованных в транспортный флот в определённый момент. В мирные годы их количество проседало очень сильно: например, на 1610 год в транспортном флоте числилось 23 единицы.
К 1630-м годам Кристиану IV удалось построить многочисленный и сбалансированный флот, который был готов к решению самых сложных задач.
источник: https://warspot.ru/12426-datskiy-flot-novogo-vremeni-tipy-korabley