Еще одна интересная статья из жж Юрия Пашолока.
Содержание:
После ряда публикаций, в том числе и в отечественной военно-исторической литературе, у многих возникло ощущение, что немецкий средний танк Pz.Kpfw.III на голову превосходил Т-34. В том числе и по подвижности. Несомненно, немецкий средний танк, который закупили в 1940 году и стали, с лета 1940 года, изучать, оказался крайне неприятным сюрпризом. Выяснилось, что немецкая машина превосходит советские танки в обзорности, трехместная башня с командиром, как отдельным членом экипажа, имеющим собственную смотровую башенку, у немцев в порядке вещей. Имелись и другие преимущества. Естественно, особенности немецкого танка поставили на карандаш и стали внедрять в советских танках. Это касается и разработки Т-34М, имелось влияние на Т-50, да и у КВ командирскую башенку тоже решили внедрять. Что-то успеть сделали, что-то нет.
Вместе с тем, говорить о том, что немецкий танк на голову превосходил Т-34 — это слегка так попытка выдать желаемое за действительное. Немецкий танк (а типовым на летом 1941 года был Pz.Kpfw.III Ausf.G-H, с усилением лобовой брони корпуса и 50-мм пушкой KwK 38 L/42) уступал по броневой защите, сильно уступал по вооружению, а вот что касается подвижности и проходимости… Вот об этом и поговорим. Дело в том, что пишущие про ультимативную подвижность и скорость немецкого танка реально документов об испытаниях не видели. Тем более что в 1940 году купили совсем другой танк, нежели те, что приехали к нам в июне 1941 года. Он был легче на 2 тонны, имел более раннюю ходовую часть, ну и так далее. При этом вот таких веселых картинок, что видно чуть выше, у немцев по 1941 году и далее более чем. И дело тут далеко не в одном «коварном русском грунте». Была целая масса причин, по которым Pz.Kpfw.III реально не превосходил, а сильно уступал Т-34. Да и не только ему.
Быстрый, но недолго
Откуда же взялась максимальная скорость 69 км/ч? Ответ очень простой — она дана в руководстве на Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был закуплен в 1940 года. И это действительно так. Pz.Kpfw.III Ausf.E/F/G действительно могли развивать такую скорость, по крайней мере, на испытаниях Z.W.38 именно это и получили. Но! Как известно, дьявол кроется в деталях, а вот там уже много интересного вылезает.
Если кто-то еще не в курсе, то изначально Z.W.38, золотая мечта Генриха Книпкампа, должен был иметь траки по типу его полугусеничных тягачей. Но на испытаниях выяснилось, что траки эти, имеющие резиновые подушки, быстро «помирают». Поэтому в серию Pz.Kpfw.III Ausf.E пошел c ходовой как у Z.W.38, но со стандартными траками Kgs 380/120, которые почти не менялись еще с Pz.Kpfw.III Ausf.A. При этом Книпкамп хотел получить удельную мощность 20 л.с. на тонну, но танк имел боевую массу 18,5 тонн, а стоял на нем новый 12-литровый двигатель Maybach HL 120 TR. При 2600 оборотах в минуту он выдавал 265 лошадиных сил. То есть удельная мощность была 14,3 л.с. на тонну (У Т-34 в 1941 году удельная мощность была 18,5 л.с. на тонну). Для получения необходимых характеристик была разработана трансмиссия, состоящая из 10-скоростной полуавтоматической КПП Maybach Variorex и трёхрадиусного механизма поворота Cletrack. Но на серийном танке трёхрадиусный механизм поворота заменили на однорадиусный однопоточный, по типу Pz.Kpfw.IV. То есть в серию танк пошел не совсем таким, как был запланирован.
А дальше была польская кампания сентября 1939 года. Она же боль и плачь экипажей Pz.Kpfw.III Ausf.E. Мало того, что на 1 сентября 1939 года в войсках был всего 51 Pz.Kpfw.III, так еще и были безвозвратно потеряны 26 Pz.Kpfw.III всех модификаций. Такого уровня безвозврата не было более ни у одного немецкого танка. Хуже того, часто Pz.Kpfw.III выходили из строя не только от вражеского огня. Осенью 1939 года коробка передач Maybach Variorex 328 145 вела себя если не отвратительно, то уж точно не так, как от неё ожидалось. Призванная упростить работу механика-водителя, на практике она делала это с точностью до наоборот. Более того, Maybach Variorex 328 145 являлась виновницей срыва выпуска танков. Как-то эту КПП всё же допилили и она продолжала ставиться и на Ausf.F, и на Ausf.G, но решение по трансмиссии было еще осенью 1939 года. In 6 постановило вернуть на Pz.Kpfw.III 6-скоростную коробку передач SSG 76. Но сделать это быстро уже не получалось. Maybach Variorex была более компактной, при этом она находилась в одном блоке с механизмом поворота и главным фрикционом. Для перекомпоновки требовалось время, а война уже шла. Поэтому только на Pz.Kpfw.III Ausf.H вернули данную КПП, при этом SSG 76 пришлось немного изменить, чтобы она стыковалась с механизмом поворота. Данная версия получила обозначение SSG 77. И ни о каких 70 км/ч и речи более не было. 40 км/ч, не более.
А еще на испытаниях Z.W.38 вылез еще один момент. Выяснилось, что на скоростях выше 40 км/ч начинается довольно быстрое разрушение бандажей опорных катков. То же самое рапортовали и из войск. Поэтому было рекомендовано не превышать данную скорость, либо ставился ограничитель. У танка, который закупили в 1940 году, ограничителя не было, да и про эту проблему тоже не знали. Поэтому гоняли его, как могли, отчего и были сделаны выводы про скоростной танк. Хотя на самом деле всё было совсем не так. К тому же к лету 1941 года танки семейства Pz.Kpfw.III существенно потяжелели. За счет установки дополнительной броневой защиты и нового орудия, а заодно и усиленной ходовой части, боевая масса достигла 21,5 тонн. На Pz.Kpfw.III Ausf.H стоял 285-сильный Maybach 120 TRM, чуть помощнее, но удельная мощность снизилась до 13,26 л.с. на тонну. Это не считая того, что немцы очень любили навешивать всякие траки и прочий скарб. Поэтому когда кто-то начинает рассказывать, какие у немцев скоростные танки, можете сразу говорить, какой ваш собеседник тупой дятел. Нет, машина вполне подвижная, но не более того. Про «гоночный» танк — это военно исторические поллюции, извините.
А еще там был такой момент, как запас хода и расход топлива. На испытаниях летом 1942 года под Казанью испытывался трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.H, и он, как выяснилось, кушал очень хорошо. Причем запас хода по пересеченной местности прекрасно вписался в немецкие же данные, которые испытатели не знали.
Зачем контролировать дороги
Хорошо известно, что немцы старались взять под свой контроль дороги, наступали они по ним, отступали тоже. Тут и тактика, вполне понятная, но есть оооочень большое подозрение, что дело было не только в тактике. Уж очень часто на том же eBay встречаются фото типа Panzer Schlamm вот с такими живописными пейзажами.
Дело тут в целом ряде аспектов. Во-первых, удельная мощность. Как уже говорилось выше, Книпкамп очень хотел танк с удельной мощностью 20 лошадиных сил на тонну. Это было нужно не только для «гоночного» танка. Высокая удельная мощность нужна и для преодоления тяжелого бездорожья, и для пробивания себе пути в снегу. Неслучайно Pz.Kpfw.III Ausf.A имел самую высокую удельную мощность в семействе — 16,7 л.с. на тонну. А дальше всё было хуже и хуже. При этом Книпкамп был совсем не одинок. Формула «20 лошадиных сил на тонну» была и до войны, и во время нее, и после, и в общем не потеряла актуальности и сейчас. Благодаря такой удельной мощности машина имеет хороший запас по возможности преодолевать самые сложные участки. Вот только к лету 1941 года удельная мощность была, как уже говорилось, 13,26 л.с. на тонну.
Еще одним, очень важным показателем, стало удельное давление на грунт. В Советском Союзе даже 0,85 кг/см2 было очень высоким показателем, при таком начинали бить тревогу. В идеале это должно быть 0,65-0,75 кг/см2, при таком обеспечивается хорошая проходимость на мягком грунте. Надо сказать, что поначалу и немцы имели такое же мнение. Pz.Kpfw.III Ausf.A имел удельное давление на грунт 0,68 кг/см2, очень приличный, для среднего танка, показатель. А вот дальше началось… Поэтому у Pz.Kpfw.III Ausf.E/F удельное давление на грунт выросло до 0,9 кг/см2. И это еще танк, имеющий массу 18,5 тонн! А вот у Pz.Kpfw.III Ausf.H даже после установки чуть более широких траков удельное давление на грунт составило 1 кг/см2. При этом «широкими» траками они были условно. На самом деле ширина осталась те же 380 мм, просто пальцы стали длиннее. О чем та в 6-м отделе Департамента Вооружений думали, непонятно. Зато становится понятно, что Pz.Kpfw.III летом 1941 года — это танк не только не не выдающейся удельной мощностью, но и с очень высоким удельным давлением на грунт.
Результаты такого беспечного отношения к вопросу совершенствования ходовой части прекрасно продемонстрировали совместные испытания зарубежных танков летом 1940 года под Казанью. Нет, местами машина вела себя вполне прилично. Максимальная крутизна преодолеваемого подъёма для Pz.Kpfw.III составила 35 градусов, что стало лучшим результатом. Траки скелетной конструкции обеспечивали хорошее сцепление с грунтом. Но вот когда дело касалось преодоления тяжелого бездорожья… При попытке преодоления брода Pz.Kpfw.III прошёл всего 30 метров, набрал воды и заглох, вытаскивать его пришлось при помощи тягача «Ворошиловец». Еще показательнее получились испытания по преодолению болотистой местности. Pz.Kpfw.III прошёл половину дистанции — 50 м из 100, после чего равномерно погрузился и сел на брюхо. При попытке выехать задним ходом машина увязла ещё сильнее. Неудачей закончились и попытки выбраться при помощи бревна, закреплённого на гусеницах. А до того были еще и испытания по езде по снегу, и там Т-34 был выше немецкого визави на голову.
По итогам получается следующая картина. Pz.Kpfw.III действительно превосходил Т-34 по одним параметрам, но весьма так уступал по другим. И одним из этих параметров была проходимость. По проходимости Т-34 как раз вопросов не было, не зря Сталин в начале 1942 года сказал «как ласточка летает», это было про езду по снегу. Т-34 мог пройти там, где пасовали другие танки, и это часто приводило к нехорошим последствиям (чем круче джип, тем дальше трактор). А вот у немецкой машины с этим дела обстояли не очень. И да, немцы были совсем не дураки. Когда создавался танк нового поколения, там был куда более широкий трак. Но… в виду постоянных хотелок по усилению броневой защиты исходные 35 тонн превратились почти в 45. Поэтому у VK 30.02(M) удельная мощность 20 л.с. на тонну и приличные показатели удельного давления на грунт были, а вот у серийного Pz.Kpfw.Panther — уже нет. Такая вот се ля ви.
Изучение трофейного Pz.Kpfw.III Ausf.H в СССР:
https://warspot.ru/11382-luchshe-pozdno-chem-nikogda
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12840146.html