Сериалы «Спецназ» и «Диверсант». Когда зрителю нужны герои
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Российский кинематограф принято ругать. Особенно если речь заходит про наши сериалы, и особенно — сериалы начала 2000-х. Но даже среди них были исключения — появлялись они тогда, когда зрителю нужно было на кого-то равняться.
В ожидании героев
Начало нового века многим запомнилось усталостью от западного кино. Изначально жутко популярные зарубежные боевики и мультики, конечно, ещё были популярны, но уже появилась потребность в чём-то своём.
Конечно, Щварценеггер крут, и Сталлоне крут, но их истории для нас, как ни крути, — чужие и не вызывали никакого сопереживания. Хотелось посмотреть что-то про наших.
А снимали у нас тогда, кажется, только про бандитов и продажную милицию, и лишь изредка встречалось что-то хорошее про стражей порядка (наверное, те, кто рос в эти времена помнит, что иногда споры «кто круче: опера́ из „Улиц“ или бандиты из „Бригады“» доходили даже до драк).
Про войну из «нашего» долгое время были только советские фильмы о Великой Отечественной. Они, конечно, хороши, но боже, насколько они скучные, если смотреть их ребёнком. Со своей задачей прививать патриотизм и желание подражать героям такое кино просто не справлялось. А про другие конфликты нашего времени была лишь одна чернуха.
Единственное, что хоть как-то выделялось на этом фоне — боевик «Чёрная акула», и то только за счёт сцен с вертолётом. Остальное смотреть было больно.
Вместо голливудского Терминатора
Но всё же спрос потихоньку начал рождать предложение. В 2002 году в телевизионном эфире стартовал мини-сериал всего из трёх эпизодов — «Спецназ».
И это было, наверное, именно то, чего многие так давно ждали.
На первый взгляд, простой боевик про отряд спецназа внешней разведки, но и ничего лишнего — экшен, немного разговоров и ещё экшен. Нет какой-то особой моральной драмы, любовных линий или чего-то подобного. Главные герои просто выполняют различные боевые задачи, противоборствуя террористам с Кавказа и из Афганистана.
Одна серия — одна операция. Иногда это достаточно стандартные задания вроде отлова диверсантов, нападающих на колонны в Чечне, или охота за украденными ПЗРК. Но бывают и достаточно необычные сценарии. Например, захват аэродрома в Афганистане прямо перед тем, как туда сядет угнанный пассажирский самолёт.
Картинка на фоне тогдашнего Голливуда смотрится, конечно, невзрачно, но для нашего кино, и особенно для телевидения того времени, всё вполне адекватно. Есть немного компьютерной графики, она достаточно бедненькая, но глаз не сильно режет даже сейчас. Не стесняются применять пиротехнику и живые трюки.
Но есть и минусы. Например, рваный монтаж, явно показывающий, что снятое безжалостно резали и сшивали по кусочкам.
Сейчас видны и простота постановки, и чрезмерный пафос спецназовцев в некоторых сценах, и часто откровенная глупость сценария.
Но тогда было важно другое: это были наши герои, наши военные, на которых хотелось равняться.
Они побеждали врагов, а не героически погибали, они не были продажными, злыми или тупыми, как во многих других фильмах. И пока со всех сторон тогдашнее общество рассказывало нам, как плоха и ужасна наша армия, сериал «Спецназ» давал повод гордиться и нашей страной, и нашими военными.
Неудивительно, что на годы персонажи из сериала стали героями наших дворовых игр. Русский спецназовец с позывным «Якут», а не Рэмбо или Терминатор. И мне кажется, что это правильно.
Кто-то, читая эти строки, может ужаснуться: «как так — прививать патриотизм детям, показывать в положительном облике нашу армию, о которой можно говорить только плохо» (иногда эта критика и правда обоснована на все 100 процентов). Другие возмутятся, что такое страшное дело, как война, показано в сериале слишком легко: там же людей убивают, реальность войны трагическая, а не героическая. Но есть и другое мнение — что именно такие вещи, как «Спецназ», и нужны зрителю. Мальчишки хотят смотреть про войну, героев и подвиги, и, если им подсовывать чернуху и глубокомысленное кино, они просто начнут смотреть про чужих героев и их подвиги.
К сожалению, хорошее длится недолго. Всего вышло семь серий, разделённых на два сезона. В 2004 году планировалось начать съёмки третьего сезона, но после теракта в Беслане от планов отказались. И снова на экране остались детективы различного пошиба и произведения про Великую Отечественную, в которых, конечно, уже иногда бывали и хорошие бои, но при этом завершались эти фильмы почти всегда одинаково — все героически погибали.
Занимательна и непростая производственная судьба сериала. Первые четыре отснятые серии кардинально отличались, от тех, что в итоге вышли в эфир. Они были больше про ужасы войны, поиски себя и подобные вещи. Такого на экране вполне хватало и без «Спецназа». Потом режиссёра сменили, им стал Андрей Малюков — и получилось, похоже, именно то, что и задумывали. Единственная из отвергнутых четырёх серий, что вышла в эфир, — про спецназовца, ставшего священником, — считается одной из самых неудачных.
Не спецназом единым
Интересно, что Андрей Малюков снимал и другие достаточно интересные вещи. Тут и старый фильм «В зоне особого внимания», и сериал «Грозовые ворота» — тоже про Чеченскую войну, но уже про подвиг и «все погибли» (сценарий был частично основан на истории о реальном бое на высоте 776). Он неплох, но всё же это не то: погибшим героям хочется сопереживать, а не подражать. Это и фильм «Мы из будущего», который не без греха, но неплохо показал попаданцев на киноэкране. И наконец, сериал «Диверсант».
Хороших фильмов про Великую Отечественную в середине нулевых уже хватало, но почти все были трагичными. В лучшем случае к концу выживал лишь один из главных героев, но чаще всего не выживал никто, даже если дело происходило в 1945-м.
Казалось, что наши только и делали, что оборонялись и неизбежно все погибали.
На этом фоне сериал про отряд диверсантов, успешно выполнявших задания в самый сложный 1942 год, смотрелся особенно интересно.
Сейчас в среде патриотичных киноблогеров, которые вместе с разбором фильмов любят поговорить за диалектику и марксизм, «Диверсант» подвергся бы нещадной критике. Как же так — и НКВД иногда лютует, и репрессии упоминаются, и роль партии в победе не раскрыта. Но история про героев, добивающихся успеха даже в невыполнимой миссии глубоко в тылу врага, куда лучше подходит для подрастающего поколения, чем трагедия про подвиг.
Особенно интересно, что первоисточником для сериала послужила малоприятная книга «Диверсант» — из которой в сериале осталось не так и много. А главное, пропала основная идея о заговоре генералов и горы чернухи.
О продолжении — «Диверсант. Конец войны» — говорить не хочется. Снят он другим человеком и снят плохо.
Вот так было тогда, в начале 2000-х. Сейчас, казалось бы, у нас куда больше материала для съёмки подобных боевиков — от войны 2008 года до нашей операции в Сирии. Но ничего подобного нет даже на горизонте. Почему — хороший вопрос. Но ответа на него нет.
источник: https://warhead.su/2020/05/01/serialy-spetsnaz-i-diversant-kogda-zritelyu-nuzhny-geroi