14
Спортивные планеры Breguet 901. Франция

Спортивные планеры Breguet 901. Франция

Содержание:

Рождение Br 901

В 1950 году компании Breguet было предложено разработать проект с характеристиками, соответствующими программе Службы легкой и спортивной авиации (Service de l’Aviation Légère et Sportive – SALS). Руководство SALS, желавшее видеть достойные выступления французских пилотов на международных соревнованиях по планерному спорту, хотело получить высококлассный спортивный планер. В SALS хотели получить планер, даже если бы он был изготовлен в качестве прототипа или был выпущен малой предварительной серией.

В компании Breguet, которая пользовалась благожелательностью со стороны CEV и полууспехом своего планера Br 900, считали себя достаточно квалифицированными, чтобы создать такой летательный аппарат. Компания Breguet получила заказ на постройку двух экземпляров.

Еще в 1952 году г-н Рикар представил аван-проект г-ну Каула (M. Cayla), который в компании Breguet стал отвечать за проектирование и постройку планеров. До этого назначения этот молодой инженер работал в вычислительном центре компании и одновременно был пилотом-планеристом, летавшим на Br 900. Были выполнены расчеты, выпущен комплект конструкторской документации, проведены постройка и испытания прототипа с одной целью: участие в чемпионате мира 1954 года, который должен был состояться в Англии в июле того года. Новый французский планер совершил свой первый полет 11 марта 1954 года под управлением Поля Лепанса. Полет был совершен с аэродрома Тулуза-Лаборд (Toulouse-Lasbordes).

прототип спортивного планера Breguet 901

прототип спортивного планера Breguet 901

Технические описание планера Br 901

Хотя внешне это было не очень заметно, но планер Br 901 сильно отличался от своего предшествен­ника, поскольку конструкторы компании Breguet для его крыла выбрали «полуламинарный» профиль (максимальная толщина на 30 % длины хорды) NACA 63.

схема спортивного планера Breguet 901 S

схема спортивного планера Breguet 901 S

Крыло

Основу силового набора крыла составлял коробчатый лонжерон. За исключением полотняной обшивки в задней части крыло было цельнодеревянным. Нервюры крыла были классическими, а в передней кромке была использована сэндвич-конструкция из фанеры и ПВХ пенопласта Klégecell. Выдвигавшиеся назад щелевые закрылки, которые допускали отклонение под отрицательными углами, были специально разработаны для выполнения полетов «на характеристики» (т.е. адаптация для полетов по спирали). Воздушные тормоза были перфорированными металлическими панелями, которые устанавливались вдоль размаха крыла на его верхней и нижней поверхностях.

Фюзеляж

В виде сбоку фюзеляж планера напоминал аэродинамический профиль его крыла NACA 63. Поперечное сечение фюзеляжа было овальным. Конструкция цельнодеревянного фюзеляжа была полумонококовой и ее основу составляли четыре лонжерона. Внешняя поверхность фюзеляжа представляла собой две полуоболочки, склеенные в плоскости симметрии. Фонарь кабины был изготовлен из плексигласа в виде одной детали, вписанной в фюзеляж. Съемное крыло крепилось к двум усиленным шпангоутам фюзеляжа.

Хвостовое оперение

Вертикальное оперение состояло из киля, основу которого составлял коробчатый лонжерон, и присоединенного к его задней кромке руля направления. Однолонжеронный стабилизатор имел деревянную обшивку. Для облегчения перевозки стабилизатор складывался против киля.

Шасси

Одноколесное шасси было убирающимся.

Система управления

Система управления планером состояла из тросов (управление рулем направления и триммерами рулей высоты) и тяг (управление рулями высоты, элеронами, закрылками и воздушными тормозами).

Оборудование

Планер был оборудован для слепого полета, оснащен радио- и кислородным оборудованием. Балластные цистерны, расположенные в передней кромке крыла вблизи корневых частей, позво­ляли изменять массу планера и, таким образом, удельную нагрузку на крыло. Центровка планера могла быть изменена путем установки балласта в носу. По сравнению с Br 900 коэффициент прочности был немного уменьшен (10 вместо 12).

Блестящая карьера

Второй прототип Breguet 901-02, который вскоре последовал за первым прототипом Breguet 901-01, также принял участие в чемпионате мира, прошедшем с 21 по 31 июля 1954 года в Кэмпхилле (Camphill), Великобритания. Пилотом планера был Жерар Пьер (Gérard Pierre), который на чемпи­онате занял первое место.

спортивный планер Br 901-02 на чемпионате мира 1954 года

спортивный планер Br 901-02 на чемпионате мира 1954 года

Это привело к двум важным решениям:

  1. была заказана серия из 60 планеров;
  2. конструкторское бюро компании Breguet начало проектирование двухместного планера, эквивалентного одноместному Br 901 и позднее получившего обозначение Br 904.

В последующие два года инженеры компании Breguet улучшили конструкцию планера, исправив немногочисленные недостатки, обнаруженные на Br 901-01 и Br 901-02 (недостатки в управлении по рысканию и по крену). Эти недостатки были исправлены путем изменения связи киля и фюзеляжа и изменения схемы управления элеронами. Прототипом серийных машин стал планер Br 901-03. В первый день лета 1956 года планер Br 901 (неизвестно – прототип или серийная машина) установил два мировых рекорда (в том числе и рекорд дальности полета – 670 километров) и три рекорда Франции (в том числе рекорд высоты – 9450 метров).

третий прототип Breguet 901-03

третий прототип Breguet 901-03

Серийные планеры стали сходить с производственной линии во время чемпионата мира 1956 года. На этот раз чемпионат проходил во Франции в городке Сен-Ян (Saint-Yan), департамент Сона и Луара. Данный чемпионат был большой возможностью для нового планера и одновременно стал большим разочарованием: Жерар Пьер (на Br 901) и другие французские пилоты были далеки от призовых мест. Однако победитель чемпионата американец МакКриди (MacCready), который буквально раздавил своих конкурентов, летал на … Breguet 901!

Несмотря на успех этого планера и два мировых рекорда, заказ на серийное производство Breguet 901 был сокращен: из трех запланированных серий по двадцать машин в каждой была полностью завершена только первая. Эти двадцать планеров Breguet 901 S были построены в Велизи-Велли­кубле. Вторая производственная серия была сокращена до восьми планеров и была изготовлена в Эр-сюр-л’Адур (Aire-sur-l’Adour).

Несомненно, планеры Br 901 были слишком дорогими для покупки их аэроклубами. Ощущалась потребность в более дешевом и простом в производстве планере, пусть даже с худшими характе­ристиками. Позднее это привело к созданию планера Br 905. Восемь планеров второй производст­венной серии (1958 год) были переименованы в Br 901 S1. Их прототипом был Br 901-04. Эти планеры имели более эффективное хвостовое оперение по сравнению с предыдущими Br 901 S, а кабина пилота была увеличена на 13 см для изменения центровки машины и повышения комфорта пилота.

спортивный планер Br 901 S буксируется легким вспомогательным самолетом Morane 502

спортивный планер Br 901 S буксируется легким вспомогательным самолетом Morane 502

Существовали и другие прототипы Br 901: пятый прототип Br 901-05 с кессонным крылом и бесщелевыми закрылками и шестой прототип Br 901-06 с кессонным крылом и щелевыми элеронами. В 1961-62 годах эти прототипы были модифицированы S.F.A., Сен-Сир (Saint-Cyr).

Прототипы Br 901-05 и Br 901-06 были специально подготовлены для участия в чемпионате мира 1960 года (по версии компании Breguet только прототип Br 901-06). Для чемпионата мира 1963 года был подготовлен последний прототип Br 901-07, который был оснащен крылом от Br 901 S (№15). Этот планер, управлял которым П. Фленри (P. Flenry), был одним из лидеров чемпионата. Прототип был оснащен Br 901-07 бесщелевыми элеронами и полностью убирающимися шасси с закрытыми нишами.

Следует отметить, что лишившийся крыла Br 901 S (№15) впоследствии вновь поднялся в воздух под номером 02. И это несмотря на иногда появлявшиеся сообщения о проблеме совместимости между крыльями и фюзеляжами различных планеров!

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Breguet Br 901 S

Назначение: спортивный планер

Статус: серийное производство

Экипаж: 1 чел.

Размеры:

размах крыла 17,32 м
удлинение крыла 20
длина 7,27 м
площадь крыла 15 м²
мидель-шпангоут 1,00×0,60 м

Масса:

пустого 265 кг
максимальная 430 кг
максимальная удельная загрузка на крыло 28 кг/м²

Летные характеристики:

максимальное аэродинамическое качество на скорости 85 км/ч 36
вертикальная скорость спуска
• на скорости 72 км/ч без балластных цистерн 0,60 м/с
• на скорости 150 км/ч с балластными цистернами 1,90 м/с
максимальная приборная скорость в спокойной атмосфере 225 км/ч
скорость срыва потока при отклоненных на 25° закрылках и воздушных тормозах 53 км/ч


источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.110-113

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account