14

При взгляде на вид сверху можно ненароком подумать, что самолет родом из середины 30х. Однако ничего подобного — аэроплан Handley Page Type S (или H.P.21, или HPS-1) продукт британского гения начала 1920х, сделанного причем для американских заказчиков.

В 1921 моряки в США озаботились созданием палубной авиации, были выработаны требования к различным типам самолетов и разосланы американским и (надо же!) европейским фирмам. Handley Page приглянулся заказ на Class VF, одноместный скаут, т.е. одноместный разведчик/истребитель, вооруженный двумя пулеметами и способный эксплуатироваться или с палубы авианосца или, после установки поплавков, с воды. К задаче на Хендли Пейдж подошли творчески и новаторски — предложив не какой-то там обычный биплан, а свободнонесущий низкоплан. На крыле толстого профиля применили новейшее изобретение фирмы — закрылки Хендли Пейдж, т.е. щелевые, которые шли по всему размаху крыла. А еще был дюралевый предкрылок. В общем для начала 20х годов продвинутое крыло, которое должно было компенсировать «монопланность» самолета, т.е. меньшую площадь крыла, большую нагрузку на крыло и худшие взлетно-посадочные характеристики, так важные для палубного самолета. Обшивка — фанера, кроме полотняной на рулях и закрылках. Хвостовая часть отъемная, сразу за задней кромкой крыла. Крепилась на шести легко отъемных болтах. Хвостовые рули приводились в движение через алюминиевые рейки-трубки, легко соединяемые и отсоединяемые в месте разъема фюзеляжа. (Может быть, мировая авиация что-то потеряла, перейдя к складывающемуся крылу и забыв о складной хвостовой части? 🙂 Шасси с масляными амортизаторами. Вся конструкция была рассчитана на двигатель мощностью 400 л.с., хотели поставить Armstrong Siddeley Jaguar воздушного охлаждения — первый серийный авиамотор с нагнетателем, между прочим. Но временно был установлен ротативный Bentley BR2 мощностью 230 л.с., полученный по программе утилизации самолетов Первой мировой войны.

1. Первый экземпляр самолета до первого полета.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

Всего было заказано три самолета, на Handley Page их обозначали как S-1, S-2, S-3, в ВВС США им выделили серийные номера A-6402, A-6403 и A-6404. В Америке самолету дали обозначение HPS-1 — Handley Page Scout-1. В августе 1923 был готов первый экземпляр, и 7 сентября он впервые поднялся в воздух. Вооружение, прицел, боезапас, парашют и связное оборудование в виде клетки на два голубя и сами голуби не устанавливалось. Еще до первого полета был снят большой полусферический обтекатель втулки винта — при наземных прогонах двигателя выявилось, что он сильно вибрирует. В ходе первых летных испытаний выяснилась недостаточная эффективность руля направления. Испробовав много вариантов, остановились на его увеличении и изменении формы. Другой проблемой была курсовая неустойчивость самолета. Продувка в аэродинамической трубе в Лэнгли показала, что решить ее можно просто — увеличив поперечное V крыла. А точнее — применив, поскольку на первом прототипе крыло было с нулевым углом поперечного V. Конструктивно передняя часть фюзеляжа и крыло на самолете были единым целым, так что переделка S-1 была затратной, но ее все же сделали, причем в два этапа: первоначально увеличив V-образность на шесть градусов, а позже на семь. Это решение применили на S-2 и S-3.

2. Второй самолет, на заднем плане S-1.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

3. S-2 в первоначальном виде.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

В феврале 24го стал готов второй самолет — S-2. В первом полете он показал отличную управляемость и отличную скорость — 235 км/ч. На втором вылете планировалось разогнать его еще быстрее, да случился казус — пилот (испытания всех Type S проводил известный летчик Frederick Raynham) вдруг обнаружил, что рули высоты не работают. Рэйнхэм начал искать причину столь неприятного казуса и выяснил, что тяга (та самая алюминиевая трубка) оторвалась от рычага управления. Тягу удалось нащупать под сиденьем, и вот так, вслепую, одной рукой управляя под сиденьем высотой, а другой делая все остальные операции, пилоту удалось приземлить машину. С кувырком — самолет скапотировал и перевернулся на спину. К счастью, Рэйнхэм ничего себе не повредил, а самолет вскоре восстановили, поставив руль направления от S-1. Чтобы грохнуть в следующем полете. Аэроплан загрузили балластом, равным весу вооружения и оборудования (136 кг), и прикрепили его к странному месту — к элементам стоек шасси. При посадке шасси разрушилось, самолет разбился в хлам. К этому времени начались работы над S-3, который должен был стать поплавковым гидросамолетом, были готовы и испытаны его поплавки. Но ему не удалось увидеть свет — в ВМС США расторгли контракт с Хендли Пейдж, поскольку работы над HPS-1 отставали от графика на несколько недель. Очень странно, не правда ли? Казалось бы — передовая конструкция с отличными летными данными, и тут такой облом. Видимо, были или какие то политические причины, или на самом деле H.P.21 был не столь хорош.

4. S-2 после первой аварии. Видно, что на S-1 руль направления был немного иной формы. Два стержня, подвешенных на шасси — видимо, тот самый балласт.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

На этом североамериканская история Handley Page Type S закончилась. Британская история началась до этого события, продолжалась еще некоторое время, но все это была бумажная работа.

Помимо установки на машину двигателя A.S.Jaguar проектировали вариант под Hispano-Suiza мощностью 300 л.с. С авиамотором Napier Lion самолет выдвигался на британский конкурс на палубный истребитель/поплавковый истребитель по спецификации 6/22. Он уступил Fairey Flycatcher и Parnall Plover, занявшим первое и второе место соответственно и получившим заказ на производство самолетов.

Были идеи выдвинуть созданный на базе H.P.21 самолет, с двигателем Napier Lion и сдвинутой назад кабиной пилота, на гонки Schneider Trophy 1923. Расчетная скорость гоночной машины — 273 км/ч. Существовал проект наземного аэроплана под Hispano-Suiza с расчетной скоростью 267 км/ч. Прекрасные скоростные характеристики для начала 20х, да еще учитывая приятный бонус в виде отличных взлетно-посадочных качеств.

Через четыре года, т.е. в 1927 [1] (или все же в 1929?), в Боливии возникает желание купить себе партию истребителей-скаутов. Фирма Handley Page предложила увеличенный по геометрии H.P.21 с движком Gnome-Rhone Jupiter IV в 450л.с., но боливийцы предпочли биплан Vickers Type 143, которому позже удалось повоевать в войне Чако.

ТТХ S-2 (S-3)

Длина, м – 6,55 (7,49)
Размах крыла, м – 8,93
Высота, м – 2,92
Площадь крыла, м² – 10,62
Двигатель Bentley BR2, ротативный, мощностью 230 л.с.
Вес пустого, кг – 599
взлетный максимальный, кг – 922
Скорость максимальная. км/ч – 235
посадочная, км/ч – 71
Потолок, м – 6400
Скороподъемность, м/с – 9,1
Продолжительность полета, часов – 3

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

5. S-3. Видимо, по состоянию до первого полета S-1 — с первоначальным килем и с большим коком.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

6. Поплавки третьего экземпляра.

Чудо от Handley Page. Handley Page H.P.21

Источники: 1. Putnam. Handley Page Aircraft since 1907; 2. wiki: 3. Flight;…

источник: https://p-d-m.livejournal.com/595181.html

p_d_m
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account