Поплавковые гидросамолеты-разведчики Fairey Seafox. Великобритания
13 декабря 1939 года в водах южной Атлантики вспыхнуло одно из первых крупных морских сражений Второй Мировой войны. Британские крейсера – тяжелый «Эксетер» и легкие «Аякс» и «Ахиллес» – смогли, наконец, обнаружить немецкий рейдер тяжелый крейсер (карманный линкор) «Адмирал граф Шпее», который к этому времени потопил одиннадцать торговых судов Великобритании и шел к устью реки Ла-Плата, где по мнению немецкого командира должно было быть интенсивное движение торговых судов. Несмотря на то, что немецкий корабль имел более мощное вооружение, британские крейсера атаковали противника.
Спустя полтора часа тяжелый крейсер «Эксетер», на котором немцы сосредоточили свой огонь, с тяжелыми повреждениями вышел из боя. Однако два других британских корабля смело продолжили сражение, и «Адмирал граф Шпее», также получивший повреждения, в итоге отступил в нейтральный порт – Монтевидео, Уругвай. Первоначально для управления огнем британских кораблей должны были использоваться две летающие лодки-разведчика Walrus, которые входили в авиагруппу тяжелого крейсера «Эксетер» и которые были повреждены в самом начале боя.
Задачи «валрусов» взяли на себя два поплавковых гидросамолета-биплана Fairey Seafox из авиагруппы легкого крейсера «Аякс». Машина с экипажем в составе лейтенантов (капитан-лейтенантов морской авиации) Э. Д. пилота Левина (E. D. Lewin) и наблюдателя Р. Э. Н. Кирни (R. E. N. Kearney) в ходе сражения осуществляла корректировку огня британских кораблей. Даже после отступления «Адмирала фон Шпее» в Монтевидео гидросамолеты Seafox продолжили следить за немецким кораблем.
Также 17 декабря с гидросамолета Fairey Seafox было передано сообщение о затоплении немецкого рейдера. В тот момент экипаж гидросамолета не знал, что затопление было выполнено с разрешения Гитлера. Что же касается лейтенанта Э. Д. Левина, то он за свои действия в сражении с немецким тяжелым крейсером стал первым награжденным в годы Второй Мировой войны офицером авиации Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA). Лейтенант Левин был награжден крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross – DSC).
Поплавковые гидросамолеты Fairey Seafox были одними из многих рабочих лошадок времен Второй Мировой войны, о которых, как правило, не написаны подробные монографии. Однако эти машины и их экипажи внесли свой вклад в победу и по праву заслужили свою долю славы.
История Fairey Seafox началась в 1932 году, когда Адмиралтейство выпустило спецификацию S.11/32, требовавшую создания поплавкового гидросамолета-наблюдателя, который был бы способен действовать с катапульт крупных боевых кораблей. В качестве силовой установки были указаны два двигателя воздушного охлаждения: девятицилиндровый радиальный Bristol Aquila, развивавший мощность 500 л.с. (368 кВт), и 395-сильный (290 кВт) 16-цилиндровый H-образный Napier Rapier VI.
16-цилиндровый рядный двигатель Napier Rapier
В ответ на требования спецификации S.11/32 компания Fairey предложила совершенно обычный двухстоечный биплан – своего рода миниатюрный Fairey Swordfishe. В отличие от «свордфиша», оснащенного радиальным двигателем, конструкторы компании Fairey для «сифокса» выбрали Rapier VI. По правде говоря, это решение было не самым лучшим выбором, поскольку на протяжении всей истории эксплуатации Seafox страдал от недостаточных летных характеристик. Тем не менее, компания Napier активно продвигала свои двигатели.
схема поплавкового гидросамолета-разведчика Fairey Seafox
Гидросамолет Seafox имел цельнометаллические фюзеляж и поплавки, основную часть конструктивных материалов которых составлял дюралюминий. Крылья имели цельнометаллический силовой набор и смешанную обшивку: передняя кромка изготавливалась из листового металла, а остальная часть покрывалась полотном. Оба крыла были оснащены элеронами и закрылками. Для облегчения хранения гидросамолета на борту кораблей консоли его крыльев были складывающимися. Хвостовое оперение имело цельнометаллические стабилизатор и киль, а рули высоты и направления имели цельнометаллический силовой набор и полотняную обшивку.
Экипаж поплавкового гидросамолета Seafox состоял из двух человек. Пилот, как того требовала спецификация Адмиралтейства, сидел в открытой кабине, но наблюдатель получил закрытый фонарь кабины, который в случае необходимости мог быть откинут вверх. Единственным стрелковым вооружением гидросамолета был 7,7-мм пулемет Vickers К, который в начале войны заменил использовавшийся до этого Lewis того же калибра. Под нижним крылом «сифокса» имелись два бомбодержателя, позволявшие нести две 45,4 кг бомбы или восемь 9 кг бомб. Позднее, когда гидросамолеты Seafox вывели из состава боевых подразделений, они несли по восемь учебных 4,5-кг бомб.
Одной из необычных особенностей конструкции гидросамолета было расположение воздухозаборников, предназначенных для охлаждения цилиндров двигателя. Они располагались выше и ниже втулки винта и являлись неотъемлемой частью двигателя компании Napier.
Первый прототип гидросамолета Fairey Seafox, получивший военный номер K4304, совершил свой первый полет 27 мая 1936 года. 5 декабря в небо поднялся второй прототип «сифокса», который был оснащен колесным шасси. Позднее эта машина также была поставлена на поплавки. Оба прототипа были изготовлены и испытаны в то время, когда еще в январе 1936 года был выдан и оплачен заказ на постройку 49 серийных экземпляров с военными номерами K8569 – K8617. Уже в сентябре 1936 года заказ был увеличен на 15 машин, для которых были зарезервированы номера L4519 – L4533. Два гидросамолета, входившие в состав авиагруппы легкого крейсера «Аякс», были из первого производственного заказа и имели военные номера K8581 и K8582. Одна машина второй производственной серии – L4523 – была оснащена колесным шасси.
поплавковый гидросамолет-разведчик Fairey Seafox первой производственной серии
Королевский флот получил первый серийный «сифокс» 23 апреля 1937 года, и постепенно машинами данного типа было оснащено т.н. «катапультное звено» (Catapult Flight) с номерами 702, 713, 714, 716 и 718. Также «сифоксы» служили в учебных эскадрильях №№753 и 754. По состоянию на 21 января 1941 года командование FAA объединило все боевые звенья в 700-ю эскадрилью, машины которой, впрочем, были рассеяны по различным кораблям. На указанную дату в составе эскадрильи было 11 «сифоксов». В декабре 1940 года была развернута 702-я эскадрилья, «сифоксы» которой действовали с торговых судов. В 1943 году большая часть гидросамолетов Seafox была выведена из состава боевых подразделений.
после начала Второй Мировой войны британский поплавковый гидросамолет-разведчик Fairey Seafox L4326 стал частью авиагруппы вспомогательного крейсера (реквизированный океанский лайнер) «Астуриас» (HMS Asturias). Первоначально машины были целиком выкрашены алюминиевой краской, но в 1941 году верхние и боковые поверхности гидросамолета были выкрашены в темно-серый цвет (Dark Sea Grey), а нижние в серо-сине-зеленый цвет (Sky). Опознавательные знаки были нанесены на верхнюю поверхность верхнего крыла, борта фюзеляжа и вертикальное оперение. В составе авиагруппы вспомогательного крейсера «Астуриас» Seafox L4326 действовал до конца 1943 года
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fairey Seafox
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Fairey Aviation Co. Ltd, Хэмбл, графство Хэмпшир, Великобритания
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один 16-цилиндровый H-образный Napier Rapier VI, развивавший мощность 395 л.с. (290 кВт)
Размеры:
размах крыльев 12,20 м
длина 10,81 м
высота 3,69 м
площадь крыльев 40,37 м²
Вес:
пустого 1727 кг
взлетный 2460 кг
максимально допустимый для катапультирования 2565 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
на уровне моря 193 км/ч
на высоте 1790 метров 200 км/ч
крейсерская скорость 170 км/ч
скороподъемность на уровне моря 2,1 м/с
практический потолок 2957 м
дальность полета 708 км
продолжительность полета 4,5 ч
Количество изготовленных: 66 экз. (2 прототипа + 64 серийных)
источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 Fairey Seafox» «L+K» 2/92, стр.37/101