Опытный тяжелый дальний бомбардировщик SNCAO CAO-700 B5. Франция
Будет справедливым сказать, что модернизация ВВС Франции и перевооружение их на новую авиационную технику проводились непоследовательно и были сделаны со значительным опозданием, и, таким образом, не принес ожидаемого увеличения потенциала французских ВВС. Если в отношении истребительной авиации это касается в меньшей степени – в серийное производство современные самолеты-истребители были запущены относительно рано, – в на бомбардировочной авиации, особенно ее тяжелой компоненте, эти задержки сказались самым непосредственным образом.
Особенно драматично это проявилось в истории прототипа тяжелого бомбардировщика CAO-700 B5, разрабоанного и изготовленного Национальным обществом самолётостроения западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques de l’Ouest; SNACO). 24 июня 1940 года эта машина должна была совершить свой первый полет, но тут было прислано сообщение о победе Германии и капитуляции французских вооруженных сил. Комендант аэродрома Истр приказал прекратить рулежку, и экипаж покинул свою машину. Больше попыток поднять CAO-700 B5 в воздух не было.
Создание самолета CAO-700 B5 было одним из результатов т.н. технической программы A-20, объявленной Министерством авиации Франции в начале 1937 года в рамках модернизации тяжелой бомбардировочной авиации. Обновление флота тяжелых бомбардировщиков было настоятельной необходимостью, поскольку четырехмоторные высокопланы конструкции компании Farman к концу 1930-х годов стремительно устаревали, а попытки их модернизации окончились неудачей. Требования технической программы A-20 должны были резко порвать со ставшей традиционной концепцией медленного «вагонообразного» самолета с малым практическим потолком и были направлены на создание аэродинамически чистых самолетов с высокими летными характеристиками и мощным вооружением.
Среди нескольких авиастроительных объединений, допущенных до реализации своих проектов, разработанных в рамках программы A-20, было объединение SNCAO, Сен-Назер, являющееся национализированной компанией Ateliers et Chantiers de la Loire. Поскольку сроки разработки проекта были сжатыми, то в конструкции тяжелого бомбардировщика инженеры объединения использовали фюзеляж двухмоторного поплавкового гидросамолета Loire-Nieuport 10. Это было, несомненно, удачным решением, поскольку к этому времени фюзеляж гидросамолета был уже достаточно проработан и к тому же был прочным и просторным, прекрасно подходя для выполнения поставленных перед создаваемой машиной задач. Фюзеляж был соединен с совершенно новым – и следует сказать, что весьма прогрессивным – цельнометаллическим свободнонесущим крылом с современным аэродинамическим профилем и не совсем обычными двухщелевыми закрылками.
Другим элементом конструкции самолета, способствовавшим ускорению опытно-конструкторских работ, была силовая установка: конструкторами объединения SNCAO были выбраны 14-цилиндровые радиальные двигатели Gnome-Rhône 14N-48 и 14N-49 с очень плотными капотами компании Mercier и воздушными винтами Ratier 1634 – силовая установка целиком была позаимствована у находящегося в серийном производстве двухмоторного бомбардировщика LeO 451. Двигатели 14N-48 были левостороннего вращения, 14N-49 – правостороннего; каждый из двигателей развивал мощность 1035/1140 л.с. (760/838 кВт).
Экипаж самолета состоял из пяти человек (отсюда и обозначение B5). Оборонительное вооружение самолета состояло из одной 20-мм автоматической пушки Hispano-Suiza 20, имевшей боезапас в 210 снарядов и установленной за крылом в верхней части фюзеляжа в механизированной башне, и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934. Первый пулемет находился ближе к хвостовому оперению в нижней части фюзеляжа и имел боезапас в 500 патронов. Второй пулемет с боезапасом в 600 патронов был расположен в просторной и богато остекленной носовой части. Ударное вооружение самолета размещалось в основном и двух вспомогательных бомбовых отсеках. Основной бомбоотсек находился в фюзеляже; он имел длину 5,8 метров и мог вместить до 3000 кг бомб. Вспомогательные отсеки находились внутри крыла в пространстве между лонжеронами и каждый из них вмещал по две 225-кг бомбы.
В июне 1940 года прототип был доставлен из Сен-Назера в Истр, где машине и суждено было остаться. Позднее прототип был перестроен в морской самолет-разведчик CAO-700M с расчетной продолжительностью полета 10 часов. Параллельно конструкторы объединения SNACO работали над проектом бомбардировщика CAO-710 с высотными 1320-сильными (970 кВт) двигателями 14R-4/5, но этот проект не имел дальнейшего развития. Также в планах руководства объединения было использование прототипа для создания самолета с герметизированной кабиной CAO-720, однако в декабре 1940 года оккупационные власти приказали прекратить все самостоятельную конструкторскую деятельность и сосредоточиться на производстве поплавковых гидросамолетов Arado Ar 196.
схема опытного тяжелого бомбардировщика SNCAO CAO-700 B5
опытный тяжелый бомбардировщик SNCAO CAO-700 B5 перед своим несостоявшимся первым полетом
прототип тяжелого бомбардировщика SNCAO CAO-700 B5 на своих боковых и верхних поверхностях нес камуфляж в виде широких серых и зеленых полос. Нижние поверхности, включая и гондолы двигателей, были выкрашены в светлый серо-голубой цвет
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SNCAO CAO-700 B5
Назначение: тяжелый дальний бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques de I’Ouest (SNACO), Сен-Назер
Экипаж: 5 чел.
Силовая установка: четыре 14-цилиндровых радиальных двухрядных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N (два -48 левого вращения и два -49 правого вращения), развивавших мощность 1035/1140 л.с. (760/838 кВт) и вращавших четырехлопастные винты Ratier 1634
Размеры:
размах крыла 25,00 м
длина 18,85 м
высота 6,10 м
площадь крыла 88,00 м²
Вес:
пустого 11 390 кг
взлетный 18 068 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 5300 метров 540 км/ч
крейсерская скорость на высоте 5000 метров 490 км/ч
практический потолок 9200 м
дальность полета с 1582 кг бомб 2200 км
Количество изготовленных: 1 экз.
Примечание: поскольку самолет в воздух не поднимался, то летные характеристики являются расчетными
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 SNCAO CAO-700 B5» «L+K» 5/80, стр.191
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/bww2/sncao700.html