100-мм плаворудие типа ДБ (проект 165)
Ночь на 16 апреля 1945 года. Кюстринский плацдарм на подступах к Зееловским высотам – мощному укрепленному рубежу обороны Берлина.
В пять часов утра тишину взорвал грохот артподготовки. Плотность артиллерии на направлении главного удара советских войск превышала двести стволов на километр фронта, а на участках прорыва доходила до трехсот стволов. В этом громе орудий различался непривычно громкий звук артиллерийских выстрелов.
«“Кто это тут бухает так гулко?” – расслышал я вопрос Михаила Сергеевича Малинина (начальника штаба 1-го Белорусского фронта). – “Моряки стараются…” – ответил, опередив меня, кто-то из находившихся на наблюдательном пункте фронта артиллеристов…»
– так вспоминает о тех событиях командующий Краснознаменной Днепровской флотилией В. В. Григорьев.
Огонь вели с позиции на реке Варта у впадения ее в Одер, восточнее Кюстрина. дальнобойные 100-мм плаворудия флотилии.
Это были необычные боевые корабли. История их создания связана с формированием в 1942 году и боевыми действиями Волжской военной флотилии.
В то время на реках в качестве артиллерийских кораблей применялись только бронекатера, вооруженные орудиями калибра 76 мм в танковых башенных установках. Возможности таких кораблей, имеющихся в составе Волжской флотилии, оказались недостаточными. Требовалось увеличение количества артиллерийских кораблей и их огневой мощи. Мобилизованных речных судов, подходящих по своим эксплуатационным и конструктивным параметрам для вооружения их более мощными, чем у бронекатеров, артиллерийскими системами не хватало. В этой ситуации появилась смелая идея (установить авторство пока не представляется возможным) – использовать для установки морских артиллерийских систем малотоннажные плавсредства с ограниченными возможностями по маневрированию и обитаемости на них экипажей и боевого расчета орудий; при этом личный состав вне времени боевой работы предполагалось размешать на береговых базах.
Опыт боевого применения артиллерийских кораблей на реках в начальный период войны показал, что стрельба ими ведется в основном с закрытых позиций у береговой черты на стоянках. На ходу орудия большого калибра применялись лишь в редких случаях.
Для установки морских орудий подходящими по техническим и эксплуатационным данным оказались стальные моторные десантные боты, разработанные по заданию Управления кораблестроения ВМФ горьковским ЦКБ-51 для применения на реках и озерах. В начале 1942 года проект бота был доработан конструкторской группой под руководством П. А. Болуева на Гороховецком судостроительном заводе № 343. которому и была поручена постройка этих судов для флота.
Серийный мотобот имел следующие основные тактико-технические параметры:
Водоизмещение, т |
15,5 |
Длина корпуса, м |
14,6 |
Ширина, м |
3,4 |
Осадка, м |
0,6 |
Скорость хода, уз |
8,5 |
Двигатели, л.с. |
|
2 × 38 (от автомобиля ГАЗ-MM) |
|
1 × 87 (от автомобиля ЗиС-5) |
Мотобот вмещал 43 человека десанта со стрелковым вооружением.
На базе десантного мотобота были разработаны и успешно применялись в условиях рек и прибрежных морских зон катера противовоздушной обороны, вооруженные 37-мм зенитным орудием 70К и пулеметом ДШК.
При создании плавучих артиллерийских установок использовался опыт применения спаренных десантных мотоботов для перевозки автомобилей, артиллерийских орудий и других крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В конструкции плавающей артиллерийской установки (проект 306) на специально разработанной поперечной платформе, соединяющей два мотобота, устанавливалось морское 100-мм орудие Б-24БМ с броневым щитом, выпускавшееся заводом «Большевик». Проект 100-мм палубной артиллерийской установки Б-24 был разработан в 1932 году конструкторским коллективом под руководством Н. Н. Магдашева и В. И. Кудряшова. В 1936 году после полномасштабных полигонных и корабельных испытаний артустановка была принята на вооружение. Она имела лейнированный ствол длиной 51 калибр, унитарный патрон массой 30 кг, ручное заряжание, затвор клинового типа, гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Горизонтальное и вертикальное наведение осуществлялись раздельно с помощью механических устройств с ручным приводом. Угол вертикального наведения от 10° до 45° позволял вести стрельбу как по морским и сухопутным, так и по воздушным целям.
Позже артустановка была модернизирована и с 1938 года начала выпускаться под индексом Б-24БМ Длину ствола увеличили до 56 калибров и конструктивно выполнили с возможностью замены лейнера в условиях корабля. Еще одним отличием стало применение сварного броневого щита обтекаемой формы для защиты личного состава и механизмов орудия.
Артиллерийская установка Б-24БМ имела следующие основные тактико-технические данные:
Дальность стрельбы, кб |
121,6 |
Масса снаряда, кг |
15,8 |
Масса заряда, кг |
5,3 |
Начальная скорость, м/с |
875 |
Скорострельность, выстр./мин |
12 |
Для собственной противовоздушной обороны плавустановки в кормовых оконечностях мотоботов размещались специальные площадки с установленными на тумбах 12,7-мм пулеметами ДШК.
Первые артиллерийские плавустановки в составе Волжской военной флотилии применялись в качестве зенитных в системе противовоздушной обороны. Боевой опыт их использования показал высокую эффективность при стрельбе и по наземным целям на дистанциях до 10 км. В этом качестве они, в основном, и применялись в дальнейших боевых действиях, получив официальное обозначение «Плавучие артиллерийские батареи типа ДБ (проект 165)».
Малая осадка позволяла плаворудиям подходить непосредственно к берегу, что в значительной степени облегчало маскировку и выполнение всех операций обеспечения стрельбы непосредственно с берега. Боеприпасы первых
выстрелов находились в кранцах непосредственно на палубе-площадке. При длительной стрельбе снаряды подавались с берега или вспомогательного плавсредства.
Конструктивное решение соединения мотоботов в одну систему с помощью поперечной платформы, на которой устанавливалось орудие, обеспечивало разборку плавустановки на части, позволяющие по своим габаритам перевозить их на обычных железнодорожных платформах, что использовалось при доставке плаворудий с верфи и при перебазировании на новый театр боевых действий.
Как боевые корабли плавустановки несли на мачте вымпел, свидетельствующий о нахождении в строю, а также Военно-морской флаг, поднимаемый на гафеле мачты или кормовом флагштоке.
Всего Гороховецким заводом было построено одиннадцать 100-мм плаворудий данного типа. Из их числа три – № 1220, 1223, 1224 – принимали участие в боевых действиях в 1942 году в составе Волжской военной флотилии, оказывая артиллерийскую поддержку войскам, оборонявшим Сталинград.
В конце сентября 1943 года при воссоздании Днепровской военной флотилии в ее состав было передано плаворудие № 1220. Плавустановки № 1223 и 1224 перешли в состав Онежской военной флотилии, но в качестве плавбатарей по какой-то причине не применялись, а были разоружены и перечислены в плавсредства.
В составе Днепровской военной флотилии плаворудие № 1220 до июня 1944 года было единственным 100-мм дальнобойным – своеобразным «линкором» в бригаде бронекатеров, вооруженных 76-мм танковыми пушками. Командовал им опытный морской артиллерист капитан-лейтенант В. Э. Россохин.
Плаворудие с позиций на реке Припять обеспечивало огневую поддержку действий флотилии по прикрытию приречных флангов 61-й и 65-й армий, участвовавших в освобождении южных районов Белоруссии.
В артиллерийском обеспечении десантной операции флотилии по освобождению города Пинска в июле 1944 года приняло участие еще пять новых плаворудий (№ 1225-1229), совершивших с кораблями обеспечения почти тысячекилометровый переход из Киева, куда они были доставлены с завода по железной дороге.
В день прибытия непосредственно перед началом операции плаворудия проследовали прямо в район заранее назначенных им огневых позиций на реке Припять и сразу же приступили к стрельбе.
«Ко второй половине дня 13 июля они произвели почти по полтораста выстрелов на орудие…»
– свидетельствует В. В.Григорьев.
Все шесть плаворудий с другими кораблями Днепровской флотилии, оказывая поддержку войскам 1-го Белорусского фронта, до конца года прошли с боями по рекам Припять и Буг, а затем были переброшены по железной дороге, вместе с другими кораблями флотилии, в район Малкина Гурна.
В январе 1945 года с зимних стоянок на Западном Буге плаворудия приняли участие в огневой поддержке войск в Висло-Одерской наступательной операции. За два дня боев морские артиллеристы выпустили по назначенным целям 3000 снарядов.
С началом ледохода дивизион плаворудий, пройдя по Висле, Бромбергскому каналу и реке Варта, перешел в район Кюстрина. Здесь Днепровская флотилия должна была участвовать в поддержке с приречных участков фронта действий трех наступающих на Берлин армий 1-го Белорусского фронта.
В боях на Берлинском направлении к шести имеющимся присоединились еще три новых плаворудия этого типа (№ 1271. 1272. 1273), поддержавших своим огнем с позиций на реке Одер перешедшие в наступление части 33-й армии 1-го Белорусского фронта.
По завершении боевых действий на подступах к Берлину 1 мая 1945 года решением командования Днепровская военная флотилия была передана в оперативное подчинение командующему 2-м Белорусским фронтом для действий на Балтийском море в районе острова Рюген. Кораблям предписывалось немедленно начать перебазирование в район города Штеттин (порт Пелитц).
Установить дальнейшую судьбу плаворудий автору не удалось, возможно в этом помогут читатели.
Литература
Бадякин Л.Н., Вшивцев Е. А. Десантные мотоботы советского ВМФ // Судостроение. 1988. № 7.
Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 гг. Справочник. М.: Воениздат, 1988.
Григорьев В. В. И корабли штурмовали Берлин. М.: Воениздат, 1984.
Григорьев В. В. Десант в Берлине. М.: Воениздат. 1989.
Локтионов И. И. Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1958.
Шитиков Е.,4. и др. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1995.
источник: Ю. Н. Жутяев «100-мм плаворудие типа ДБ (проект 165)» сборник «Гангут» вып.19, стр.59-63