ГАЗ-М73 — неизвестный советский внедорожник
ГАЗ-М73 «Украинец» — забытый всеми советский внедорожник, который так и не пошел в серийное производство. А ведь именно эта модель послужила основой для создания такого японского автомобиля, как Suzuki X-90, вышедшего в 1996-м году. М73 же придумали лет на 40 раньше, в начале 50х годов прошлого века. Рама, полный привод, малый вес, пониженная передача — у этого автомобиля было всё, что требуется. Но конструкторы сделали 2 опытных образца и решили остановиться.
Сейчас уже мало кто помнит, что на заре 50х в Союзе полным ходом шла программа по освоению целины и разрабатывалась различная легковая техника для прохождения там, где могут ездить только грузовые автомобили и трактора. Тогда были очень популярны ГАЗ-67 и ГАЗ-69, хорошо прижившиеся в колхозном и сельском хозяйстве, лесничестве, у военных и обычных гражданских, занимающихся транспортировкой грузов вне дорог. Но вместе с ними на Горьковском автозаводе разрабатывались и опытные образцы той техники, которая после успешных испытаний вполне могла стать на серийное производство. Так был разработан и наш сегодняшний герой — ГАЗ-М73, который получил неофициальное название «Украинец». В те годы была очень актуальна проблема снабжения транспортом руководителей колхозов и должностных лиц, различных председателей и начальников в глубинках, которым нужно было быстро перемещаться из точки А в точку Б, без особых грузов, но там, где почти нет дорог. «Украинец» разрабатывался именно для таких людей. А также для использования гражданскими в будущем, когда станет полноценным серийным внедорожником.
В самом начале 50х ГАЗ-М73 начинали разрабатывать вместе с аналогичной, но более крупной моделью ГАЗ-М72 (основанную на шасси от ГАЗ-69 с кузовом от автомобиля «Победа»). Занимался разработкой обоих проектов подлинный мастер своего дела — Георгий Моисеевич Вассерман.
Через несколько лет после старта разработки, в 1955, было построено 2 разных по типу кузова образца ГАЗ-М73. Они предназначались исключительно для испытаний в различных полевых и городских условиях.
Первый был выполнен в виде маленького купе и имел довольно большой багажник с запасным колесом, крепящимся сверху него. Второй сделали классическим пикапом, на который можно было бы нагрузить нужные вещи в еще большем количестве. Характеристики у обоих вариантов внедорожника были такими:
• Крепкая рамная конструкция и зависимая подвеска на рессорах;
• Маломощный двигатель на 1,2 литра с 35 л.с;
• Ручная КПП на 3 передачи (поставили от 402 Москвича);
• Специально для ГАЗ-М73 разработали уникальную раздатку на две ступени с передаточными числами 1,16 и 2,69;
• Также, именно для этого внедорожника были сделаны уникальные неразрезные мосты.
Интересно, что так как автомобиль этот в серийное производство не пошел, то уникальные разработки, сделанные специально для эффективной езды по бездорожью, впоследствии применялись при конструировании массового полноприводного Москвича 410 модели. Речь идёт именно о раздатке и мостах, аналогов которым на то время не было.
В длину что купе, что пикап М73 были всего 3,44 м. Колесная база была в 2 метра. Конструкторы смогли добиться отличной компактности, обеспечив короткую базу еще и малыми свесами. На бездорожье этот редкий ГАЗ показывал себя очень хорошо, тесты шли на ура. Проходимость повышалась и за счет его сравнительно малой массы — всего 1071кг. Автомобиль 4х4 отечественного производства получился маленьким, юрким, легким и довольно неплохим. Покрышки на него установили тоже специальные — узкий грязевой протектор, замечательно справляющийся вместе с 16-дюймовыми дисками почти с любой пересеченной местностью. Поскольку тестирование было полноценным, ГАЗ-М73 проверяли вместе с ГАЗ-69 и более тяжелой моделью М72. Результаты были весьма впечатляющими — автомобиль действительно легко преодолевал те участки бездорожья, где другие автомобили плотно сидели и не смогли сдвинуться.
Что же касается дизайна, то кузов ГАЗ-М73 на то время (да и сейчас) был просто шикарным. Круглые формы также позволяли легко мыть маленький внедорожник после путешествий по грязевым местам.
«Украинец» М73 показал замечательные результаты и тесты прошли на ура, он обладал выдающимися внедорожными качествами и стильным на тот момент дизайном, полностью отвечал поставленным перед разработчиком целям и мог бы стать вполне актуальной моделью не только для персонального использования председателями и должностными лицами, но и гражданскими: охотники, рыболовы, туристы — каждый мог бы позволить себе такой автомобиль, ведь и производство планировалось сделать относительно недорогим. А то, что он был всего на 2 места, не помешало бы ему обретать популярность в народе.
Но по каким-то причинам новаторские интересности ГАЗ-М73 не оценили автомобильные эксперты СССР того времени и старт на производство серии в Горьковском автомобильном заводе так и не дали. Ведь, кроме всего прочего, тот уже был на 100% забит заказами на наиболее распространенные на то время ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Лишнего финансирования на производство новинки тоже не нашлось, поэтому проект постоянно откладывали, пока не отказались от его реализации насовсем.
Что случилось с пикапом неизвестно, но экземпляр купе был передан в Москву вместе со всей документацией по технической части, отчетами с поездок и тестов. Там всё хранилось на бывшем производстве МЗМА (ставшем АЗЛК). Как уже говорилось выше, некоторые интересные нововведения, примененные Вассерманом в ГАЗ-М73, перекочевали в Москвичи серии 410 и 411. Тот стал производиться массово и тогда не имел себе равных конкурентов. Модель М73 предназначалась для использования в Украине, где на тот момент во всю осваивали целину, поэтому и рабочее название было именно «Украинец».
Полноприводный внедорожник ГАЗ-М73, так и не получивший народного признания по причине своей малой известности, немного опережал своё время и был бы очень удобным для повседневных нужд сельских жителей автомобилем. Он и сейчас не потерял бы своей актуальности, так как имеет отличный стильный дизайн, экономичность, надежность и замечательные полноприводные качества. Любители подобной техники непременно оценили бы его по достоинству.
ГАЗ-М73 — опытный образец
Suzuki X-90, слизанная с ГАЗ-М73, выпущенная в 90-х годах прошлого века