Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

23

Решил поднять статью 2018 года нашего уважаемого коллеги.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свои черновики касательно удельной стоимости кораблей конца XIX столетия, т.е. стоимости тонны водоизмещения кораблей определенных классов разных государств мира. Сегодня настал черед броненосных крейсеров. Методика подсчета и выкладки информации перетерпела некоторые изменения, однако в целом все осталось как и раньше.

Содержание:

Коротко о главном

С подборкой цен на броненосные крейсера получились кое-какие проблемы, и привести их к одному значению (с вооружением/без вооружения) не получилось – не хватило информации. Потому в каждом случае будет указываться отдельно, какова стоимость указанного корабля – полная, или без учета вооружения. Схожие проблемы были с бронепалубниками… Но там я практически не встречал указания на счет полной или частичной стоимости вообще. В результате там получилась лютая мешанина цифр, и какие-то выводы из нее лучше пока не делать. В дальнейшем я попытаюсь исправить цифры, связанные с Россией, но это займет какое-то время, и опубликовано будет в отдельной статье.

Таким образом, предыдущими двумя статьями цикла можно смело подтереться, ибо они дают лишь самые-самые общие представления о стоимости кораблей, иногда неверные, а иногда просто несопоставимые. Более или менее серьезный материал начинается здесь и сейчас.

Австро-Венгрия

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Кайзер Карл VI» собственной персоной.

Австро-Венгрия имела компактный, но разносторонне развитый флот. Были в нем и броненосные крейсера. Стоимость удалось найти к двум кораблям, к еще одному информацию предоставил коллега anzar.

«Кайзерин унд Кёниген Мария Терезия» (1891) – сильно напоминал испанские крейсера с похожим названием «Инфанта Мария Тереза» внешне, из-за чего чуть не выгреб, оказавшись в зоне боевых действий во время испано-американской войны. В целом был сбалансированной, но достаточно скромной боевоей единицей. Стоимость постройки – 303.220 фунтов, или 50 фунтов за тонну. Непонятно, с учетом вооружения или нет – скорее без него.

«Кайзер Карл VI» (1896) – довольно интересный корабль для своего класса, из подкласса легких. Напоминал наш «Баян» по составу вооружения, только вместо 203-мм орудий – 240-мм. Стоимость постройки – 429.000 фунтов с вооружением, или 70 фунтов за тонну.

«Санкт-Георг» (1901) – развитие «Кайзера Карла». Чуть крупнее, чуть мощнее, чуть дороже – 581.585 фунтов с вооружением, или 80 фунтов за тонну.

Конечно, по двум кораблям особо что-то не скажешь… Но для общей статистики сгодится.

Великобритания

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

HMS «Warrior»

Великобритания стала абсолютным рекордсменом по строительству броненосных крейсеров, соорудив их за свою жизнь аж 47 штук. Это были довольно-таки специфические корабли, главным предназначением которых была борьба с рейдерами вероятного противника (России, Франции или Германии). Мореходность, дальность и скорость хода возводились на них в абсолют, в результате чего получилось… Да получилось то, что получилось.

«Кресси» (1898) – большой, размером с современные ему русские броненосцы (12 тысяч тонн нормального водоизмещения) крейсер. Вооружение – дюжина 6″ и две 9,2″ пушки. Большое количество паровых котлов (30 штук) при неплохой скорости (21 узел) и средней бронезащите. Стоимость – 780.110 фунтов, или 65 фунтов за тонну.

«Дрейк» (1899) – еще бóльших размеров броненосный крейсер, с большим количеством 6″ пушек (16 штук), зашкаливающим количеством котлов (43 штуки) и скоростью хода в 23 узла. Стоимость – 1.050.625 фунтов без вооружения, или 74 фунта за тонну.

«Монмут» (1899) – попытка получить то же, что и перед этим, только дешевле. 14 6″пушек (из них 4 в башнях), 23 узла, пояс до 4 дюймов (всего лишь!). Водоизмещение около 10 тысяч тонн, стоимость – 709.085 фунтов, или 72 фунта за тонну.

«Девоншир» (1902) – развитие «Монмута». Стал на 1 узел медленнее, чуть больше, чуть защищеннее, и калибр пушек стал чуть-чуть больше (4 7.5″, 6 6″). Стоимость – 900.792 фунта, или 83 фунта за тонну.

«Дюк оф Эдинбург» (1903) – дальнейшее развитие британских броненосных крейсеров. На корабль вернулись 9.2″ пушки в количестве 6 штук, количество шестидюймовок увеличилось до 10. Размеры тоже подросли. Как результат – стоимость 1.201.687 фунтов с вооружением, или 95 фунтов за тонну.

«Уорриор» (1903) – развитие британских БрКр, зашедшее в интересное положение. 6 9.2″ и 4 7.5″ пушек, чуть больше размеры, чуть лучше защита, чуть толще боцман. Стоимость – 1.186.395 фунтов с вооружением, или 94 фунта за тонну.

Как мы можем видеть, по мере совершествования конструкции дорожала и тонна водоизмещения британских броненосных крейсеров. Впрочем, увеличение было не так чтобы совсем большим, а довольно большие цифры последних двух кораблей получились такими из-за того, что посчитаны они с учетом вооружения, а все корабли до этого – без вооружения.

Германия

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Шарнхорст» прекрасен

Германия относительно поздно приступила к постройке броненосных крейсеров, и изюминка этого класса в исполнении сумрачного тевтонского гения состояла в… Отсутствии изюминки. Это были мореходные корабли средних размеров, с умеренными вооружением и бронезащитой. Впрочем, именно германским броненосным крейсерам довелось нанести самый большой удар по британскому самолюбию в годы ПМВ.

«Принц Генрих» (1898) – весьма типичный представитель германских броненосных крейсеров. Пояс до 100 мм, 20 узлов скорости, 2 240-мм и 10 150-мм орудий, 8887 тонн водоизмещения… Средний корабль по всем статьям. Стоимость – 811.948 фунтов с вооружением, или 91 фунт за тонну.

«Принц Адальберт» (1900) – типичное продолжение типичного «Принца Генриха». Самая большая перемена – замена 2 240-мм пушек на 4 210-мм. Стоимость – 800.843 фунта с вооружением, или 88 фунтов за тонну.

«Роон» (1902) – еще один типичный германец. Улучшений в сравнении с предшественником – минимум. Стоимость – 747.802 фунта с вооружением, или 78 фунтов за тонну.

«Шарнхорст» (1905) – венец развития типичности. 4 150-мм пушки в казематах заменены на 210-мм, чуть улучшена бронезащита, скорость хода и дальность, выросли размеры… В целом, довольно средний корабль (но красив, чертяка!). Стоимость – 992.492 фунта с вооружением, или 85 фунтов за тонну.

Что мы видим? Скукоту! И то, что германские броненосные крейсера от корабля к кораблю дешевели. Оно и не удивительно – при всей их схожести унификация, наверное, была значительной.

Испания

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Эмперадор Карлос V» в доке

Испанские броненосные крейсера стали костяком Армады Эспаньола в конце XIX столетия, и в целом показали все лучшие и худшие стороны Испании того времени. Из 8 корабелй (с учетом «Кристобаля Колона») 4 погибли в битве у Сантьяго-де-Куба, 3 стали эпическими долгостроями, а один и вовсе был не совсем броненосным крейсером…

«Инфанта Мария Тереза» (1889) – довольно своеобразное явление в мировом кораблестроении своей эпохи. Их называют и детищем британского судостроения, и наследниками броненосных «эльсвиков», и  броненосцами II класса – кем угодно! Тем не менее, фактически это были БрКр. Строились достаточно быстро и качественно на испанских верфях, но со значительным участием британского капитала и мощностей. Точную стоимость за одну единицу удалось найти в каком-то мутном источнике, который до конца даже и не открылся у меня, так что цена может быть ошибочна. Согласно этому источнику, стоимость «Инфанты» составила 561.754 фунта с вооружением, или 81 фунт за тонну.

«Принцесса де Астуриас» (1890) – вероятно, европейские рекордсмены долгостроя. Конструктивно были близки к «Инфанте», но отличались иным составом вооружения, броней и тем, что строились преимущественно силами испанской промышленности. Как результат – время постройки трех кораблей серии составило от 12 до 14 лет, из-за чего на момент вступления в строй они представляли собой уже совершенно устаревший хлам. Стоимость постройки головного корабля – 600.000 фунтов, или 87 фунтов за тонну.

«Эмперадор Карлос V» (1892) – броненосный крейсер без броневого пояса, по совместительству самый большой боевой корабль Армады до постройки дредноутов. Очень интересный корабль в плане судьбы и количества проблем технического характера. Стоимость его постройки – предмет холиваров в испанском сегменте интернета: некоторые озвучивают цифры полной стоимости в один миллион фунтов, что является зашкаливающей цифрой. Тем не менее, наиболее точная и взвешенная цифра, которую удалось найти в британских справочниках – 734.000 фунтов, или 81 фунт за тонну.

Что мы видим у испанцев? Да практически ничего интересного. Точнее, кое-что все же есть: крейсера обходились испанцам относительно дешево, если сравнивать с другими государствами и помнить, что у испанцев стоимость дана с учетом вооружения.

Италия

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Варезе» — один из немногих «гарибальдийцев», доставшихся собственно Италии

По итальянцам удалось найти информацию только по трем броненосным крейсерам.

«Марко Поло» (1890) – стал прототипом для знаменитых «Гарибальдийцев». Небольшой корабль с умеренными боевыми характеристиками. Стоимость постройки – 344.400 фунтов без вооружения, или 71 фунт за тонну.

«Гарибальди» (1895) – головной крейсер серии «Гарибальдийцев», планировался для нужд итальянского флота, но попал в аргентинский. Стоимость контракта по покупке корабля, т.е. корабля с учетом вооружения – 750.000 фунтов, или 110 фунтов за тонну.

«Амальфи» (1905) – один из последних броненосных крейсеров Италии, типичный представитель концепции «большие пушки, большая скорость, тонкая броня». Стоимость постройки – 880.000 фунтов без вооружения, или 89 фунтов за тонну.

В целом мы видим, что броненосные крейсера итальянцам «влетали в копеечку», так как их относительная стоимость без вооружения примерно соответствовала стоимости германских и британских крейсеров, но уже с вооружением. Что это – особенности итальянской промышленности, или высокая цена скорости?

Россия

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Громобоя» можно узнать издалека. Второй крейсер — кажется, «Бруклин».

Россия считается страной, которая первая в истории построила броненосные крейсера. Это оспаривается самими британцами, причем не за счет их собственных кораблей, а за счет отнесения первых броненосных крейсеров России в класс казематных броненосцев. Впрочем, это мелочи, и нас интересует прежде всего стоимость кораблей.

«Владимир Мономах» (1881) – типичный русский броненосный крейсер для рейдерских операций. Стоимость 328.377 фунта без вооружения, или 59 фунтов за тонну.

«Адмирал Нахимов» (1884) – самый грозный броненосный крейсеро своего времени, вооруженый 8 203-мм и 10 152-мм орудиями. Стоимость постройки – 540.497 фунтов без вооружения, или 64 фунта за тонну.

«Рюрик» (1892) – развитие русской концепции крейсеров-рейдеров с поясной броней, многими считается самыой большой финансовой ошибкой Морского министерства России, и я склонен с этим согласиться. Стоимость постройки – 703.166 фунтов без вооружения, стоимость за тонну – 64 фунта.

«Громобой» (1898) – финал развития русских крейсеров-рейдеров в общем и «Рюрика» в частности. Построен Балтийским заводом за рекордные 2,5 года. Размерами не уступал броненосцам, по эпичности внешнего вида превосходил многократно большинство своих одноклассников. Стоимость постройки – 839.311 фунтов без вооружения, или 67 фунтов за тонну.

«Баян» (1899) – бонусный корабль, щедший к «Цесаревичу». Родоначальник самой крупной серии броненосных крейсеров в истории РИФ. Стоимость постройки – 654.069 фунтов без вооружения, или 89 фунтов за тонну.

«Рюрик» II (1905) – самый большой корабль России, построенный для нее верфями Великобритании. Стал также одним из самых мощных броненосных крейсеров своего времени, хотя и имел ряд недостатков. Стоимость контракта на его постройку, включая разработку и производство вооружения, составила 1.500.000 фунтов, или 99 фунтов за тонну.

Если вы думаете, что русские побили рекорд по дороговизне тонны броненосных крейсеров – подождите, все еще впереди…

США

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

Вы видите 173 фунта за тонну водоизмещения без учета вооружения? Вот и я не вижу, а они есть.

Американцы строили свои броненосные крейсера недолго, но достаточно активно, породив несколько достаточно интересных кораблей.

«Мэн» (1888) – тот самый «Мэн», который вскоре после вступления в строй взорвался в Гаване и послужил поводом для испано-американской войны. Обладатель абсолютно отмороженой стоимости в 1.173.774 фунта без учета вооружения, или 173 фунта за тонну, перекрывая не только все указанные в статье броненосные крейсера, и упоминаемые ранее бронепалубные крейсера, но и многие эсминцы. И, скажу по секрету – все броненосцы тоже. Еще одна причина, почему янки «Мэна» подорвали не специально – за такие бабки они с него пылинки сдувать должны были, а не взрывать ради получения казус белли!

«Нью-Йорк» (1890) – достаточно интересный броненосный крейсер, вооруженный 6 203-мм пушками, участвовал в испано-американской войне. Стоимость постройки – 618.361 фунт без вооружения, или 67 фунтов за тонну.

«Бруклин» (1893) – развитие «Нью-Йорка», по размещению вооружения напоминал наш «Адмирал Нахимов». Стоимость постройки – 507.620 фунтов без вооружения, или 49 фунтов за тонну.

«Пенсильвания» (1901) – первый серийный броненосный крейсер США, отличался достаточно неплохими характеристиками бронирования, вооружения и дальности хода. Стоимость постройки – 804.183 фунта без вооружения, или 59 фунтов за тонну.

«Теннесси» (1902) – развитие «Пенсильвании», еще более сердитое (4 254-мм и 16 152-мм орудий) и большое. Стоимость постройки – 834.159 фунтов без вооружения, или 57 фунтов за тонну.

Что можно сказать в итоге? Американцы строили свои крейсера дешево и сердито, хоть и не всегда быстро. За исключением «Мэна», конечно же.

Франция

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Эдгар Кинэ» – крейсер типа «Вальдек Руссо».

Так как французских броненосных крейсеров было до чертиков, то рассматривать я буду лишь серийные образцы. К сожалению, выпадает также и знаменитый «Дюпюи де Лом», но не потому, что он не серийный, а из-за того, что точную цифру его стоимости я так и не смог найти.

«Амираль Шарне» (1890) – упрощенный и более дешевый вариант «Дюпюи де Лома», океанский крейсер-рейдер. Имел небольшие размеры и достаточно интересный состав вооружения (2 194-мм и 6 138-мм орудия) при высокой автономности и достаточно умеренной скорости хода (18–19 узлов). Стоимость – 353.200 фунтов с вооружением, или 74 фунта за тонну.

«Монкальм» (1898) – «большие» броненосные крейсера французского флота. Стоимость постройки – 902.810 фунтов с вооружением, или 95 фунтов за тонну.

«Дюпле» (1898) – строились одновременно с «Монкальмами», были чуть меньше по размерам и чуть слабее вооружены. Стоимость постройки – 652.354 фунта с вооружением, или 88 фунтов за тонну.

«Глуар» (1899) – развитие типа «Монкальм». Стоимость постройки – 883.269 фунтов с вооружением, или 93 фунта за тонну.

«Леон Гамбетта» (1901) – дальнейшее развитие больших французских броненосных крейсеров с умеренным вооружением, хорошей бронезащитой и высокой автономностью. Стоимость постройки – 1.169.640 фунтов с вооружением, или 98 фунтов за тонну.

«Вальдек Руссо» (1906) – последние, самые большие и самые совершенные французские броненосные крейсера. Несмотря на все свои плюсы, был также одним из самых слабых поздних броненосных крейсеров, ибо 14 194-мм орудий – это хорошо, но калибр все же маловат будет… Стоимость головного корабля – 1.301.380 фунтов с вооружением, или 94 фунта за тонну.

В целом можно сказать, что французские верфи в результате строили крейсера не дороже британских, что не отменяет стабильно высокой стоимости кораблей этого класса.

Япония

Немного о стоимости кораблей в конце XIX столетия. Броненосные крейсера

«Асама» собственной персоной

По японским крейсерам хоть какую-то информацию удалось получить только благодаря коллеге земляку, за что огромное ему спасибо.

«Асама» (1896) – первый представитель японских броненосных крейсеров времен РЯВ, чье имя стало нарицательным для подобных кораблей. О стоимостях «Асамоидов» точно известно лишь то. что они сильно отличались – дешевле всего обошлись корабли британской постройки, чуть дороже – германской, и заметно дороже – французской. Головной корабль, строившийся в Великобритании, обошелся Японии примерно в 7 миллионов иен с вооружением. Это 879.123 фунта, или 91 фунт за тонну.

«Касуга» (1901) – типичный «Гарибальдиец», куплен Японией перед самым началом войны с Россией вместе с однотипным «Ниссин». Стоимость покупки – 760.000 фунтов с вооружением, или 93 фунта за тонну.

«Курама» (1906) – один из первых крупных кораблей собственно японской постройки, вместе с однотипным «Ибуки» навел шороху в морских кругах и косвенно стал причиной появления линейных крейсеров типа «Инвинсибл» из-за мощного вооружения в виде 305-мм орудий ГК. Обошелся японской казне примерно в 1.500.000 фунтов с вооружением, или 91 фунт за тонну.

Из всего выше сказанно можно утверждать лишь то, что японцам удалось построить на своих верфях корабли за ту же цену, что и на британских. Достижение хоть и не самое большое, но весьма приятное для военного бюджета государства.

Общие выводы

Таким образом мы видим, что удельная стоимость броненосных крейсеров была значительной и в некоторых случаях действительно превышала стоимость бронепалубных крейсеров, как это принято считать. Однако такое наблюдалось далеко не всегда – так, к примеру, стоимость тонны крейсеров типа «Газелле» (85 фунтов за тонну) была немногим меньше стоимости современного им броненосного крейсера «Принц Генрих» (91 фунт за тонну). Схожая ситуация наблюдается в США, а во Франции стоимость тонны броненосных крейсеров стабильно была больше на 10-20 фунтов. Похожее соотношение цен было и у англичан. Так что, все сильно зависело от множества переменных, и тонна броненосного крейсера вполне могла равняться тонне водоизмещения крейсера бронепалубного.

Как и всегда, особые вопросы вызвает Россия. Во-первых – тонны броненосных крейсеров у нее получаются стабильно дорогими: иногда без вооружения тонны стоят дороже, чем с вооружением у других государств! Однако при этом у нас имеется весьма дешевый «Громобой», который даже с вооружением стоит относительно немного. Есть тут своя закономерность, о которой я уже заикался прежде, но детально рассмотрю этот момент в отдельной статье, а пока лишь можно сказать, что да – в России броненосные корабли строить было дороже. Впрочем, как показывает дальнейшая статистика, зарубежные государства стремительно «догоняли» нас в этом плане…

Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account