80 лет двум легендарным рекордам
Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
30 марта исполнилось 80 лет установлению знакового мирового рекорда скорости – Ганс Дитерли на самолете Хейнкель He 100 V8 (восьмой опытный) достиг скорости 746,6 км/ч. Измерения проходили на «мерной базе» длиной 3 км при высоте полета менее 75 м (пилот держал около 40). Скорость высчитывалась средней после прохождения мерной базы в обоих направлениях по два раза. Всего полет занял 14 мин.
![Дитерли в Не 100V8](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-01.jpg)
Дитерли в Не 100V8
Тем самым был побит казавшийся фантастичным рекорд итальянцев на гидросамолете М.С.72 в 709 км/ч, установленный аж за пять лет до того (кстати, для гидросамолетов рекорд не побит до сих пор).
![](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-02.jpg)
Франческо Аджелло после установления мирового рекорда скорости на Макки М.С.72
На этом закончилась целая эпоха доминирования гоночных гидросамолетов, участвовавших в борьбе за приз Шнейдера – ее «герои» многим знакомы по мультику «Порко Россо». Именно за 11 лет до полета Дитерли, день в день Марио Бернарди на шнейдеровском Макки M.52R поставил рекорд скорости, впервые превысив рубеж в 500 км/ч:
![Макки М.52R](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-03.jpg)
Макки М.52R
Интересной особенностью было, что самолет Хейнкеля был создан в качестве истребителя, хотя обычно для штурма рекордов использовались специально построенные рекордные или гоночные самолеты. Главным отличием от истребителя He 100 V8 была установка консолей меньшей площади:
![](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-04.jpg)
Рекордный самолет He 100V8 — видны консоли крыла непропорционально малого размаха
![He 100 с "нормальными" консолями](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-05.jpg)
He 100 с «нормальными» консолями
С ними самолет сразу достигал скорости 690 км/ч. Для «штурма» рекорда двигатель самолета форсировали впрыском воды с 1050 л.с. до 1800 л.с. при 3000 оборотах в мин (максимум у «нормального» движка – 2400 об/мин). На таких оборотах движок жил всего 30 минут. Учитывая, что самолет проходил «базу» всего за 15 сек, использовалась система фоторегистрации фирмы «Аскания».
!["Фотофиниш" рекордного полета](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-06.jpg)
«Фотофиниш» рекордного полета
За достижение рекорда Дитерли получил звание капитана люфтваффе, став самым молодым капитаном в возрасте 24 лет. Официально было заявлено, что рекорд установлен на самолете Не 112U – неудачливом конкуренте «Мессера» Bf 109, чтобы как-то поддержать его имидж (как раз шли переговоры с зарубежными заказчиками – испанцами, венграми, японцами, румынами).
![Плакат в честь рекорда. Изображение самолета специально размыто](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-07.jpg)
Плакат в честь рекорда. Изображение самолета специально размыто
Истребитель Не 100 позже стал известен как «мифический» Не 113, постоянно появляющийся в 41-42 гг. в советских и британских военных сводках и документах, а у нас по документам ЦАГИ на основе изучения пяти закупленных самолетов Не 100.
Рекорд Дитерли продержался недолго, став предметом острой подковерной борьбы между двумя немецкими конструкторами-конкурентами – Вилли Мессершмитом и Эрнстом Хейнкелем, и привел ко второму, «не совсем честному» рекорду несколько недель спустя…
![](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/afirsov-433421-08.jpg)
Шарж Удета на соперничество Вилли и Эрнста в 1938 г., когда Удет установил рекорд скорости для сухопутных самолетов в 634 км/ч на Не 100 еще с обычным крылом