2

Когда оснащенные 40-мм пушками штурмовые Харрикейны еще только начали свою боевую карьеру в Ливийской пустыне, а применение британских реактивных снарядов с самолетов вообще еще носило экспериментальный характер, англичане столкнулись с проблемой роста броневой защиты немецких танков. Предельная толщина брони, которая оказалась по зубам 40-мм Виккерсу класс S, при стрельбе с минимальной безопасной дистанции не превышала 50 мм по нормали, а учитывая тактику применения пушечных Харрикейнов, при которых снаряд попадал в танк под углом, вероятность поражения современной немецкой бронетехники была еще меньше.

В этой связи в августе 1941 года коммодор RAF Хаскинсон направил запрос в Управление Вооружений – Directorate of Armament Development (DArmD) о возможности увеличения бронепроницаемости авиационных пушек до 75 мм.

Запрос не остался без внимания, и в мае 1942 года штаб ВВС сформулировал техническое задание на проектирование авиационной противотанковой пушки калибром 47 мм. Спецификация предусматривала использование бронебойного снаряда массой 4 фунта 9 унций (2,07 кг), покидавшего ствол с начальной скоростью 808 м/с, что при добавлении скорости носителя в 100 м/с по расчетам должно было позволить достичь требуемую бронепроницаемость. Темп стрельбы оружия задавался не менее 60 выстрелов в минуту. Автоматическая подача предполагала возможность ведения огня очередями не менее 5 выстрелов при эволюциях носителя +\- 30 градусов от горизонта при перегрузках до 4,5g и температурах от -20 до +50 градусов Цельсия. Живучесть ствола задавалось не менее 1000 выстрелов, при этом особо оговаривалась высокая технологичность будущего орудия с минимумом деталей и узлов.

После анализа техзадания 1 августа 1942 года состоялось совещание между представителем Управления Вооружений (DArmD) коммодором Пидкуком и представителем корпорации Виккерс капитаном Наннини. После длительной дискуссии рассматривался вопрос об увеличении калибра новой пушки до 60 мм. В частности, Наннини предлагал расчетные данные 60-мм пушки – длина 16 футов 6 дюйма (1572 мм) и масса около 900 фунтов (408 кг). Впрочем, в итоге совещания, в конце концов сошлись на более легком, 47-мм варианте, как достаточном для достижения вышеописанной задачи.

Техническое задание было направлено на конкурсной основе трех компаниям – Виккерсу, Роллс-Ройсу и государственной конструкторской группе военного министерства, возглавляемой главным суперинтендантом по разработке вооружений (Chief Superintendent of Armament Design (CSAD) в городе Чезент, Хердфордшир).

Проекту было присвоено обозначение «Класс Р», а внутрифирменные обозначения проектов было обозначено литерами PV – Виккерс; PR – Роллс-Ройс и PC – CSAD. Разработка нового боеприпаса была отдана на откуп корпорации Виккерс, которая вскоре представила новый унитарный патрон 47×326R, цельный стальной бронебойный снаряд которого, не содержащий взрывчатки, имел массу 2,07 кг и начальную скорость 808 м/с. Длина патрона составляла 326 мм.

К сожалению, до нашего времени сохранилось весьма мало подробностей о проектах 47-мм британских авиапушек.

Разработка фирмы Роллс-Ройс, которую вел Джек Филлипс, представляла собой два парал­лель­ных проекта с длинами ствола 70 и 52 калибра (3290 и 2440 мм), общей длиной 4300 и 3455 мм соответственно. В конструкции Филлипса использовался принцип длинного отката ствола, в целом повторяя предыдущую конструкцию 40-мм пушки BD/BH. Изюминкой проекта был пневматический буфер-рекуператор, игравший роль возвратной пружины, представлявший собой массивный пневмоцилиндр под стволом, шток которого заканчивался зубчатым колесом, входящим в зацепление с двумя параллельными зубчатыми рейками. Одной подвижной, закрепленной снизу ствола, второй неподвижной, закрепленной на корпусе цилиндра. Этой конструкцией достигался почти вдвое меньший ход поршня (около 335 мм) по сравнению с откатом ствола в 660 мм, а также снижалось значение пиковой отдачи, в данном случае не превышавшее 2 тонны. Питание пушки предполагалось из рассыпной металлической ленты.

47-мм авиапушка Класс P

47-мм авиапушка Класс P47-мм пушка PR Роллс-Ройс Класс Р

47-мм авиапушка Класс PСхема откатного механизма пушки Роллс-Ройс PR

47-мм авиапушка Класс P

Схема работы 47-мм пушки PR Роллс-Ройс Класс Р

Конкурирующий проект 47-мм пушки PC разработки конструкторского бюро военного министерства CSAD представлял собой более традиционный проект с пружинно-гидравлическим буфером отката. Пушка PC весила 250–270 кг при длине 4500–4700 мм Длина отката составляла около 300 мм, а значение пиковой отдачи составляло около 3560 кг. Питание патронами предполагало две версии – из 30-зарядного плоского магазина, расположенного поперек приемника и кольцевого магазина емкостью 34 или 36 патронов, «обернутого» вокруг приемника.

47-мм авиапушка Класс P

47-мм пушка CSAD

Что касается проекта Виккерс – PV, подробности о нем до сих пор не найдены. Предполагается, что он представлял собой увеличенную версию предыдущей конструкции Класс S, также имевшей автоматику длинного отката ствола, и характеристики близкие к конкурирующим проектам.

Вскоре после начала активной фазы проектно-конструкторских работ всех трех коллективов, английским войскам в Северной Африке пришлось познакомиться с новым немецким танком «Тигр», толщина брони которого в большинстве уязвимых мест при учете встречи с ней снаряда авиапушки под углом, далеким от нормали, значительно превосходила расчетную бронепроницаемость пушки Класс Р, заданную в 75 мм. Анализ показал, что вероятность поражения «Тигра» можно существенно повысить применением подкалиберного бронебойного композитного снаряда с сердечником из карбида вольфрама, но во время войны вольфрам в Англии был в дефиците и от идеи отказались. Тем более, практически под те же задачи на рубеже 1942–43 годов разрабатывалась более мощная автоматическая пушка Молинс Класс М калибра 57 мм, обладавшая значительно лучшими характеристиками по бронепробиваемости.

К тому же с конца 1942 года британская авиация начала активно применять реактивные снаряды, которые оказались достаточно эффективным и универсальным оружием для борьбы с бронетехникой любых классов. Ввиду этого, приоритет разработок крупнокалиберных авиапушек ушел на задний план.

Проект Роллс-Ройс был остановлен на стадии изготовления прототипа летом 1943 года. Проект CSAD в 1944 году проходил наземные испытания и также был закрыт, лишь пушке Класс Р – PV Виккерс довелось подняться в воздух, но случилось это уже после войны, в конце 1946 – начале 1947 года. Два орудия были установлены в массивных гондолах под крылом серийного истребителя Темпест Mk.V, серийный номер SN354. Но итоги испытаний в воздухе до сих пор не найдены. В качестве потенциальных носителей во время войны также рассматривались «Москито» и «Хэвок».

47-мм авиапушка Класс P47-мм авиапушка Класс P

Экспериментальный истребитель-штурмовик Темпест Mk.V c парой 47-мм пушек Виккерс Класс Р

Остались на чертежных досках также проекты тяжелых пушек «Тип GA» калибра 57 мм, менее мощной и более компактной, чем вышеупомянутый Молинс, а также 12-фунтовой пушки калибра 70 мм. По расчетам бронепробиваемость этих пушек могла бы достигать 100 и 120 мм соответственно. Но время воздушной артиллерии большого калибра осталось в прошлом, по-видимому, навсегда.

47-мм авиапушка Класс P

Патроны британских авиапушек в сравнении (из коллекции Тони Уильямса).
20-мм Hispano AP Mk IV (20×110), 40-мм Class S (40×158R), 47-мм Class P (47×326R), 57-мм Molins (57×441R)

Благодарность Энтони Уильямсу за предоставленную информацию из книги Дэвида Бёрча “Rolls-Royce Armament”

47-мм авиапушка Класс P

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account