203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

0

В комментариях к статье — СУперразрушители. Альт СУ-14, были упомянуты, довольно малоизвестные образцы отечественной артиллерийской техники. Об одном из них я и решил выложить статью.

203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

История создания.
1 февраля 1938 г. Артиллерийское управление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) утвердило тактико-технические требования (ТТТ) на 203-мм корпусную гаубицу и 19 февраля отправил их в г. Свердловск на Уральский завод тяжёлого машиностроения им. С.Орджоникидзе (УЗТМ или «Уралмашзавод») с предложением о начале проектирования гаубицы. Проект 203-мм гаубицы был разработан в артиллерийском КБ-2 под руководством заместителя главного конструктора В.Н.Сидоренко и получил заводской индекс У-3 (индекс «У» означал Уралмашзавод). По оригинальности решения и технологичности У-3 существенно отличалась от орудий такого класса в лучшую сторону.

203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

Проект У-3 рассматривался Арткомитетом Артуправления РККА в октябре 1938 г. вместе с 203-мм корпусной гаубицей М-40 (индекс «М» означал Мотовилиха) артиллерийского КБ завода № 172 им. В.М.Молотова (г. Молотов, Мотовилиха), которая разрабатывалась по тем же ТТТ. По результатам рассмотрения Арткомитет предложил переработать проект У-3, в частности, было предложено: заменить свободную трубу лейнером, принять двухтактный затвор 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) без изменений, увеличить диаметр колес с 920 до 1060 мм и ввести двойные колеса с целью увеличения проходимости. 13 января 1939 г. Артуправление предложило Уралмашу изготовить опытный образец гаубицы У-3 с указанными изменениями.
Гаубица У-3 стреляла с поддона, который позволял иметь два боевых положения — верхнее с высотой линии огня 1680 мм и нижнее с высотой линии огня 1415 мм. Это было сделано, чтобы стрелять под углом возвышения свыше 50° в верхнем положении. В нижнем же положении под этими углами можно было стрелять лишь подрыв грунт под казенником на 150 мм. Зато в нижнем положении гаубица была более устойчива при стрельбе при углах возвышения, близких к 0°.
Ствол состоял из свободного лейнера, кожуха и казенника. Поршневой затвор помещался в казеннике. Двухтактный затвор был взят от Б-4 без всяких изменений. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник гидропневматический. Откат переменный. Подъемный механизм секторный, а поворотный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов на лафете был установлен кран. Станины станка коробчатые. Колеса троллейбусные, рессоры пластинчатые. Передок почти целиком взят от от 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). Возка нераздельная. В походном положении ствол оттянут.
Заводские испытания опытного образца начались на УЗТМ в октябре 1939 г. В ходе испытаний гаубица прошла 200 км. В качестве тягача использовался 5-тонный автомобиль, который тянул гаубицу с большим трудом. Гаубица успешно выдержала заводские испытания и 29 апреля 1940 г. была направлена на АНИОП для проведения полигонных испытаний, которые прошли с 5 по 17 июля 1940 г.
Кучность у гаубицы У-3 на полном заряде оказалась лучше, чем у гаубицы М-40 на полном заряде и у гаубицы Б-4 на пятом заряде (446 м/с). Отмечался резкий накат ствола после выстрела и конструктивные недостатки подъемного механизма. Гидравлическое устройство для установки гаубицы на поддон работало неудовлетворительно. Вести огонь с колес без поддона было нельзя. Неудовлетворительно работал тормоз отката.
Всего на полигонных испытаниях У-3 сделала 695 выстрелов и прошла 516 км обкатки. Подвижность системы удовлетворительная, на походе гаубица устойчива. Но согласно заключению комиссии АНИОПа гаубица У-3 полигонные испытания не выдержала, однако главный конструктор УЗТМ В.Н.Сидоренко высказал особое мнение, заявив, что гаубица выдержала испытания.
После полигонных испытаний гаубица У-3 была отправлена на УЗТМ на доработку, которая была закончена в декабре 1941 г. После заводских испытаний У-3 отправили на Уральский полигон НКБ для дальнейших испытаний. В апреле 1942 г. У-3 с новым стволом с крутизной нарезки 25 клб была доставлена на НИЗАП, где с 5 мая по 15 июня 1942 г. были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц У-3 и БЛ-39. Из У-3 был сделан 381 выстрел. Производилась возка за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20—40 км/час.
Выводы комиссии по результатам испытаний:

203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

203-мм гаубица У-3 полигонно-войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы:
1)  Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт.
2)  Недостаточная прочность подъемного механизма.
Тем не менее, комиссия отметила:
1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.
2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39.
Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила.  

Источник — https://vk.com/page-50957736_47452808

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account