203-мм корпусная гаубица М-40 / М-40-2. СССР
Ещё одна статья из архива. Датируется октябрём 2014 года.
В продолжении темы поднятой в статье посвящённой 203 мм гаубице У-3 предлагаю вашему вниманию рассказ об ещё одной малоизвестной советской артсистеме такого же калибра.
Содержание:
История создания
Во второй половине 1930-х гг. руководство РККА решило ввести в корпусную артиллерию 203-мм гаубицы. Мера эта была вполне разумная, другой вопрос, что она опоздала лет на 10-15. Но 203-мм гаубиц для корпусной артиллерии не было. Б-4 была слишком тяжела, дорога и маломобильна, конструкция гаубицы Е-16 завода «Красный Путиловец» устарела, да и испытания ее выявили много конструктивных недостатков. Поэтому 19 февраля 1938 г. Артиллерийское управление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) препроводило заводу № 172 им. В.М.Молотова и Уральскому заводу тяжёлого машиностроения им. С.Орджоникидзе (УЗТМ или «Уралмашзавод») тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование новой 203-мм корпусной гаубицы на колесном ходу.
Артиллерийское КБ завода № 172 им. В.М.Молотова НКВ СССР (г. Молотов, Мотовилиха) спроектировало под руководством инженера Ширяева корпусную гаубицу с заводским индексом М-40 (индекс «М» означал Мотовилиха). Её проект выслали в Москву 16 июня 1938 г. В октябре того же года проект утвердили.
Ствол гаубицы состоял их свободной трубы с кожухом. На кожух навинчивался казенник. Затвор поршневой от пушки Бр-2. Нарезка ствола сделана по типу гаубицы Б-4. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов использовался кран с лебедкой. Рессоры пластинчатые. Станины клепаные. Передок был взят от 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). Ствол для гаубицы М-40 был изготовлен на заводе № 221 «Баррикады» в июне 1939 г. и отправлен на завод № 172 им. В.М.Молотова. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-40 был сдан заказчику 1 ноября 1939 г. 13 января 1940 г. опытный образец гаубицы М-40 поступил на АНИОП для проведения полигонных испытаний. В отчете АНИОПа от 17 июня 1940 г. было сказано, что М-40 полигонные испытания не выдержала. Основным недостатком гаубицы была признана невозможность стрельбы с грунта — требовалась деревянная платформа под колеса и деревянные опорные брусья. Кучность стрельбы у М-40 на полном заряде оказалась не хуже кучности гаубицы Б-4 на 5-м заряде. Максимальная толщина железобетонной плиты, пробиваемой 100-кг снарядом у М-40 была 1 метр, а у Б-4 на полном заряде 1,2—1,3 м. Обнаружился и общий недостаток гаубиц М-40 и У-3 — неудовлетворительная кучность стрельбы при углах возвышения свыше 70°. В ряде случаев снаряды имели боковое отклонение до 1,5 км.
Причина этого была легко устранена конструкторами. Дело в том, что по распоряжению Артуправления во всех нарезных 203-мм корпусных гаубицах (М-40, У-3 и БЛ-39) нарезка делалась по типу Б-4, и крутизна нарезов была 20 клб. При такой нарезке кучность стрельбы при углах возвышения до +60° (максимальный угол возвышения у Б-4) была удовлетворительной, а при больших углах требовалась более пологая нарезка.
28 ноября 1940 г. начальник ГАУ Красной Армии Маршал Советского Союза Г.И.Кулик приказал для гаубиц М-40 и У-3 изготовить по три свободных трубы с крутизной нарезки в 25, 30 и 35 клб для определения наивыгоднейшей нарезки опытным путем.
Война в значительной степени сорвала планы доработки гаубицы М-40 — на вооружение она так и не поступила.
Боеприпасы и баллистика гаубицы М-40.
Гаубица М-40 стреляла всеми снарядами от Б-4. Заряжание гаубицы картузное.
Таблица стрельбы М-40 по результатам испытаний на АНИОПе (для снаряда Г-620 весом 100 кг):
Заряд………………………………………… Полный………………….. № 1 …………………. № 2
Вес заряда, кг ……………………………. 8,1………………………… 5,6 …………………… 3,1
Начальная скорость, м/с ………………. 462 ……………………….. 364 ………………….. 270
Дальность, м ………………………………. 13185 …………………….. — …………………….. —
Давление в канале, кг/см² …………….. 2125 ……………………… 1250 ………………… 700
Тактико-технические характеристики 203-мм корпусной гаубицы М40 из АЛЬБОМА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КОНСТРУКЦИЙ СПРОЕКТИРОВАННЫХ И ИЗГОТОВЛЕННЫХ ЗАВОДОМ имени МОЛОТОВА (г. Молотов, 1940 г., л. 12).
203 мм. КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА.
ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ.
Шифр …………………М40.
Год выпуска………..1939 г.
1. БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ДАННЫЕ.
1. Начальная скорость V0= 460 м/сек.
2. Вес снаряда q = 100 кг.
3. Вес заряда w = 3,2 кг.
4. Наибольшее давление поро-
ховых газов в канале орудия Рмах = 2125 кг/см2.
5. Предельная дальность Х = 13,4 км.
6. Дульная энергия Е = 1080 тон. метр.
7. Скорострельность Т = 1 выстр. в 2,5 мин.
8. Предельная скорость передвижения V = 25 км/час.
9. Угол возвышения … = от 00 до +750.
10. Угол горизонтального наведения d = +|- 250.
II. ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ.
1. Вес системы в походном положении Qп = 9610 кгр.
2. Вес системы в боевом положении Qб = 9016 кгр.
III. ДАННЫЕ ТЕЛА ОРУДИЯ.
1. Полная длина ствола в калибрах Lс = 18,1.
2. Длина нарезной части ствола L = 2910 мм.
3. Число нарезов n = 64.
4. Металл ствола — марка стали, предел текучести U = 70 кг/мм2.
IV. ДАННЫЕ ЛАФЕТА.
1. Высота линии огня Н = 1552 мм.
2. Ширина хода В = 2035 мм.
3. Длина отката.
а) Длинного Л = 1400 мм.
б) Короткого Л = 900 мм.
4. Клиренс h = 320 мм.
V. ДАННЫЕ НАКАТНИКА.
1. Об»ем жидкости в накатнике w = 24 литра.
2. Об»ем воздуха в накатнике u = 17,22 литра.
VI. ДАННЫЕ КОЛЕС.
1. Диаметр колес 2R = 1250 мм.
2. Ширина шины в = 465 мм.
3. Тип колеса Спицевые с грузолентой.
4. Давление колес на основание
в походном положении N’ = 7544 кгр.
Источник — https://vk.com/page-50957736_47452683