Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
Это иллюстрации Роба Касуэлла и Тома [Drell-7] к роману Артура Кларка "2010: Одиссея Два" – точнее, лишь к тем его строкам, что описывают полет корабля "Алексей Леонов". К экранизации Хайямса 1984 года "2010: The Year We Make Contact" они отношения не имеют – это именно точное, насколько возможно из текста, воспроизведение конструкции описанного в книге аппарата и его путешествия, причем художники, по их словам, постарались достичь не только технического, но и эстетического соответствия, внимательно изучив тенденции форм, материалов и окраски техники в советской и российской космонавтике.
"Космонавт Алексей Леонов", как и большинство космических кораблей,отнюдь не блистал красотой. Возможно, когда-нибудь возникнет новая эстетика и грядущие поколения художников откажутся от естественных земных форм, созданных водой и ветром. Космос — это царство прекрасного; но создания человеческих рук пока для него инородны.
Если не считать четырех огромных отделяемых баков, корабль был на удивление мал. Расстояние от теплового экрана до двигателей не превышало 50 м; трудно было поверить, что корабль размером не со всякий пассажирский самолет способен пронести десять мужчин и женщин через всю Солнечную систему. [1]
"Леонов" выполняет разгон к Юпитеру, используя термоядерные двигатели Сахарова. Квадратные пластины в задней части – это не солнечные батареи, а радиаторы для сброса тепловой энергии, в данный момент они раскалены докрасна. "Мы продумывали дизайн корабля тщательно и всесторонне, а нашим путевым маяком была функциональность, — пишет Касуэлл, — покажите нам любую деталь на рисунке корабля, и мы сможем сказать, для чего она нужна".
Отделение топливных баков:
Принцип действия проще простого: пульсирующий термоядерный реактор нагревает, испаряет и разгоняет практически любую рабочую жидкость. Лучшие результаты дает водород, но он занимает много места, и его трудно хранить. Можно использовать метан или аммиак и даже обычную воду. Правда, тяга при этом снижается.
Создатели "Леонова" пошли на компромисс: огромные баки жидкого водорода отделятся после разгона. Для торможения, маневрирования у цели и возвращения будет использован аммиак.
Сзади – двигатели Сахарова с радиаторами сброса тепла, перед ними топливные баки внутри продольной рамы, дальше ржавого цвета технические модули, затем тороидальный МГД-генератор с собственными пластинами радиаторов; складные штанги с антеннами и астрономическими инструментами и зеленого цвета жилой модуль с торчащим стыковочным узлом, и, наконец, тепловой щит для маневра в верхних слоях атмосферы Юпитера:
Для гашения второй космической и выхода на эллиптическую орбиту вокруг Юпитера "Леонов" использует маневр с торможением об верхние слои атмосферы планеты-гиганта. Приборные штанги и радиаторы убраны в аэродинамическую тень теплового щита:
Корабль касается атмосферы на скорости более 43 километров в секунду. Испаряющееся абляционное покрытие щита могло бы быть видно с Земли как небольшая звезда, если бы его не затмевал блеск диска Юпитера. Верхний слой его специально сделан относительно легкоплавким, чтобы снижать перегрев нижележащих слоев за счёт отбора теплоты на испарение.
Сброс щита:
Щит был предназначен исключительно для этого маневра и больше не нужен. Обгоревший, он теперь представляет собой лишь ненужный балласт и отстреливается. Под светом прожекторов экипаж наблюдает состояние всё еще раскаленного диска. Корабль начинает путь во восходящей части эллиптической орбиты на встречу с Ио.
"Леонов" обнаруживает на орбите Ио предыдущий отправленный к Юпитеру корабль – "Дискавери" (почти такой, как в экранизации Кубрика), экипаж которого погиб из-за сбоя компьютерной системы. Корпус его, некогда белый, покрыт слоем серной пыли, выбрасываемой в окружающее пространство вулканами Ио.
Стыковка:
Годы назад бортовая центрифуга остановилась из-за трения в подшипниках, но угловой момент передался корпусу корабля. И "Дискавери" вращался вокруг поперечной оси…
К "Дискавери" вел лишь один безопасный путь — вдоль оси, вокруг которой медленно вращался корабль.
Состыкованные корабли, используя двигатели "Леонова" и частично топливные запасы "Дискавери", стартуют с орбиты Ио:
— Шесть. Пять. Четыре. Три. Два. Один… ЗАЖИГАНИЕ!
Спустя еще примерно минуту двигатель вышел на полную тягу.
Расстыковка:
Использовав для маневра топливо "Дискавери", корабли расходятся – "Леонов", используя для разгона гравитацию Юпитера, направляется к Земле, "Дискавери" остается на орбите планеты.
В последний раз он — и кто знает, когда вообще вернется сюда человек, — пролетал над ночной стороной планеты, тысячекратно превосходившей Землю… Десятки приборов все еще собирали информацию; когда "Леонов" уйдет отсюда, ЭАЛ (ИИ "Дискавери") продолжит эту работу.
- [1] А. Кларк (курсивом) цитируется по переводу М. Романенко и М. Шевелева. Копипастерам также просьба давать ссылку на автора основного текста поста —