1

🙂 литературная заготовка с элементами альтернативной истории.О возможности РЕАЛЬНО вмешаться в события Крымской войны. Если есть ещё  идеи — готов выслушать и обсудить.

27 апреля 1854 года Барановский Степан Иванович, основатель «империи развлечений» (Компании, как он её сам называл) смотрел в бинокль на догорающие у отмели возле косы Тузла французские корабли де Шабана. Винтовой линкор «Шарлемань», параходофрегаты «Вобан» и «Магадор».

—Началось—думал он. – Всё, к чему готовился и чем жил последние лет 12 начало воплощаться в жизнь…». Французские корабли были расстреляны вчера вечером из под воды тремя подводными лодками «Доброфлота». Цель была уж очень удобна – «Шарлемань» сел на мель и его уже несколько часов пытались стащить с неё пароходофрегаты(ПФР). Это дало время подводникам выдвинуться к стоящим французам и прямо из под воды со ста саженей обстрелять их зажигательными пятидюймовыми ракетами. Естественно, что пожар французам на всех трёх кораблях потушить не удалось – зажигательные БЧ ракет были хорошо отработаны и опробованы прежде чем поступить на воружение «Доброфлота» . Эти попытки только добавили жертв французским морякам(в том числе самого де Шабана). По данным, полученным от какзаков  уже сечас число пленных французов, отловленных ими на Тамани, идёт к восьми сотням. Это явно положительный момент – будет кому строить крепость… Да и пушки кораблей надо будет потом повылавливать – среди них должно быть много годных для вооружения этой самой крепости. Бомбы да ядра к ним и сами лить можем…

В начале мая 1854 начались и минные постановки силами «Доброфлота» по согласованию с командованием Черноморского флота.Князь Меншиков явно благоволил Барановскому(будучи знакомым с ним ещё по Петербургу — частенько бывал «развеять скуку» в тамошнем досугово-развлекательном центре Компании), знал, что уж Барановский то точно не занят «подкопом» под него, главкома в Крыму. Поэтому ко всем начинаниям Барановского(вроде частной военной компании «Добровольная дружина»/ДД/, судовая и мореходная компания «Доброфлот», строительство за свой счёт крепости Керчь) относился положительно. Да и как не относиться хорошо, если изрядную долю обеспечения вверенных ему войск и кораблей ЧФ в Крыму продовольствием, инструментом, медицинским имуществом, походными полевыми кухнями, аммуницией и даже одеждой(среди офицеров последняя особенно была популярна) взяла на себя именно Компания Барановского.А уж телеграфное сообщение налаженное по всему Крыму Компанией – выше всяких похвал! А ещё князь весьма уважал ракеты и ракетчиков — нравились…  Очень скоро было выставлено 600 мин, перекрывших фарватер перед строящейся крепостью и подходы к берегу. Уже 3 мая 1854 на этих минах подорвался и затонул британский ПФР «Хайфлауэр» — британцы не дождавшись соединения с кораблями де Шабана у Анапы зашли проверить «чего это он так задержался» у Керчи. Убедившись, что 6-ти пудовые мины совместного производства предприятия Барановского(Компании)-Якоби- Шильдера работают просто отлично и выловив из воды выживших при подрыве членов команды «Хайфлаура» приближаться к Керчи британцы не решились…

В конце мая же были оперативно выставлены ещё 1300 русских мин силами «Доброфлота»(по договору ЧФ с Компанией) у Севастопольских бухт, Балаклавы и Кинбурна. Корабли Коалиции, видимо получив донесения от своей агентуры об этом событии больше не позволяли себе нагло маневрировать у самого Севастополя как в апреле… Да и сами моряки-черноморцы видя такие потери в кораблях у союзников сильно воспряли духом. Теперь ПФР Черноморского флота сразу выходили на встречу разведке союзников, всячекски препятствуя её проведению.

А в июне 1854 года отряд кораблей ЧФ(6 ПФР+2 ФР парусных) и ДФ(2 парусно винтовых шхуны по 600тон вдм. с десантом из ДШБ «Добровольной дружины» ) под командованием контр-адмирала ПанфиловаА.И. совершили рейд к Батуми. Порт, все его постройки и склады был показательно сожжён десантникамми. Захвачены богатые трофеи в том числе 2 турецких фрегата . На обратном пути отрядом были сняты малые гарнизоны Черноморской оборонительной линии. За их счёт и за счёт трофеев усилили гарнизоны Анапы и Новороссийска.  Теперь у турок возникли серьёзные проблемы со снабжением своих войск на кавказском ТВД.(а именно там русские имели успехи в этой войне – были заняты турецкие крепости Ардаган и Баязет. Хорошее снабжение войск, обеспечиваемое по контрактам Компанией делали своё дело. Продовольствие, порох, боеприпасы, ракеты, инженерное имущество текли хоть и не так уж полноводно, но весьма непрерывно в русские войска ).

Одновременно работы по строительству крепости Керчь шли своим чередом. План возведения укреплений и их очрёдность была разработа ещё до войны в военном отделе Научно-Исследовательского института Компании при непосредственном участии Шильдера Карла Андреевича. Сейчас он воплощался в жизнь быстрыми темпами. Не хватало артиллерии. Сам Шильдер, в очередной раз раненый под Силистрией(разработанные НИИ Компании средства защиты солдат сапёрно-штурмовых частей таки прошли там серьёзную проверку)  приехал в Керчь, «присмотреть за строительством». Теперь на пару с командиром ДД Засс Григорием Христофоровичем вечерами они дегустировали местное крымское винцо…

ДД тоже постоянно совершенствовала своё мастерство, росла количественно и качественно. ДД создано Компанией как и ДФ в начале войны с турками в 1853году. Первые подразделения сформированы из служащих самой Компании, потом пошёл набор подходящих добровольцев из казаков и оставных военных с боевым опытом. Вооружение, производства Компании –самое совершенное!—начало поступать в ДД тогда же. Это были 4-х линейные револьверы и 5-ти линейные казнозарядные винтовки под унитарный патрон(бумажный, с латунным донцем где был запрессован капсюль). Широко использовались ручные осколочные гранаты и осколочные мины направленного действия (деревянные ящики по 20 и 40 фунтов с уложенными чугунными пулями и пороховым зарядом в непромокаемом бумажном куле позади них). Готовились к массовому производству картечницы 5” по 24 ствола, сухопутные прицепные 12-ти ствольные РСЗО(ракеты для них  уже масово выпускаются на совместном производстве Компании и генерала Константинова под Петербургом), миномёты 5”(бронзовый ствол, дальность 1.5 версты, чугунные мины с ленточным асбестовым стабилизатором).

Со вступлением в войну Англии и Франции ДД и ДФ выдвинулись с Дона в район Керчи, где сразу же устроили негласную «зачистку» города и окрестностей от шпионов и подозрительного элемента. При «невыясненных обстоятельствах» пропал британский консул(по совместительству резидент британской развед сети) в Керчи Чарльз Катлей и множество документов из его архива. После чего «падёж» британской агентуры в Крыму ещё увеличился… В июне 1854 года первый выпуск врачей и медсестёр(настоящих медсестёр! Операционных!) мед. училища при НИИ Компании сформировал первый мобильный  полевой хирургический госпиталь ДД на 500 коек и закрыл изрядную долю медицинских вакансий в Компании. Активно набирались добровольцы и в подразделения обеспечения ДД – сапёрный батальон(строивший Крепость), транспортно-логистическую компанию (снабжавшую войска в Крыму и на кавказе) – платили хорошо…

Постоянно совершенствовался и рос и ДФ. Кроме двух парусно-винтовых шхун Компании в него вошли 5 малых параходов, 3 ПЛ(полностью электрические, вдм. 40тон,дальность подводного хода до 16 миль, экипаж 6 чел. Вооружение 2х6 ПУ РСЗО 5” – разработка НИИ при личном участии Барановского, Шильдера и Якоби). Спешно вооружались(в май-июне 1854) 6 парусных тримаранов(вдм. 40 тон) 12-ти ствольной ПУ РСЗО 5” и картечницей 5линий 24 ствола. Ранее эти кораблики использовались для морских прогулок клиентов компании. Сейчас они дооснащались электроприводом(как на ПЛ) и складывающейся мачтой. Получили в ДФ название Разведывательно-диверсионные тримараны(РДТр). В Ростове на Дону шло и новое строительство/переделка кораблей…  Но денег пока хватало –с началом войны количество желающих отдохнуть и развлечься в заведениях досугово-развлекательной империи Барановского только выросло! Да и транспортные проекты Компании  — вроде Волго-Донской железной дороги с началом войны приносили всё большую прибыль. Не говоря уже о военных заказах(мины, ракеты, аммуниция, продовольствие…)…

 

Всё лето 1854 года корабли ДФ перебрасывали грузы в Севастополь и другие порты Крыма и Кавказа. В начале сентября отряд ДФ пришёл в Евпаторию. На шхуны были погружены зерновые запасы с войсковых магазинов и вывезены в Севастополь(по договорённости с Меншиковым). Частные хлебные склады и их содержимое ещё ранее было куплено и вывезено Компании на свои макаронные фабрики. Все портовые сооружения и склады Евпатории были разрушены/сожжены бойцами ДД пришедшими со шхунами. В устьях Качи и Альмы со шхун ДФ было выставлено по 80 мин для исключения близкого подхода к берегу кораблей противника.

10 сентября 1854 года от Севастополя к устью Альмы подошла рекогносцировочная группа кораблей Коалиции(остальной огромный десантный флот Коалиции дрейфовал в 18-ти милях от берега в ожидании уточнения места высадки десанта). Тут их встретили 6 РДТр ДФ. Тримараны удачно маскировались под рыбаков. К ним то и направился с целью захвата лоцманов и карт британский вооружённый(2 орудия) парход «Карадок». При походе к «рыбакам» на 100 сажень «Карадок» был внезапно обстрелян из РСЗО с бортов ближайших тримаранов зажигательными ракетами. Параход ввиду множества попаданий вспыхнул как свеча. Видя такое «азиатское коварство» русских адмирал Лайонс, державший флаг на парусно-винтовом ЛК «Агамемнон»(90 пушек) распорядился расстрелять дерзкие русские лодки. Тримараны стали уходить на мелководье ближе к берегу. Посчитав, что русские хотят скрыться от возмездия на берегу «Агамемнон» стал их преследовать и налетел на мину. Через огромную дыру в борту вода начала быстро заполнять ЛК, но даже попытаться выброситься на берег для сохранения корабля капитан посчитал опасным –мины… А после того как с единственной шлюпки «Агамемнона» по возвращающимся русским тримаранам открыли оружейный огонь она и тонущий корабль были буквально изрешечены из картечниц с бортов РДТр. А пытавшиеся спасать тонущих моряков с «Агамемнона» параходофрегаты «Примоге» и «Самсон»(8 и 6 пушек соответственно) так же подверглись ракетному обстрелу с тримаранов(издалека). В результате француз «Примоге» так же загорелся в результате 6-ти поаданий ракет и уже был вынужден спасать свою команду и пассажиров. «Самсон» попытался удрать, но тоже получил ракетное попадание. Борьба с огнём никак не давала ему развить нужную скорость хода. Именно таким его и настигли параходофрегаты ЧФ, вышедшие вслед за удаляющимся противником из Севастополя. В результате состоявшегося боя «Самсон» был утоплен… К вечеру ПФР ЧФ и РДТр ДФ вернулись в Севастополь, где к выходу уже готовилась вся эскадра ЧФ под руководством Нахимова.

Но что хуже всего для союзников, их силы вторжения были практически обезглавлены. В результате этой «рекогносцировки» Коалицией потеряны офицеры штабов:

 британский главком генерал-лейтенант лорд Раглан(утонул);

 комдив 1 французов(и ответственный за высадку) генерал Канробер(убит);

генерал Бизо(погиб)

нач. Штаба французского контингента генерал Мартенпре,  (в плену);

комдив англ. Лёгкой дивизии генерал Джордж Браун(погиб);

генерал Бургойн(погиб)

зам. Командующего английской эскадры  контр-адмирал Лайонс(убит);

нач. Штаба французской эскадры контр-адмирал Буэ-Вильомез(погиб)

старший адьютант маршала полковник Трошю(в плену)

полковник Лебеф(убит).

Высадка была окончательно сорвана, разногласия между союзниками стали просто непреодолимы и ещё с утра 11 сентября 1854 года они повернули назад в Варну и Балчик. Лишь отсутствие попутного ветра не дало ЧФ в этот день выйти из Севастополя для их преследования…

🙂 продолжение следует…

Дмитрий Чумов
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account