Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT от 11 июня 2018 года.
Содержание:
Около 975 года византийский император Иоанн Цимисхий завоевал северную Сирию и приказал построить на плато крепость Сигон. Крепость занимала бо́льшую часть нынешнего пространства замка. Остатки этих построек частично видны и сегодня, а частично включены в фортификации более позднего времени. После отступления византийцев крепость вновь перешла в руки мусульман. Затем, около 1108 года, ею завладели крестоносцы. Точная дата, как и подробности этого события, остаются неизвестными. Однако около 1119 года в одной из хроник крестоносцев упоминается Робер, сын Фулька, сеньор Саона — такое название получил замок во времена крестоносцев.
Саон занимал важное стратегическое положение, поскольку прикрывал гавань Латакии от угрозы со стороны мусульманского эмирата Алеппо. Робер, первый владелец замка, и его сын Гийом предприняли широкомасштабные работы по укреплению построек. В ходе этих работ стены и башни приобрели свой современный вид. Основные работы были завершены до 1132 года.
Несмотря на всю мощь укреплений Саона, в июле 1188 года замок после краткосрочной осады захватил Салах ад-Дин — военачальник, основатель династии Айюбидов. Некоторое время здесь находился мусульманский гарнизон, но затем укрепления были заброшены. Новое открытие замка произошло лишь в начале ХХ века. Сегодня, после восстановительных работ, он представляет собой один из красивейших памятников Сирии.
В новом интерактивном проекте Warspot знакомит с исторической реконструкцией замка Саон и показывает, как его руины выглядят сегодня.
Детали
Византийская крепость
Первые укрепления Саона были воздвигнуты византийцами около 975 года. Археологи выявили следы предшествовавшего ему поселения, расположенного в западной части плато, на месте так называемого «нижнего города». Стоявшие здесь византийские укрепления были довольно слабыми, поскольку отвесные скалы делали эту часть замка неприступной. Предназначение «нижнего города» состояло в том, чтобы снабжать продуктами верхнюю часть замка. Последняя находилась на природной возвышенности, занимавшей среднюю часть плато. Византийские строители усилили естественную крутизну склона и дополнили её стеной с двумя массивными башнями. Таким образом, стена отделила «нижний» город от «верхнего».
В южной части стены находились ворота. Подход к ним был усилен высеченным здесь в скале неглубоким рвом с подъёмным мостом. На противоположном, северном, окончании стены существовала вспомогательная калитка, со временем полностью засыпанная строительным мусором.
Центром обороны верхней части замка была цитадель. Руины могут дать вполне достаточное представление о её первоначальном виде. В византийскую эпоху цитадель представляла собой массивное (30×40 м) укрепление трапециевидной формы с выступающими из стен башенками, небольшим внутренним двором и открытой верхней площадкой. Ворота в цитадель находились с восточной стороны укрепления. С южной стороны у подножия цитадели располагался комплекс гражданских зданий, включая двухэтажный дворец правителя и часовню. Характерной чертой последней является полукруглая апсида. Стены часовни усилены контрфорсами.
Дворец плохо сохранился, учитывая, что он был частично разрушен, а частично перестроен в мусульманскую эпоху. Внутренняя планировка первоначально включала большой сводчатый зал. Подвальная часть была оборудована как складское помещение, в котором находилось по крайней мере 12 силосных ям для хранения зерна.
С восточной стороны верхняя часть замка была прикрыта двойным рядом стен, также удачно вписанным строителями в рельеф местности. Входной арочный проём размещался в южной части стены и был защищён квадратной башней.
Восточная сторона, где плато, на котором стояла крепость, соединялось с основной частью горной гряды, оставалась наиболее уязвимой зоной укреплений. Чтобы лучше прикрыть это направление, византийские строители возвели здесь второй пояс стен на расстоянии 110 м от первого. Этот пояс также состоял из двойного ряда стен, проходивших в направлении с севера на юг через всю ширину плато. Дополнительным укреплением служили выступавшие вперёд башни прямоугольной и пятиугольной формы. Перед наружной стеной в скале был вырублен 3-метровый ров, через который перебрасывали подъёмный мост.
Внутрь крепости вели единственные ворота, по сторонам защищённые выступающими башнями. Пройдя их, гости вначале попадали в 15-метровый коридор между двумя рядами стен, а затем, пройдя через квадратную надвратную башню, — во внутренний двор между первым и вторым поясом укреплений.
Замок крестоносцев
Крестоносцы значительно перестроили доставшуюся им по наследству систему византийских фортификаций, особенное внимание уделив восточной и южной сторонам замка. Были усилены также укрепления нижнего города: в дополнение к опоясывавшим их стенам они получили пять башен.
С южной стороны крестоносцы расширили пространство, охваченное византийскими стенами. В качестве дополнительной меры защиты здесь были возведены три большие прямоугольные башни. Все они имели двухъярусную структуру. На верхний этаж можно было попасть через боевую площадку на вершине стены. Такая система применялась, чтобы защитники замка могли продолжать здесь сопротивление в том случае, если бы противнику удалось прорваться во внутренний двор замка. В третьей башне с восточного края крестоносцы устроили ещё одни ворота, проход к которым шёл вдоль южной стены замка и мог на всём протяжении простреливаться защитниками. Именно через южные ворота сегодня в замок попадают туристы.
С восточной стороны крестоносцы усилили защиту стен и снабдили их огромной башней-донжоном (25×25 м). Стена башни сложена из массивных каменных блоков длиной до 4 м и имеет 5 м в толщину. Единственная узкая дверь в башню была пробита с западной стороны и защищалась падающей сверху решёткой. Как и другие башни замка, донжон имел двухъярусную структуру. Каждый этаж включал один обширный зал, тяжёлые своды которого опирались на массивную центральную колонну толщиной более 2 м. Предание о лестнице, якобы заключённой в толще её стен, является современной выдумкой. Нижний зал со складскими помещениями совсем тёмный. Верхний освещается бойницами и прямоугольными окнами, обращёнными внутрь крепости.
С южной стороны к донжону примыкает обширный зал, разделённый на пять нефов. Некогда здесь располагались конюшни и помещения хозяйственных складов.
Самые большие изменения коснулись крепостного рва на восточной стороне укреплений. Крестоносцы постепенно превратили его в рукотворное ущелье длиной 156 м, шириной от 15 до 18 м и отвесными стенами высотой 28 м. Извлечённый при этом объём горной породы колоссален — 170 000 т. Ущелье превратило Саон в остров, но, поскольку ширина его была слишком велика для подъёмного моста, изощрённая выдумка строителей заблаговременно оставила посередине вырубленную из монолита опору-столб, надстроенный затем до необходимой высоты каменной кладкой. Эта «игла Саона» относится к числу наиболее любопытных достопримечательностей замка.
Для сбора и хранения воды крестоносцы построили несколько больших подземных резервуаров. Один из них располагался в юго-западной части замка, а другой — в северо-восточной. Вода в цистерны собиралась по керамическим трубам, остатки которых хорошо видны на террасах замка.
Мусульманский период
Наследники Салах ад-Дина практически не перестраивали укрепления, ограничившись ремонтом стен и башен, пострадавших во время штурма замка и частых землетрясений. Следы этого ремонта отчётливо видны на втором этаже южной надвратной башни. Поскольку в замок мусульмане прорывались через западную стену верхнего города, они приложили силы для её укрепления. Здесь была воздвигнута большая прямоугольная башня.
Между византийской цитаделью и первым поясом стен новые хозяева воздвигли мечеть с минаретом, дворец правителя замка, бани и ряд хозяйственных помещений. Дополнительные бани, частично сохранившиеся, были построены на месте византийских развалин в южной части цитадели. Вода для них бралась из огромной северо-западной цистерны (36 м в длину, 16 м в высоту, 5 000 м³ объёма), до сих пор использующейся по прямому назначению.
источник: https://warspot.ru/12093-zamok-saon