20
Ракетный истребитель Riffard RM-1 RDP (1917 год)

Ракетный истребитель Riffard RM-1 RDP (1917 год)

К началу 1917 года, рейды германских цеппелинов на Лондон и Париж все еще оставались значительной проблемой. Хотя истребительная авиация в 1916 году добилась значительного прогресса в борьбе с воздушными кораблями, было еще неясно, сумеет ли она столь же успешно перехватывать новые, более скоростные и высотные цеппелины.

Художественное изображение RM-1, атакующего цеппелин.

Художественное изображение RM-1, атакующего цеппелин

Главной сложностью была малая скороподъемность тогдашних самолетов. Например, знаменитый «Кэмел» (самый результативный британский истребитель времен войны) тратил более 20 минут на то, чтобы вскарабкаться на высоту 4500 метров. За это время, высотный цеппелин вполне мог нанести удар и уйти на полном ходу.

В 1917 году, французский инженер Марсель Риффар предложил радикально решить проблему скороподъемности, заменив обычный поршневый двигатель истребителей — ракетным. Хотя ракетная техника начала XX века была еще очень примитивна (даже сопло Лаваля еще не нашло применения в ракетостроении), такой подход давал возможность существенно улучшить скороподъемность самолета. Риффар назвал свой перехватчик RM-1 RDP — Riffard Marcel Réaction Directe — Poudre (франц. «Риффара Марселя, пороховой, прямого действия») и выполнил эксиз.

Ракетный истребитель Riffard RM-1 RDP (1917 год)

Аппарат Риффара был небольшим расчалочным бипланом каплевидной формы. Деталей конструкции не сохранилось, но, вероятно, крылья и задняя часть фюзеляжа принципиально не отличались от обычных французских истребителей вроде SPAD XIII. Передняя часть фюзеляжа, вероятно, была металлической. Хвостовое оперение было симметричным и закругленным, при этом стоит отметить сравнительно малые размеры рулей и стабилизаторов: либо просчет конструктора, либо попытка свести к минимуму создаваемое ими сопротивление. Шасси, ради лучшей обтекаемости, было почти утоплено в фюзеляж (отсутствие пропеллера позволяло отказаться от высоких стоек).

Интересной деталью являлась закрытая кабина пилота — вероятно, для лучшей обтекаемости машины. Так как двигатель в носовой части отсутствовал, кабина пилота была смещена вперед относительно коробки крыла и прикрыта металлическим «фонарем» с тремя обзорными иллюминаторами (один лобовой и два боковых). Такое конструктивное решение, хотя и улучшало обтекаемость, все же представляется весьма спорным — обзор пилота был бы чрезвычайно ограничен, особенно при посадке самолета. Будь аппарат Риффара построен, серийные образцы, вероятно, имели бы иную конструкцию кабины.

Современная реконструкция RM-1

Современная реконструкция RM-1

В движение истребитель приводился «короной» (по определению самого Риффара) из 48 пороховых ракет, установленных вокруг кабины пилота. Такое неортодоксальное расположение, видимо, было выбрано из соображений устойчивости в полете по мере отгорания двигателей, и компенсации неравномерной тяги ракет. Естественно, что при случайном взрыве одного из двигателей у пилота почти не оставалось шансов уцелеть — но учитывая хрупкость аэропланов и несовершенство парашютов Первой Мировой, любое другое расположение едва ли было бы менее фатальным.

Ракеты должны были поджигаться группами по 6-8-12 зараз, вероятно с помощью электрического запала и селекторного ключа. Их предполагаемые характеристики неизвестны, однако, их можно экстраполировать исходя из достижений ракетостроения 1910-ых:

Фотографическая ракета Мауля образца 1912 года

Фотографическая ракета Мауля образца 1912 года

Наиболее крупная модель фотографической ракеты инженера Мауля, сконструированная в 1912 г., поднимала фотоаппарат размером 20 х 25 см с фокусным расстоянием объектива в 28 см. Калибр этой ракеты составлял 52 см, длина стержня 6 м и вес не менее 42 кг. Эта фотографическая ракета могла подниматься на высоту свыше 800 м. Точность нацеливания фотографического аппарата этой ракеты составляла 0°25′. Для подъема всего устройства Мауль использовал две спасательных ракеты, прикрепленные к стержню по бокам. Калибр их был 8 см, длина около 55 см и вес порохового заряда — около 3,5 кг. Ракеты эти, изготовлявшиеся в технической лаборатории в Шпандау, обладали начальной подъемной силой в 80 кг и конечной подъемной силой около 150 кг при продолжительности горения в 2 — 2,5 сек.

(Макс Валье — «Полет в мировое пространство»).

Одноместные истребители Первой Мировой как правило весили не более 500-600 кг, а перехватчик Риффара почти наверняка был предельно облегченным. Таким образом, одновременное зажигание 6-8 ракет вполне могло обеспечить RM-1 тягу около полутонны — достаточную, для аэродинамического взлета и набора высоты. Время горения двигателей было очень ограничено, но последовательное зажигание 48 ракет давало бы RM-1 продолжительность активного полета от 12 до 24 секунд.

Основное — оно же единственное — вооружение перехватчика составляла 6-дюймовая «ракетная торпеда» в носовой части. Ракета запускалась из пусковой трубы перед кабиной пилота, и, скорее всего, оснащалась шрапнельной боевой частью и таймерным взрывателем, производившим подрыв через предустановленное время после запуска. Подобное оружие могло быть достаточно эффективно против цеппелинов, представлявших собой сравнительно крупную цель.

Предполагалось, что RM-1 должен взлетать при обнаружении неприятеля, быстро набирать высоту, выполнять единственный боевой заход с пуском «ракетной торпеды» и затем планировать к аэродрому для перезарядки двигателей. Хотя короткое рабочее время ракет ограничивало продолжительность полета 10-15 минутами (в лучшем случае), скороподъемность аппарата значительно превосходила бы возможности обычных истребителей с поршневыми моторами. Фактически, это делало аппарат Риффара первым в мире проектом специализированного объектового перехватчика, самолета с минимальным временем реакции — прообразом концепции «пилотируемой зенитной ракеты», популярной в 1940-1950-ых.

Диарама модели RM-1, изображающая приземлившийся истребитель

Диарама модели RM-1, изображающая приземлившийся истребитель

Революционный для своего времени, проект Риффара не был реализован. Неизбежные сложности при разработке принципиально новой силовой установки, ненадежность тогдашних ракетных двигателей едва ли позволяли создать ракетный перехватчик в разумные сроки. Кроме того, после января 1916, немецкие цеппелины более не предпринимали налетов на французскую столицу. Бомбардировки Британии продолжались, но британцы в итоге нашли решение проблемы, перехватывая цеппелины над Северным Морем, где они шли на сравнительно небольшой высоте. Только в 1918 году, с приближением линии фронта, Париж вновь оказался под воздушной угрозой — на этот раз со стороны германских бомбардировщиков «Гота» — но для противодействия им, проект Риффара должен был быть существенно переработан.

Мог ли истребитель Риффара быть в принципе реализован? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Хотя возможности технологии 1910-ых позволяли уже рассматривать ракетные двигатели для аэропланов, практическая реализация встретилась бы с огромным количеством трудностей — от распределения нагрузки и до нестабильной работы ракет. Значительной проблемой была бы и ненадежность ракетных двигателей на черном порохе, которых предполагалось установить аж 48 штук. Риффар, очевидно, не был знаком с экспериментами Годдарда по применению сопла Лаваля на ракетах (что неудивительно, учитывая врожденную скрытность и подозрительность Годдарда) и поэтому индивидуальная эффективность ракет была бы невелика, вынуждая устанавливать их в большом количестве. Наконец, сам проект аппарата содержит явные «слабые места».

В целом, ИМХО — истребитель Риффара мог бы быть построен, и «обучен» летать, но сделать его боеспособной машиной до конца войны французы бы не успели.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/47227.html

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account