0

«…ужасная тварь с гигантскими конечностями поднялась из скважины, перед тем как мы на глубину более чем 12 километров опустили включенное устройство для записи звуков. Завизжав, словно израненный дикий зверь, эта тварь стремительно взлетела высоко в небо и затем исчезла из виду. …Этого нам вполне хватило, чтобы поверить в то, что мы бурили через адские врата. …в  скважину микрофон, который был предназначен для записей передвижения литосферных плит. Однако нам довелось услышать вместо этого громкий голос человека. В этом голосе звучали боль и страдания. В начале мы предположили, что этот звук происходит от бурового оборудования. Но когда мы этот звук тщательно проверили, наши самые худшие предположения получили свое подтверждения. Стоны и крики издавались не одним человеком, а исходили от миллионов людей. Мы все же произвели запись на магнитную ленту этих вызывающих неподдельный ужас звуков. …эту жуткую многоголосую запись можно сейчас без труда найти в Интернете».

Дорога в Ад.

Во всем этом переполохе с чертями из ада единственной правдой является безусловный факт — в начале 1991 года глубина этой скважины действительно достигала 12 261 метра.

Дорога в Ад.

Сам амбициозный проект стал итогом программы «Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли», которую еще в начале 60-х годов подписал Никита Хрущев, чтобы «утереть нос» американцам. Проект тогда задумывался ни мало, ни много осуществить проход через всю кору Земли и получить в свое распоряжение образцы пород из верхней мантии.

На предварительные исследования: ушло несколько лет. Именно для этого необходимы были веские доказательства самой возможности осуществить сверхглубокое бурение в кристаллических породах – в гнейсах и гранитах. В итоге ученые все же дали добро на исследования.

Было найдено и наиболее приемлемое место для этого – древнейший кристаллический щит Кольского полуострова. Для буровой площадку нашли на его северной оконечности вблизи озера с труднопроизносимым названием Вильгискоддеоайвинъярви. Это по-фински означает «Озеро под горой белого оленя».

Дорога в Ад.

Проектная глубина скважины – 15 км. Ее бурение как раз началось в мае 1970 года и приурочено было к 100-летию со дня рождения Ленина.

Спустя 5 лет скважину пробурили чуть более чем на 7 км. К этому времени на объекте функционировало 16 научно-исследовательских лабораторий. Буровая была превращена в полностью обшитую, северным ветрам неподвластную, гигантскую 68-метровую вышку.

Дорога в Ад.

Эта работа  перевернула вверх тормашками большинство  представлений о структуре земной коры. В древних породах таких скважин нет нигде больше. И  еще лет 50 не появится.

На протяжении десятков лет советские ученые изучали, что же из себя представляет наша планета. Как она ведет себя в различных условиях. Исследовали ее радиацию, температуру, термодинамику… Кольская скважина дала определение становления Земли на срок от 1,5 до 3 млрд. лет. А если учитывать, что предположительный возраст Земли – 4,5 млрд. лет, то в итоге получится – на Кольском полуострове было исследовано 2/3 истории всей планеты. Был поднят на поверхность чрезвычайно богатый и уникальный материал, около пяти тысяч кубических метров керна – образцов породы. Исследование этого керна ведутся по сегодняшний день и, судя по всему, будет еще исследоваться многие годы.

Дорога в Ад.

Сами открытия потрясают воображение. Все представления о структуре земной коры не соответствовали действительности: по мере углубления горные породы не стают более плотными и их пористость не убывает, как предполагалось ранее. Наоборот, горные породы на многокилометровой глубине пронизаны многочисленными порами и разбиты трещинами.

Сенсацией также было и наличие воды: ранее строились гипотезы, что на такой значительной глубине, где давление достигает сотен атмосфер, ее там просто не бывает.

Еще одним удивительным открытием стало то, что даже очень глубоко под землей есть живые организмы – бактерии. И живут они на невероятных глубинах.

Дорога в Ад.

И наконец, Земля оказались значительно горячее, чем ранее предполагали ученые. На глубине 5 км температура достигала свыше 70 градусов по Цельсию, на семи – переваливала 120, а на 12 – вообще «жарило» сильнее всего – 220 градусов. Этот показатель был выше на целых 100 градусов предполагаемого. Когда же сравнивали образцы доставленного американцами грунта с поверхности Луны и  образцы из Кольской скважины, то оказалось, что лунный образец по своему составу очень похож на керн с КСГ, который  добыли с глубины трех километров. Это доказывает только то, что еще в начале формирования планет Солнечной системы Луна откололась от Земли, к тому же именно в Северном полушарии. Была даже выдвинута   смешная теория, что якобы Луна оторвалась именно от Кольского полуострова. Разумеется, это всего лишь шутка, но в каждой шутке может быть и доля правды.

Дорога в Ад.

К 1990 году  буровая достигла максимальных значений – 12 262 км. Дальше пробиться так и не получилось: все дальнейшие попытки сводились лишь к очередной аварии. Бурение через два года вообще было остановлено, а в 1995 году проект был заморожен. Теперь же новая власть в Академии наук решил все брать на баланс. Кому-то отдала на баланс заодно и Кольскую Сверхглубокую. Единственный выход на данный момент – это спустить туда геофизическую аппаратуру. Но теперь на глубину 12 262 км уже не получится, разве что до трех километров. Поскольку произошло смещение грунта и ствол сдвинулся. Сейчас скважина перекрыта где-то на полдиаметра. На всю глубину геодезический зонд пройти туда не сможет, а бурить заново пока что нет желающих.

Свое дело Кольская Сверхглубокая сделала блестяще, затратив на это приблизительно столько же, сколько США потратила на свой полет на Луну.

К настоящему времени в мире существует несколько десятков сверхглубоких скважин. Наиболее известные из них:

Берта-Роджерс, США, – 9 583 м.

Бейден-Юнит, США, – 9 159 м.

КТВ Hauptbohrung, Германия – 9 100 м.

Юниверсити, США – 8 686 м.

Цистердорф, Австрия – 8 553 м.

Бигхорн, США, Вайоминг – 7 583 м.

Сильян Ринг, Швеция – 6 800 м.

KTB «Хауптборунг» – сверхглубокая скважина в Германии бурилась с 1990 по 1994 год. Согласно проекта ее глубина должна была составить 12 км, но удалось добраться лишь до отметки 91оо метров. Из-за полной информированности по научным и буровым разработкам, хорошей документированности и технологичности КТВ «Хауптборунг» – одна из наиболее известных в мире.

На немецкой сверхглубокой проблемы с бурением начались после 7 километров, точно так же как и на Кольской. Как считают, сначала ствол пошел не в ту сторону, поскольку вышла из строя система вертикального бурения из-за очень высокой температуры. К концу бурения забой на 300 метров отклонился от вертикали. После бесконечных аварий и очень высокой температуры в забое – +270°С – работы были прекращены.

Стоившая немецкому бюджету 338 млн. долларов скважина КТВ, в 1996 году была передана потсдамському Научному центру геологии. Там она приобрела статус лаборатории для наблюдений за глубокими недрами Земли и туристическим объектом.

Дорога в Ад.

По материалам:

http://tainy.net/25197-sverxglubokaya-skvazhina-na-kolskom-poluostrove-zagublena.html

http://burneft.ru/archive/issues/2012-10/12

http://forum.shymkent.kz/?type=nauka&previd=18517

admin
Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account