Звёздный час «Роялиста». Корабли для «дипломатии канонерок»
Содержание:
Внимание любителей военно-морской истории обычно приковано к самым большим и мощным кораблям — во времена парового флота ими были броненосцы. Вне всяких сомнений, в этих машинах войны применялись новейшие технологии той эпохи, однако даже богатейшие промышленные державы не могли построить и содержать количество броненосцев, достаточное для того, чтобы направить их в каждый уголок своих империй. Кроме того, в мирное время такие корабли не могли бороться с пиратами и мятежниками, поддерживать с берега сухопутные операции или обеспечивать контроль дальних владений. Здесь нужен был совсем другой тип корабля – недорогой в постройке и обслуживании, могущий месяцами обходиться без военно-морских баз и угольных станций. Для контроля заморских колониальных империй западным державам требовались настоящие «рабочие лошадки» — одной из них стал британский корвет «Royalist».
Корабли для «дипломатии канонерок»
Опыт использования паровых флотов в колониальных войнах 1850-60-х годов показал, что лучше всего для этого подходят небольшие парусно-паровые корабли с водоизмещением от 500 до 1500 т. При достаточной мореходности они могли использоваться на мелководьях и в крупных реках, а их пушки были способны подавить береговую батарею или поддержать огнём десант. В случае необходимости такие корабли могли блокировать вражеские гавани или становиться небольшими крейсерами. В зависимости от национальной классификации в разных флотах такие боевые единицы именовались канонерскими лодками, шлюпами, паровыми клиперами или крейсерами 2-го и 3-го классов.
В 1880-е годы во всей Азии и Океании имелось лишь два порта, где можно было отремонтировать современный корабль — британский Гонконг и японская Иокогама. Не лучше обстояли дела с угольными станциями, где можно было пополнить запас топлива, поэтому спрос на парусно-паровые колониальные канонерки в европейском и американском флотах оставался стабильным и высоким. В случае любых конфликтов с азиатами или жителями стран Южной Америки европейские торговцы и чиновники требовали от своих правительств срочно прислать канонерскую лодку. Такой образ действий получил своё название — «дипломатия канонерок».
Шлюпы типа «Satellite»
Самая большая заморская колониальная империя XIX века была создана Великобританией. Она опиралась на могущество британского Королевского флота, который нуждался во всё новых кораблях для службы в далёких колониях. Очередной серией таких кораблей стали семь парусно-паровых винтовых шлюпов типа «Satellite»: «Satellite», «Heroine», «Hyacinth», «Royalist», «Rapid», «Caroline» и «Pylades».
Новые корабли заложили между 1883 и 1888 годами — их проект был разработан главным строителем Королевского флота сэром Натаниэлем Барнаби и соединил в себе проверенные временем решения и технические новинки. Корпус шлюпов был построен по композитной технологии, железный киль и шпангоуты обеспечивали прочность, а деревянная обшивка — простоту и дешевизну ремонта в колониях. Вполне современная паровая силовая установка типа компаунд дополнялась полным парусным вооружением, при этом возимый запас угля обеспечивал дальность в 6000 морских миль. При длине в 61 м осадка шлюпа составляла всего 4,8 м.
В 1880-е годы британцы наконец получили на вооружение стальные казнозарядные нарезные пушки. Первые шлюпы типа «Satellite» («Heroine», «Hyacinth», «Royalist», «Satellite») вооружались восемью 6-дюймовыми (BL 6 inch gun Mk II), последующие — двумя 6-дюймовыми (BL 6 inch gun Mk II) и десятью 5-дюймовыми (BL 5 inch gun Mk I) орудиями с эффективной дальностью примерно в 7000 м. Для ближнего боя и поддержки десантных операций шлюпы вооружались четырьмя картечницами Гарднера со скорострельностью 250 выстрелов в минуту. Ещё одной новинкой стало использование для защиты машин, котлов и погребов плоской стальной брони толщиной 25 мм.
Построенные в Ширнессе и Девонпорте шлюпы типа «Satellite» были отправлены на Тихий океан, а также в Австралию, Вест-Индию и Китай. В 1884 году все семь единиц были переклассифицированы из шлюпов в более престижный класс корветов (на их характеристиках это никак не отразилось).
«Royalist» на службе
Чтобы понять суть «дипломатии канонерок», проследим историю службы одного из вышеуказанных кораблей — корвета «Royalist». Герой нашего рассказа был заложен 27 апреля 1881 года на Королевской верфи в Девонпорте, спущен на воду 7 марта 1883 года, и вступил в строй 14 апреля 1886 года. Стоимость корабля без учёта вооружения составила 68 174 фунта стерлингов (около 5 млн фунтов в современных ценах).
Первым местом службы нового корвета стала военно-морская база (как тогда было принято называть — станция) Мыса Доброй Надежды в Южной Африке. В мае 1888 года корвет был переведён на Австралийскую станцию.
Тем временем международная обстановка накалялась. Новые колониальные империи в лице Соединённых Штатов, Германии и Японии стремились обосноваться в Океании, чтобы получить надёжные базы для своих быстро растущих флотов и взять под контроль торговые пути из Северной и Южной Америки в Азию и Австралию. Британцы и французы старались помешать этому, а потому присоединяли к своим и так немалым колониальным империям новые владения. Даже крошечные и ранее никого не интересовавшие острова приобрели невероятное стратегическое значение.
В 1892 году «Роялист» обеспечивал аннексию Британской империей островов Гилберта в Микронезии. «Поглощение» тихоокеанских островов французами и британцами шло с такой скоростью, что остававшийся «ничейным» архипелаг Самоа вскоре стал точкой пересечения интересов великих держав.
Война за Самоа
Самоа располагается на полпути между Австралией и западным побережьем США — владея этими островами, можно было контролировать торговый путь из Северной Америки к самым южным владениям Великобритании. При этом острова достаточно велики, чтобы обеспечивать флот провизией и пресной водой.
Ещё в 1889 году Германия и США оказались на грани войны за Самоа. В гавани посёлка Апиа германские и американские корабли уже нацелили друг на друга свои пушки, но внезапно налетевший ураган разметал флоты противников.
В 1898 году, во время Испано-американской войны, стороны вновь оказались на грани открытого конфликта, но немцы отступили и не стали оспаривать у американцев Филиппинские острова. Однако сдавать свои позиции на Самоа молодая Германская империя не желала. В 1899 году на спорных островах разгорелась гражданская война. Претендента на титул верховного вождя и владыки всего архипелага по имени Матаафа Иосефо поддерживали немцы, его противника по имени Малиетоа Танумафили — американцы. В свою очередь, американцев поддерживали британцы, которым немецкая колония на Самоа была совершенно не нужна.
На помощь американскому крейсеру «Philadelphia» британцы отправили к Самоа свой крейсер «Tauranga», а также канонерские лодки «Torch» и «Porpoise». Позже к ним поспешил присоединиться и «Royalist». Интересы Германии на островах защищала лишь канонерка «Falke». Сторонники обоих самоанских вождей были вооружены немецкими и американскими винтовками, общая численность их дружин оценивалась примерно в тысячу бойцов.
Канонерка спасает десант
В начале марта 1899 года для помощи вождю-союзнику британцы и американцы сформировали смешанный отряд из моряков и морских пехотинцев численностью в 114 человек. Ещё 136 сторонников Танумафили ожидали их в Апиа (столице Самоа).
1 апреля после импровизированного парадного марша по улицам посёлка объединённый англо-американо-самоанский отряд под командованием лейтенантов Энджела Фримена (Великобритания) и Филипа Лэнсдейла (США) направился к плантации, располагавшейся неподалёку от посёлка Вайлеле. На случай каких-либо неприятных неожиданностей американцы взяли с собой пулемёт Colt-Browning М1895.
15 марта ещё 146 американских и британских десантников с одной 7-фунтовой пушкой и картечницей Гатлинга заняли отель «Тиволи» в Апиа — здесь разместился штаб, склад и госпиталь союзников. Захват отеля был проведён очень вовремя, так как в тот же день в посёлок вошли воины Матаафа Иосефо. В течение трёх дней они пытались отбить «Тиволи» (с помощью германских инструкторов). Известно, что в этих боях погибло 4 американца. 17 марта нападавшие отступили.
В это время «Royalist», имевший малую осадку и внушительные 152-мм пушки, методично разрушал два укреплённых вражеских форпоста в окрестностях Вайлеле (огонь корректировали два самоанца, забравшиеся на риф). Казалось, что сопротивление полностью подавлено, и отряду союзников из Апиа осталось лишь добить воинов Иосефо.
12 апреля американо-британский отряд наконец приблизился к цели, но вместо лёгкой победы оказался в ловушке. Бойцы Иосефо скрытно расположились по обе стороны от дороги на Вайлеле, пропустили союзников, окружили их со всех сторон и открыли шквальный огонь. Лейтенант Фримен и ещё 5 человек были убиты, а раненый лейтенант Лэнсдейл приказал занять круговую оборону. Пулемёт стал поглощать ленту за лентой, и только это позволило морпехам и морякам начать отступление к морю. Самоанские корректировщики сразу передали на «Royalist» сигнал о том, что требуется огневая поддержка. Пушки корвета открыли беглый заградительный огонь, и отступавшие смогли оторваться от воинов Иосефо, которые уже убедились в мощи британских снарядов и не желали испытать её на себе.
Позднее два американских морских пехотинца (сержант Майкл Макналли и рядовой Генри Халберт) получили Медаль Почёта за героизм, проявленный во время боя. Согласно американскому отчёту, союзникам удалось убить около ста вражеских воинов, а решающую роль в спасении отступавших сыграл своевременный и точный огонь корвета «Royalist». Отметим, что описанные события стали лишь одним из эпизодов необъявленной войны между Германией и англо-американскими союзниками.
Раздел Самоа
25 апреля в гавань Апиа вошёл американский вспомогательный крейсер «Badger». Союзная эскадра пополнилась ещё одним кораблём, но это уже не могло изменить ситуацию. Ни одной из сторон не удалось разгромить противника, дальнейшая эскалация конфликта могла привести к настоящей полномасштабной войне, поэтому стороны сели за стол переговоров. 13 мая 1899 года члены Объединённой верховной комиссии (представители Германии, Великобритании и Государственного департамента США) договорились о разделе островов.
Западные острова Самоанского архипелага (Савайи, Уполу (с важнейшим портом Апиа) и семь других) были переданы Германии. США получили восточные острова, где была создана колония Американское Самоа со столицей Паго-Паго на острове Тутуила. Британцы вывели с Самоа свои силы и отказались от любых притязаний в обмен на признание их приоритетных прав на Тонга и Соломоновы острова.
Конец карьеры «Роялиста»
В 1899 году парусно-паровой корабль с деревянным корпусом уже можно было считать устаревшим. Несколькими годами позже британские владения Австралия и Новая Зеландия станут доминионами и создадут современные военно-морские силы — вскоре даже на отдалённых тропических островах появятся угольные станции и ремонтные базы. Эпоха паруса подходила к концу, и «Royalist» больше не требовался империи.
В 1900 году старый корвет стал плавучей казармой в Квинстауне (Ирландия), а в 1913 году был переименован в «Collin». После начала Первой мировой войны наш герой стал плавбазой флотилии вооружённых траулеров Вспомогательного патруля, развёрнутой вокруг Британских островов.
15 марта 1922 года, всего за три месяца до провозглашения независимости Ирландии, «Collin» был выведен из состава флота и продан с аукциона. До 1950 года старый корабельный корпус служил баржей для хранения нефти, дальнейшая же его судьба нам не известна.
Если сравнивать корабли с людьми, то парусно-паровой винтовой корвет «Royalist» прожил долгую жизнь. В юности он застал расцвет Британской империи, в зрелости — приумножал её территории, на склоне лет стал свидетелем Великой войны, а затем исчез в неизвестности. Таких «рабочих лошадок» империи, как «Royalist», было великое множество, и судьба этого корабля не уникальна, а, скорее, характерна для эпохи «дипломатии канонерок».
Основные технические характеристики корвета «Royalist»
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, Т | 1420 |
---|---|
ДЛИНА X ШИРИНА X ОСАДКА, М | 61 x 12 x 4,8 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | паровая машина типа компаунд, 1510 л. с.
один винт, наибольшая скорость — 13 узлов парусное вооружение по типу барка дальность — 11 000 км на скорости 10 узлов |
ЭКИПАЖ | 170-200 человек |
ВООРУЖЕНИЕ | 8 х 6″/26 (15.2 cm) BL Mark II
4 x .45 cal картечницы Гарднера |
БРОНЯ | плоская стальная палуба толщиной 19-25 мм над машинным и котельным отделениями и погребами |