Знакомство со «Сверчком». Истребители «ФИАТ» CR.32 в Советском Союзе
Истребители, созданные талантливым итальянским авиаконструктором Челестино Розателли, довольно долго вызывали интерес в Советском Союзе. В 1928 г. даже дебатировался вопрос о принятии одного из них на вооружение ВВС РККА. Тогда купили два экземпляра истребителя-биплана CR.20, немного отличавшихся друг от друга двигателями и оборудованием. В июле 1928 г. их испытали в НИИ ВВС. Итальянские самолеты сравнивали с отечественными серийными истребителями И-2бис и И-4, а также с английским «Мартинсайдом» F.4.
В ходе переговоров с концерном ФИАТ рассматривались два варианта: покупать машины в Италии или приобрести лицензию. Итальянцы представили финансовые расчеты для закупки 10, 25 или 50 самолетов. Но результаты испытаний показали, что по своим летным данным CR.20 ничем не лучше уже имевшихся советских истребителей, а главное, что он — уступает немецкому биплану «Хейнкель» HD.37. Его и приняли на вооружение ВВС РККА под обозначением И-7, приобретя лицензию.
Следующим внимание к себе привлек CR.30. В апреле 1932 г. комиссия во главе с заместителем наркома по военным и морским делам командармом 1-го ранга М.Н. Тухачевским рекомендовала купить в эту машину в двух экземплярах для изучения. Ее включили в план импортных закупок, но нехватка валюты заставила позднее вычеркнуть этот пункт.
С очередным самолетом этого семейства, CR.32, советские специалисты познакомились еще до поступления истребителя на вооружение в самой Италии. Опытный образец этого биплана показали прибывшей в Рим советской авиационной делегации. Машину демонстрировали на земле и в воздухе. Начальник штаба ВВС В.К. Лавров охарактеризовал самолет как
«…обладающий хорошим сочетанием скорости и маневренности, вполне отработанным тормозным приспособлением и малой посадочной скоростью».
Правда, другие члены делегации назвали его скороподъемность
«мало удовлетворительной»,
а управление
«жестковатым».
В октябре 1934 г. внесли предложение купить один CR.32 и испытать его в СССР, но и это предложение не нашло поддержки. Однако с новым «Фиатом» советские летчики все же встретились, причем довольно скоро. Встретились в воздушных боях в небе Испании.
схемы CR.32
Как известно, итальянский диктатор Муссолини активно поддержал антиреспубликанский мятеж испанских военных во главе с генералом Франко. Уже в середине августа 1936 г. в Испанию доставили первую партию истребителей CR.32. На них стали летать как итальянские, так и испанские пилоты. Вскоре эти машины стали самыми массовыми в авиации мятежников. С другой стороны, Советский Союз оказал помощь испанскому республиканскому правительству. В сентябре в Испании появились первые советские летчики, воевавшие поначалу на самолетах французского производства. А в конце октября республиканская авиация получила советские скоростные бомбардировщики СБ, в начале ноября — истребители И-15, а затем И-16.
Первое боевое столкновение советских летчиков с CR.32 имело место 28 октября над аэродромом «Талавера». Советские бомбардировщики стремительно подошли к цели, быстро отбомбились и еще быстрее ушли. «Фиатам», патрулировавшим в воздухе, догнать их не удалось. Выяснилось, что СБ без бомб на высоте имеет скорость существенно выше, чем у итальянских истребителей. Но 2 ноября они все-таки добили один бомбардировщик, поврежденный зенитной артиллерией.
Советские истребители впервые вступили в бой 4 ноября. Дюжина И-15, ведомая П. Пумпуром, дралась с девяткой CR.32 и сбила два из них. А 15 ноября итальянские пилоты впервые столкнулись с истребителями И-16, применившими непривычную для итальянцев тактику боя на вертикалях. В дальнейшем подобные схватки имели место неоднократно. Многочисленные воздушные бои дали нашим пилотам возможность всесторонне оценить возможности вражеского биплана.
Все вернувшиеся из Испании советские летчики писали подробные отчеты о своем участии в боевых действиях, обязательно включавшие разделы о характеристиках техники противника и о необходимом усовершенствовании своих самолетов с точки зрения боевого опыта. Эти документы позднее были обобщены и обработаны специалистами из Управления ВВС.
В целом CR.32 рассматривался как достаточно опасный противник. Во всяком случае, его оценивали выше, чем немецкий биплан «Хейнкель» Не 51. Поначалу советские пилоты даже считали, что этот самый лучший в начале гражданской войны истребитель противника сделан в Германии.
Но в то же время единодушно пришли к выводу, что «Фиату» тяжело тягаться с И-15 и И-16. Хотя CR.32 немного превосходил биплан Поликарпова по скорости на малых высотах, он существенно уступал своему более верткому противнику в горизонтальной маневренности. И-15 был почти в полтора раза легче при более мощном моторе. И несущая площадь у него была побольше. Такое сочетание обеспечивало поликарповской машине значительное преимущество в виде меньшего радиуса виража, да и выполнялся он существенно быстрее. Учитывая господствовавшую тогда тактику ближнего маневренного боя на горизонталях, можно говорить о несомненном превосходстве И-15 над итальянским истребителем.
Мощный мотор в сочетании с малым весом дали советскому самолету выигрыш и в скороподъемности. Единственным маневром, которым «итальянец» мог оторваться от противника, являлось пикирование — здесь более тяжелый CR.32 разгонялся куда быстрее, чем И-15. Вот что писал П.Н. Захаров, воевавший в Испании на И-15:
«Вообще догонять пикирующий «Фиат» — пустая затея; он тяжелее И-15, на пикировании у него скорость больше. Итальянские пилоты это знают и таким образом всегда выходят из боя».
И-16 тип 5, впервые примененный в небе Испании, наоборот, немного уступал истребителю Розателли по маневренности на горизонталях, но значительно выигрывал в скорости на всех высотах, а заодно и в вертикальном маневре. От него CR.32 на пикировании уйти уже не мог. Грамотно используя преимущества своей машины, пилот И-16 мог навязать противнику выгодный для него стиль боя.
Вот как описывал один из воздушных боев группы И-16 с итальянскими истребителями советский летчик А.И. Гусев:
«После атаки на «Фиат» идет вверх Виктор Скляров. За ним увязывается другой «Фиат». Виктор уходит на вертикаль. Противник упрямо лезет за ним. Но у Склярова, я знаю, имеется запас скорости плюс еще не использованная мощь мотора. Не стоит «Фиату» с ним тягаться. Он быстро выдыхается. Ему не хватает ни инерции, ни мощности двигателя, и он как бы останавливается, зависает в воздухе и сваливается на крыло. Наступает критический момент. Едва заметив, что самолет противника выдыхается, Скляров переводит «ишачка» в пикирование, быстро догоняет неуправляемый «Фиат» и расстреливает его в упор с дистанции 75-50 метров».
Однако нельзя сказать, что «Фиат» состоял из одних недостатков. Важным моментом являлась большая огневая мощь итальянского истребителя. По тому времени четыре пулемета считались грозным вооружением. К тому же у модификации CR.32bis два из них были крупнокалиберными. Их наличие позволяло открывать огонь первым, тяжелые пули наносили серьезные повреждения. В боекомплект крупнокалиберного пулемета «Бреда» SAFAT входили и разрывные боеприпасы.
Однако фактически преимущество в вооружении сказывалось только при стрельбе сверху вниз, поскольку начальная скорость пули у этой системы была невысока. За счет большей скорострельности масса секундного залпа четырех пулеметов ПВ-1 на И-15 примерно равнялась той, которую имел CR.32bis и превосходила другие модификации этой машины. И-16 тип 5 нес только два пулемета, но это были новые пулеметы системы ШКАС, отличавшиеся еще большим темпом стрельбы.
Однако стрелять пилотам советских истребителей было не так-то просто. В соответствии с существовавшей тогда в СССР концепцией их машины были весьма неустойчивы. Это обеспечивало высокую чувствительность на дачу рулей и, соответственно, давало хорошую маневренность, но в то же время затрудняло воздушную стрельбу. Уже упоминавшийся Г.Н. Захаров указывал:
«… И-15 явно не хватало устойчивости; самолет «рыскал», а это мешало вести прицельный огонь и заставляло подходить к противнику вплотную».
То же самое можно было сказать и об И-16. «Фиат», наоборот, почти не раскачивался при стрельбе, что обеспечивало хорошую концентрацию пуль на мишени.
Кроме того, CR.32 имел еще два существенных плюса — значительную дальность полета (примерно в полтора раза больше, чем у И-15 и И-16 тип 5) и хорошую боевую живучесть, обеспеченную цельнометаллической конструкцией. Последнюю отлично проиллюстрировал случай с итальянским истребителем, который в воздушном бою столкнулся с И-16 и вернулся на базу без половины нижнего крыла. «Ишак» этого столкновения не пережил. Правда, «Фиат» не имел бронезащиты. На И-15 кустарно изготовленные бронеспинки сидений начали монтировать уже в Испании, а на И-16 они стояли с самого начала.
Практически с самого начала гражданской войны советские военные советники, прикомандированные к республиканской армии, получили указания из Москвы собирать информацию о новинках военной техники противника. Вместе с ними в Испании в этом направлении действовали агенты 5-го (разведывательного) управления штаба РККА. Не ограничиваясь сбором сведений и фотоснимков, они стремились вывезти в Советский Союз образцы самолетов, танков и пушек или их наиболее важные детали и узлы. С согласия республиканского правительства им удалось переправить в Москву в пригодном для полетов состоянии немецкие бомбардировщики «Юнкере» Ju 52/3m, «Хейнкель» Не 111В и истребитель Не 51. От разбитого бомбардировщика Ju 86 привезли только отдельные узлы и агрегаты, включая дизельные двигатели.
Разведчикам поставили задачу раздобыть хотя бы один «Фиат». Они сработали оперативно, и уже в апреле 1937 г. в подмосковном НИИ ВВС распаковали ящики с первой такой машиной. К сожалению, этот совершивший вынужденную посадку самолет был здорово искорежен. Разрушено левое верхнее крыло, напрочь снесено шасси, оторван руль поворота, погнут винт, хвостового колеса не оказалось вовсе. На руле был отчетливо виден черный косой крест на белом поле, а на киле — цифры «512» (по-видимому, заводской номер машины). Восстановление истребителя признали нецелесообразным. Его разобрали на части, розданные для изучения соответствующим отделам НИИ и промышленным предприятиям.
Особый интерес вызвало вооружение. Синхронные крупнокалиберные пулеметы со всеми вспомогательными устройствами передали заводу №1 для возможного использования при проектировании создававшейся тогда модификации И-15бис с вооружением из двух пулеметов ШКАС (7,62 мм) и двух БС (12,7 мм).
В мае того же года 5-е управление передало в НИИ ВВС еще один экземпляр итальянского истребителя. Согласно сопроводительным документам этот CR.32bis был выпущен в 1934 г. Самолет также имел повреждения, но мог быть отремонтирован до летного состояния.
Возможно, этот «Фиат» входил в число тех четырех (по другим данным — трех) самолетов, которые по сообщениям советских добровольцев были захвачены в марте на аэродроме «Альбасете» под Гвадалахарой. Группа итальянцев заблудилась и по ошибке села у республиканцев. Одному или двум истребителям удалось взлететь, а остальные стали трофеями. Советские летчики не упустили случая досконально изучить вражескую машину. «Фиат» научились пилотировать П.Ф. Шевцов, Г.Н. Захаров и И.И. Копец. Они не только провели облет этих машин, но и использовали их в боевых операциях. В основном, трофейные истребители летали на разведку, но при случае их пилоты никогда не упускали случая обстрелять колонну солдат или автомобиль на дороге.
К концу июня 1937 г. в НИИ ВВС удалось довести CR.32bis до летной пригодности и приступить к его испытаниям. Первый полет состоялся 23 июня. В документах самолет фигурировал под маскирующим обозначением И-32. Машина была недоукомплектована: отсутствовала радиостанция, кислородное оборудование и частично — электрооборудование. Первый полет на «итальянце» совершил известный испытатель капитан П.Н. Стефановский. Все последующие проводил ведущий летчик старший лейтенант Николаев. Руководил испытаниями ведущий инженер Васильев.
Программу завершили 25 августа 1937 г. Всего выполнили 30 полетов с общим налетом 15 часов 25 минут. Серьезных происшествий за время испытаний не зафиксировано; лишь при посадке после 20-го полета лопнула покрышка хвостового колеса.
Никаких особых открытий полеты не принесли. Замеренные показатели в большинстве оказались на 5-7% ниже официальных итальянских данных (тогда в СССР еще не известных). Это можно объяснить тем, что самолет был не новый, да еще и после ремонта. Кроме того, машина летала без обтекателей колес.
Общая оценка итальянского истребителя была достаточно резкой:
«Самолет ФИАТ CR.32 по своим летным данным устарел (…) Они (его летные характеристики, — прим. ред.) значительно уступают данным современных одноместных истребителей».
В отчете НИИ ВВС содержались и другие упреки:
«Взлетные свойства самолета плохие… В бою требует внимания на точность координации при выполнении пилотажа».
Единственным из летных качеств, положительно оцененных советскими пилотами, являлась высокая устойчивость на пикировании.
Испытания завершились учебными воздушными боями с истребителем И-16 (с мотором М-25В) и бомбардировщиком СБ (с моторами М-100). Оба они превосходили испытуемый образец «Фиата» по скорости и скороподъемности, а И-16 — и по маневренности. Ставилась задача выявить наиболее эффективные приемы борьбы с широко распространенным истребителем противника. Оказалось, что И-16 после атаки сзади выгоднее всего уходить вверх (CR.32 быстро терял скорость при наборе высоты), а после атаки сверху — вверх-налево, поскольку у итальянского биплана левый вираж занимал больше времени. В ходе имитации воздушных боев столкнулись с тем, что, преследующий «Фиата» И-16 попадал в спутную струю от винта впереди летящего самолета и его начинало кидать из стороны в сторону.
СБ на средних высотах легко избегал боя, когда его пилот давал полный газ. Единственной опасной для него ситуацией сочли разгон CR.32 на пикировании и быстрый выход в мертвую зону за хвостом бомбардировщика. При этом летчик СБ должен был начать маневрирование по горизонтали, рассчитывая на то, что стрелок сможет прицелиться по истребителю.
Таким образом, боевые качества «Фиата» в НИИ ВВС оценили довольно низко. А вот многие конструктивные решения машины вызвали существенный интерес. Отметили эффективные амортизаторы стоек шасси, хорошие тормоза колес, наличие на борту компрессора, подкачивающего сжатый воздух в баллон пневмосистемы, противопожарное оборудование, удачную конструкцию установки хвостового колеса. У специалистов вызвали интерес некоторые приборы, оптический прицел, гибкие шланги, широко использовавшиеся в мотоустановке. Инженеры НИИ ВВС указали на удобство обслуживания агрегатов самолета.
Два момента привлекли особое внимание: протектирование верхнего бензобака, в Советском Союзе тогда еще не практиковавшееся, и весь комплекс управления огнем. На советских истребителях того времени перезарядка пулеметов и спуск осуществлялись чисто механически. Это требовало от пилота значительных физических усилий. На CR.32 обе операции делались пневмоприводами.
Для того чтобы более досконально изучить вооружение «Фиата», его в сентябре 1937 г. передали Научно-испытательному полигону авиационного вооружения (НИПАВ). Там из итальянских пулеметов стреляли и на земле, и в воздухе. Сами пулеметы признали устаревшими (в отчете написано: «…ничего нового не представляют»), но отдали должное конструкции пневмомеханизмов перезарядки и спуска, удобству их эксплуатации и регулировки. Позднее советские конструкторы использовали многие заложенные в них идеи при создании аналогичных отечественных систем. Признали и эффективность итальянской разрывной пули.
Испытания вооружения трофейного истребителя вновь привлекли внимание к использованию на самолетах крупнокалиберных пулеметов. Они разрабатывались в СССР и ранее, но в 1936 г. командование ВВС решило от них отказаться, сосредоточив усилия на доводке малокалиберных автоматических пушек. После знакомства с «Фиатом» интерес к пулеметам возродился. Был объявлен новый конкурс, результатом которого стало принятие на вооружение очень удачного 12,7-мм пулемета ТКБ-454 (впоследствии переименованного в БК), созданного в Туле инженером Березиным.
После завершения испытаний в НИПАВ истребитель передали в МАИ в качестве учебного пособия. Его дальнейшая судьба неизвестна. Мотор с него в начале 1939 г. отдали Военно-воздушной академии им. Жуковского.
источник: Владимир КОТЕЛЬНИКОВ "ЗНАКОМСТВО СО «СВЕРЧКОМ». ИСТРЕБИТЕЛИ «ФИАТ» CR.32 В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ" Авиамастер 04-2005