Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ
В первую мировую, на Кавказском направлении, железная дорога сыграла очень важную, если не сказать решающую роль. Благодаря ей своевременно осуществлялось снабжение войск и переброска подкреплений.
После окончания ПМВ. и последующих вооруженных конфликтов в Закавказье в развитии сетей жд-сообщения наступило некоторое затишье связанное с экономическими реалиями поствоенной, кризисной экономики.
Существющие линии более не менее поддерживались в работоспособном состоянии, но о развитии вплоть до второй половины 20-х годов речи не шло.
первая тема о ЖД в Альтистор. Грузии
https://alternathistory.ru/zheleznye-dorogi-gruzii-i-zakavkazya-postroennye-v-1872-1913-gg-mpvg
Только лишь в 1924-м было принято решение о строительстве веток:
- Батуми – Ризе — Плацдарми (1928)
- Кобулети – Поти — Очамчира (1929)
Планировалось также строительство линий:
- Хопа – Борчха – Артануджи – Цкаро – Артаани (1936)
- Артаани – Карс (1936)
- Сарикамыш – Эрзрум (1936)
Однако в связи с начавшиеся т.н. «Великой депрессией» работы были заморожены. К этим веткам вернулись в 1932 г. и в 1936 г. они были открыты для движения
Параллельно с возобновлением работ на замороженных участках, решено было соорудить новые линии:
- Артануджи – Эрзрум (1937)
- Артануджи – Квириса (1937)
- Сохуми – Сальма (1938)
- Рустави – Дманиси (1938)
- Тбилиси – Артаани (1938)
Работы велись в 1933-38 г.г.
В 1932 г началась электрификация ж.д. Грузии, первоначально электрифицировался сложный Сурамский участок между Хашури и Зестафони
Напряжение тока было принято равным 11/15 kV 16.7 Hz AC В. Параллельно с этим было усилены пути
Все работы по электрификации этого участка были закончены в 1935 г.
16 августа 1935 г. официально открылось движение электровозов через Сурамский перевал.
На протяжении 1936-39 г.г. были электрифицированы основные линии жд сообщения
В 1934 г. началась разработка амбициозного проекта т.н. «Северная Рокада», планировалось строительство высокогорной жд, вдоль северной границы Грузии
Работы начались в 1936 г. В 1939 г. открылись первые линии. На многих участках применялась зубчатая передача
- Цхинвали – Джава – Кваиси – Уцера (1939)
- Кутаиси – Цагери – Лентехи – Местия (1939)
В 1940-м эти линии были соединены участком
- Они – Амбролаури (1940)
В то же время открылось движение на участках
- Телави – Кварели – Лагодехи – Белакани – Закатала – Кахи (1940)
- Местиа – Омаришара (1940)
- Мцхета – Рустави (1940) (кольцевая)
Высокогорные линии электрифицировались по ходу строительства сразу
Последней линией (достроена в 1942 г.) была:
- Мцхета – Пасанаури – Орджоникидзе (Владикавказ)
После второй мировой строительство высокогорных железных дорог было продолжено
- Зугдиди — Джвари — Местиа (1951)
- Омаришара — Гульрипшь (1952)
- Омаришара — Бзыпи (1952)
- Телави — Тианети (1953)
- Ахмета — Дуиси (1953)
- Очамчира — Ткварчели (1954)
- Бичвинта — Авадхара (1954)
- Гурджани — Цнори (1955)
- Сагареджо — Цители Цкаро — Зэмо Кеди (1955)
- Джава — Степанцминда — Арчило (1956)
Это все линии поддерживаемые до сегодняшнего дня
Единственным важным событием была реконструкция в 1993-97 гг линии:
- Баку — Тбилиси — Самтредия
- Самтредия — Батуми — Ризе
- Самтредия — Сухуми — Cальма
в связи с введением скоростного поезда "Артиви"
Подвижной состав:
Основным локомотивом до ПМВ и во время нее в Грузии был приобретаемый в Великобритании с 1898 у фирмы North British Locomotive Company Class 7A
на сложных участках применялись локомотивы типа Маллет
Class MF производства American Locomotive Company, приобретались в 1910-14 г.г.
После окончания ПМВ, в Грузии озаботились собственным производством паровозов
(сказалось "паровозное голодание" во время войны из-за закрытия основных путей поставки)
на базе Тбилисского паровозного депо создается паровозостроительный завод
при помощи специалистов North British Locomotive Company, постепенно налаживается производство
локомотивов Class 14C
производились c 1923 по 1938
а с 1938 производится Class 21
так же для сложных участков производится с 1924 г локомотив MJ разработанный Montreal Locomotive Works
Первыми электровозами в Грузии стали приобретенные в Швейцарии "Крокодилы" (1934-39)
так же приобретались специальные локомотивы с зубчатой передачей для высокогорных линий с большими уклонами (1934-39)
Для Сурамского участка, линии Хашури-Зестафони, специально приобретены тяжелые и мощные электровозы Ge/Ae 6/8 (1934-37)
После ВМВ сначала приобретались а потом и выпускались электровозы
Ge 4/4 [1950-1986]
Ge 6/6 [1954-86]
HGe 4/4 I (зубчатая передача) [1953-86]
В 1986 г. выпускаемая линейка электровозов была модернизирована
Ge 4/4 II
Ge 6/6 II
Кроме того приобретались Электровозы с зубчатой передачей
HGe 4/4 II
c 1995 г. производится электровоз Ge 4/4 III
В пригородном сообщении применяется подвижной состав аналогичный используемому в метро
https://alternathistory.ru/tbilisskii-metropoliten-v-mgk
в 1996 г. вводится скоростной поезд "АРТИВИ" построенный в Японии и развивающий ск. 120-160 км.ч.