0

В первую мировую, на Кавказском направлении, железная дорога сыграла очень важную, если не сказать решающую роль. Благодаря ей своевременно осуществлялось снабжение войск и переброска подкреплений.

После окончания ПМВ. и последующих вооруженных конфликтов в Закавказье в развитии сетей жд-сообщения наступило некоторое затишье связанное с экономическими реалиями поствоенной, кризисной экономики.

Существющие линии более не менее поддерживались в работоспособном состоянии, но о развитии вплоть до второй половины 20-х годов речи не шло.

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

первая тема о ЖД в Альтистор. Грузии

https://alternathistory.ru/zheleznye-dorogi-gruzii-i-zakavkazya-postroennye-v-1872-1913-gg-mpvg

Только лишь в 1924-м было принято решение о строительстве веток:

  • Батуми – Ризе — Плацдарми (1928)
  • Кобулети – Поти — Очамчира (1929)

Планировалось также строительство линий:

  • Хопа – Борчха – Артануджи – Цкаро – Артаани (1936)
  • Артаани – Карс (1936)
  • Сарикамыш – Эрзрум (1936)

Однако в связи с начавшиеся т.н. «Великой депрессией» работы были заморожены. К этим веткам вернулись в 1932 г. и в 1936 г. они были открыты для движения

Параллельно с возобновлением работ на замороженных участках, решено было соорудить новые линии:

  • Артануджи – Эрзрум (1937)
  • Артануджи – Квириса (1937)
  • Сохуми – Сальма (1938)
  • Рустави – Дманиси (1938)
  • Тбилиси – Артаани (1938)

Работы велись в 1933-38 г.г.



В 1932 г началась электрификация ж.д. Грузии, первоначально электрифицировался сложный Сурамский участок между Хашури и Зестафони



Напряжение тока было принято равным 11/15 kV 16.7 Hz AC В. Параллельно с этим было усилены пути

Все работы по электрификации этого участка были закончены в 1935 г.

16 августа 1935 г. официально открылось движение электровозов через Сурамский перевал.

На протяжении 1936-39 г.г. были электрифицированы основные линии жд сообщения



В 1934 г. началась разработка амбициозного проекта т.н. «Северная Рокада», планировалось строительство высокогорной жд, вдоль северной границы Грузии

Работы начались в 1936 г. В 1939 г. открылись первые линии. На многих участках применялась зубчатая передача

  • Цхинвали – Джава – Кваиси – Уцера (1939)
  • Кутаиси – Цагери – Лентехи – Местия (1939)

В 1940-м эти линии были соединены участком

  • Они – Амбролаури (1940)

В то же время открылось движение на участках

  • Телави – Кварели – Лагодехи – Белакани – Закатала – Кахи (1940)
  • Местиа – Омаришара (1940)
  • Мцхета – Рустави (1940) (кольцевая)

Высокогорные линии электрифицировались по ходу строительства сразу

Последней линией (достроена в 1942 г.) была:

  • Мцхета – Пасанаури – Орджоникидзе (Владикавказ)

После второй мировой строительство высокогорных железных дорог было продолжено

  • Зугдиди — Джвари — Местиа (1951)
  • Омаришара — Гульрипшь (1952)
  • Омаришара — Бзыпи (1952)
  • Телави — Тианети (1953)
  • Ахмета — Дуиси (1953)
  • Очамчира — Ткварчели (1954)
  • Бичвинта — Авадхара (1954)
  • Гурджани — Цнори (1955)
  • Сагареджо — Цители Цкаро — Зэмо Кеди (1955)
  • Джава — Степанцминда — Арчило (1956)

Это все линии поддерживаемые до сегодняшнего дня

Единственным важным событием была реконструкция в 1993-97 гг линии:

  • Баку — Тбилиси — Самтредия 
  • Самтредия — Батуми — Ризе
  • Самтредия — Сухуми — Cальма

в связи с введением скоростного поезда "Артиви"

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


 

Подвижной состав:

Основным локомотивом до ПМВ и во время нее в Грузии был приобретаемый в Великобритании с 1898 у фирмы North British Locomotive Company Class 7A

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


на сложных участках применялись локомотивы типа Маллет

Class MF производства American Locomotive Company, приобретались в 1910-14 г.г.

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


После окончания ПМВ, в Грузии озаботились собственным производством паровозов

(сказалось "паровозное голодание" во время войны из-за закрытия основных путей поставки)



на базе Тбилисского паровозного депо создается паровозостроительный завод

при помощи специалистов North British Locomotive Company, постепенно налаживается производство

локомотивов Class 14C

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

производились c 1923 по 1938


а с 1938 производится Class 21

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


так же для сложных участков производится с 1924 г локомотив MJ разработанный Montreal Locomotive Works

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


 

 Первыми электровозами в Грузии стали приобретенные в Швейцарии "Крокодилы" (1934-39)

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


так же приобретались специальные локомотивы с зубчатой передачей для высокогорных линий с большими уклонами (1934-39)

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


Для Сурамского участка, линии Хашури-Зестафони, специально приобретены тяжелые и мощные электровозы Ge/Ae 6/8 (1934-37)

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


После ВМВ сначала приобретались а потом и выпускались электровозы



Ge 4/4 [1950-1986]

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


Ge 6/6 [1954-86]

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


HGe 4/4 I (зубчатая передача) [1953-86]

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


В 1986 г. выпускаемая линейка электровозов была модернизирована





Ge 4/4 II

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


Ge 6/6 II

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


Кроме того приобретались Электровозы с зубчатой передачей

HGe 4/4 II

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


c 1995 г. производится электровоз Ge 4/4 III

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

 

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ


В пригородном сообщении применяется подвижной состав аналогичный используемому в метро

https://alternathistory.ru/tbilisskii-metropoliten-v-mgk


в 1996 г. вводится скоростной поезд "АРТИВИ" построенный в Японии и развивающий ск. 120-160 км.ч.

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

Железные дороги Грузии и Армении после ПМВ

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account