Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»
Содержание:
Бронепоезда вошли в историю нашей страны в первую очередь как герои Гражданской войны. И красные, и белые активно использовали железные дороги. Всего в годы Гражданской войны на территории бывшей Российской империи воющие стороны построили и использовали в боях четыре сотни бронепоездов. За годы войны молодой Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов. Этот опыт позднее использовался уже в РККА.
Бронепоезда отлично себя зарекомендовали в деле огневой поддержки сухопутных войск, а также проведения дерзких рейдов и самостоятельных боевых операций в полосе имеющихся железных дорог. К окончанию Гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось более 120 бронепоездов, не считая тех, что были отправлены на складское хранение. К моменту начала Второй мировой войны бронепоезда не утратили своей актуальности, хотя их число сократилось. К 22 июня 1941 года РККА обладала примерно пятьюдесятью бронепоездами, треть из которых была сосредоточена на Дальнем Востоке. Еще дюжина бронепоездов находилась в распоряжении НКВД, эти поезда входили в состав сформированных в приграничных районах дивизий НКВД по охране железных дорог.
Бронепоезда, находящиеся в западных округах страны, с первых же дней войны приняли участие в боях с гитлеровскими войсками. По мере отступления советских войск во внутренние регионы СССР в стране начали создаваться новые бронепоезда, часть из них отправилась на фронт уже в 1941 году, как это произошло в районе Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма. На плацдарме с осени 1941 года по январь 1944 года до момента полного снятия блокады Ленинграда действовали два бронепоезда: «Балтиец» и «За Родину!», которые своим огнем на протяжении двух с лишним лет оказывали поддержку героическим защитникам плацдарма.
Первые бои будущего бронепоезда «Балтиец»
Оба бронепоезда, которые оказались в распоряжении защитников Ораниенбаумского плацдарма, прибыли туда из Прибалтики. Как отмечают историки, работающие в музее «Форт Красная Горка», это были старые бронепоезда латышской армии, которые сумели прорваться из Прибалтики буквально под носом у немцев. При этом оба бронепоезда были серьезно повреждены. По воспоминаниям очевидцев, бронепоезда находились в плохом состоянии и фактически были разбиты.
Еще в июне 1941 года бронепоезд №7, который позднее назовут «Балтиец», находился в Прибалтике, где проходил капитальный ремонт на местных предприятиях. Бронепоезд изначально входил в состав сил береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота. Основное вооружение бронепоезда было нетипично мощным для советских бронепоездов, накладывалась флотская специфика. На вооружении бронепоезда находилось четыре 102-мм артиллерийских орудия и примерно 15 пулеметов «Максим».
С началом Великой Отечественной войны ремонт бронепоезда был оперативно закончен, а первый боевой приказ поезд получил уже 23 июня. Командование предписывало вывести бронепоезд №7 в район станции Виндава (Вентспилс), где он должен был участвовать в отражении налетов фашистской авиации на расположенный здесь аэродром. Стоит отметить, что задачи ПВО в те дни очень часто возлагались на бронепоезда. Так с июля по октябрь 1941 года на Октябрьской железной дороге удалось сформировать сразу шесть зенитных бронепоездов, каждый из которых состоял из паровоза, оснащенного бронированной будкой, и шести бронеплощадок на которых размещались зенитные орудия и пулеметы, а также вагонов-складов и теплушек для личного состава.
Будущий бронепоезд «Балтиец» сражался вместе с войсками 8-й армии, участвовал в боях под Лиепаей, Елгавой, Ригой, Таллинном. Из Прибалтики бронепоезд вышел в плачевном состоянии, прорываясь через станции занятые немцами. Поэтому поначалу командование собиралось его разукомплектовать, но в конечном итоге решение пересмотрели. По сути, от бронепоезда остался только подвижный состав – бронепаровоз серии ОВ типа 0-4-4 с № 431 (знаменитая «овечка»). Оба прорвавшихся из Прибалтики бронепоезда вышли на станцию Лебяжье (форт «Красная горка»), поступив в распоряжение Ижорского сектора береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы (КВМБ), командование которого решает сформировать два бронепоезда, усилив ими оборону сектора.
Вторая жизнь бронепоезда №7
Ремонтировать и возвращать к жизни бронепоезда приходилось своими силами в условиях дефицита рабочей силы, специалистов и материалов. Поезда в кратчайшие сроки необходимо было восстановить, снабдить новыми артиллерийскими орудиями, пулеметами, набрать экипаж и снова отправить в бой. Бронепоезда решили оснащать высокими железобетонными бортами. Над обустройством оснований платформ и креплений для орудий работали специалисты военной мастерской №146 (Большая Ижора), работы возглавлял начальник инженерной службы Ижорского сектора военинженер второго ранга Зверев, а также начальник артиллерии сектора – майор Проскурин.
Сегодня в нескольких сотнях метров от железнодорожной платформы «Краснофлотск», ныне разрушенной, всё еще можно найти остатки засыпанных различным мусором плит, которые также не пощадило время. Эти железобетонные плиты представляют собой остатки бронебетонных вагонов, построенных в тяжелые месяцы 1941 года. Нарезанные бронелисты для двух бронепоездов Ижорского сектора береговой обороны предоставили рабочие Ленинградского металлургического завода. Артиллеристы форта «Красная горка» и расположенных поблизости береговых батарей помогли с поставкой орудий и их починкой. В порту Ораниенбаума оказались необходимые запасы цемента, которые были использованы для укрепления бронирования.
Как отмечают специалисты, бронированные площадки укрывались двумя листами 8-10-мм брони, которая отлично защищала разве что от стрелкового оружия, но не от снарядов. Но при этом между двумя листами брони имелся десятисантиметровый промежуток, который укрепили бетоном с арматурой. Именно такая железобетонная конструкция взяла на себя основную задачу по обеспечению живучести бронепоезда. Сотрудник музея «Форт Красная Горка» Александр Сенотрусов отмечает, что аналогов подобного строительства бронепоездов в мире не было. Сам бронепоезд состоял из бронепаровоза, двух платформ и четырех бронеплощадок.
Для вооружения бронепоезда со второго северного форта сняли две батареи – 125-ю и 159-ю, обе батареи трехорудийного состава. Батареи были вооружены универсальными полуавтоматическими 45-мм пушками 21К, расположенными на тумбовых установках. Помимо этого части флота выделили бронепоезду для усиления противовоздушной обороны шесть крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, в том числе 4 пулемета ДШК и два ДК, а также 16 пулеметов «Максим» и три пулемета ДП. Основным вооружением бронепоезда стали два морских 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров.
Эти орудия производства Обуховского завода устанавливались в первую очередь на эскадренные миноносцы и оставались на вооружении с 1909 по начало 1950-х годов. Орудия получились очень удачными и отличались высокими баллистическими качествами, что и определило долговечность их применения и достройки небольшими сериями на протяжении многих лет. Практическая скорострельность орудий доходила до 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 16 300 метров (при угле возвышения 30 градусов). Для защитников Ораниенбаумского плацдарма бронепоезда с подобным вооружением были серьезным подспорьем.
Более того 31 января 1942 года вооружение бронепоезда №7 было усилено. В конце 1941 года по распоряжению Ижорского укрепленного района, входящего в состав КВМБ, бронепоезду была придана новая 60-тонная четырехосная открытая железнодорожная платформа. На этой платформе в конце января после проведения испытаний установили 130-мм орудие в башенной установке (кормовое), снятое со знаменитого крейсера «Аврора». 130-мм орудие Б-13 с длиной ствола 50 калибров обеспечивало максимальную дальность стрельбы 25 500 метров. Скорострельность 7-8 выстрелов в минуту. Уже к маю 1942 года расстрел орудия будет составлять примерно 30 процентов.
Боевые действия бронепоездов на Ораниенбаумском плацдарме
К сентябрю 1941 года бронепоезд №7 принимал участие в боях и отражении налетов вражеской авиации. В начале сентября он участвовал в артиллерийском обстреле рвущихся к побережью Финского залива немецких войск. После того как в середине сентября немцы вышли к побережью Финского залива, а 23 сентября заняли и город Петергоф, два восстановленных в Ижорском секторе бронепоезда оказались отрезаны вместе с войсками в районе Ораниенбаума. Немцы считали, что взяли здесь в кольцо большую группировку советских войск, называя весь район окружения «котлом». Однако советские войска и не планировали складывать оружие.
Между тем бронепоезда потеряли возможность выхода в Ленинград для ремонта. В августе они уже несколько раз ремонтировались на ленинградских заводах, устраняя повреждения, полученные во время налетов вражеской авиации. С середины сентября 1941 года рассчитывать они могли только на местные мастерские, расположенные в районе Ораниенбаума.
30 июля 1941 года в командование бронепоездом №7 вступил капитан Стукалов В. Д. Этот офицер будет бессменным командиром будущего бронепоезда «Балтиец» до начала 1944 года. Чуть позже 14 августа 1941 года бронепоезду присвоят №7 на основании приказа командующего Краснознаменным Балтийским флотом, а сам бронепоезд включат в состав Ижорского УРа. С этого момента и вплоть до полного снятия блокады Ленинграда бронепоезд будет действовать на Ораниенбаумском плацдарме, который на некоторое время окажется самой западной частью Советского Союза, которую удерживали за собой советские войска. С 15 августа 1941 года бронепоезд №7 перешел на штат военного времени, личный состав его составлял на тот момент 105 человек. В начале 1942 года штат снова пересмотрят, доведя численность личного состава бронепоезда до 153 человек.
Чтобы обеспечить бронепоездам маневренность на относительно небольшом плацдарме (максимальная длина по фронту 65 километров, ширина 25 километров), специально было заново уложено 50 километров железнодорожных путей. Речь идет о постройке нескольких новых веток, а также 18 новых огневых позиций для бронепоездов. Их строительство велось в районе Ораниенбаума и западнее железнодорожной станции Калище (сегодня в черте города Сосновый Бор). Чтобы минимизировать потери от ответного огня и возможных налетов авиации, бронепоезда выходили на позицию, совершали огневой налет по войскам и обороне противника, продолжавшийся не более 20-25 минут, после чего обязательно меняли боевую позицию.
23 января 1942 года приказом командующего Балтийским флотом вице-адмирала Трибуца бронепоезду №7 за доблесть и личное мужество, проявленные экипажем бронепоезда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено наименование «Балтиец», под которым он и сражался вплоть до 1944 года. Второй бронепоезд Ижорского УРа получил название «За Родину!» Стоит отметить, что под Ленинградом действовало два бронепоезда с одинаковым названием. Второй бронепоезд, «Балтиец», сражался в окруженном Ленинграде в составе войск Ленинградского фронта. Основным его отличием были броневагоны, оснащенные двумя башнями, снятыми с танков КВ-1, которые производились в осажденном врагом городе.
Всего за годы Великой Отечественной войны сражавшийся на Ораниенбаумском плацдарме бронепоезд «Балтиец» провел более сотни боевых выходов для нанесения артиллерийских ударов по войскам и коммуникациям противника, открывая огонь по врагу 310 раз. Согласно приблизительным подсчетам, только за первый год своей деятельности на фронте огнем орудий «Балтийца» было уничтожено примерно 5 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожено 13 артиллерийских и 23 минометных батареи, разбито 69 блиндажей, а также 32 различных автомашины с пехотой противника, уничтожено два танка врага, сбито 4 самолета, разрушено 152 дома с оборудованными внутри огневыми точками, а также разрушено 4 командных пункта и 4 переправы противника. За годы войны на небольшом обороняемом пяточке родной земли бронепоезд прошел примерно 15 тысяч километров.
4 сентября 1944 года отслуживший свое бронепоезд начали расформировывать. 7 сентября всё сохранившееся артиллерийское и пулеметное вооружение с «Балтийца» отправилось на складское хранение.
источник: https://topwar.ru/169218-zheleznodorozhnyj-drednout-bronepoezd-baltiec.html