Интересный текст из жж андрея Фирсова, который, думаю, заинтересует коллег.
Интересно перечитать старый материал с современной точки зрения. Вот записки из «дневника» военинженера 2-го ранга Воронова Б.В. о командировке на Южный фронт в октябре 1941 г. (было в «АиК» десять лет назад):
Ежедневные записи
Часам к 10 прибыли на У-2 в Гуляй-Поле в 4-й шап. Командир полка Ил-2 майор Гетман. Начальник штаба группы – полковник Лучкин, инженер по вооружению группы – майор Горбатов. Знакомились с живучестью машины. Живучесть изумительная. Например, из последнего полета 2.10. командир полка прилетел с отбитым левым последним щитком мотора – прямое попадание снарядом. Отбито, кроме того, магнето и разбит масляный бак. Прямое попадание пулей в бронестекло задерживает пулю на половине толщины.
Вообще машины – с весьма большим числом пробоин: пулевых, осколочных и снарядных до 4 и более. Все пробоины от зенитного огня при высотах полета 2 — 15 метров.
Командиры и летчики недовольны переходом с РО-132 на РО-82. РО-82 на одном из самолетов подкручивалось «на 2 нитки», так как 82-й, по заявлению летчика, дает недолеты по сравнению с 132-м (включен ли угол вылета в таблицы, судя по примеру – да! Нужно проверить в Москве.).
Собрались провести разметку козырька и капота для низких высот бомбометания. Нет данных для учета угла атаки. В описании машины нет поляры самолета.
Пушка ВЯ работает отлично. Задержек меньше, чем на ШВАК-е. Система проще.[интересное мнение о пушке, только что пошедшей в производство!] Довольно быстро, через 200-700 выстрелов ломаются затворы, трескаясь по высоте отверстия бойка или выше. Ломаются также «солдатики» задвижки.
4.10. В 0.30 поднялись для перебазирования. К 10.00 эшелон штаба прибыл в Селидовку.
4.10. — 8.10. Из беседы с летчиками 4-го шап – необходимо внести изменения в управление вооружением и его установку:
1. Целесообразно раздельное управление PC-ми и бомбами. Лучше поставить два электросбрасывателя ЭСБР-3: один для PC, кнопка по-прежнему должна находиться на штурвале, другой для бомб – кнопка управления под левую руку около газа. Кроме того, положение ЭСБР-3 в настоящее время неудачно, так как циферблат полностью не виден.
2. Необходимо наклонить все оружие к оси самолета на 3-5 гр. (следует разобраться, может быть, нужно побольше), т.к. атаки идут исключительно на малой высоте 10-15 м, и запаса высоты для непрерывной стрельбы не хватает. Стрельба ведется только по наземным целям, большей частью неподвижным. Поправки на ветер и скорость цели не берутся.
Из материалов к отчету о командировке…
1. Следует отметить исключительную живучесть самолетов Ил-2.
2. Летчики отмечают неудобство установки ЭСБР-3, при которой не видно отчетливо всего циферблата, и наличие электросбрасывателя, работающего и на PC, и на бомбы.
При атаке наземных целей в начале пользуются PC, затем часто, не успев использовать все 8 штук, при сократившейся дистанции, сбрасывают по основной цели бомбы. Для использования оставшихся PC необходимо снова переключать сбрасыватель на управление PC. Все это требует внимания и времени. В результате часто привозят неиспользованные несколько снарядов [кажется, первое понятное объяснение сокращения количества реактивных орудий на Ил-2 с восьми до четырех]. Практически целесообразно иметь два сбрасывателя.
3. Штурмовые действия по наземным целям на бреющем полете с использованием пушек и пулеметов при существующей их установке практически параллельно продольной оси самолета приводят к потере высоты, что, в свою очередь, ведет к прекращению атаки. Необходимо сделать установку оружия под углом 3-5° к оси самолета – исходя из условий горизонтального полета. [это требование ВВС к установке склоненных пушек будет, похоже, вечным]
4. Применением пушки ВЯ летный и технический состав очень довольны. Пока частой поломкой является поломка замка. Возникают трещины поперек его на уровне и выше отверстия ударника. Часто ломаются также «солдатики» задвижки.
Длина очередей при стрельбе из пушек ВЯ лимитируется заметным снижением скорости самолета, что пока при данном калибре и скорострельности не является препятствием к их применению и не приводит к перегреву стволов. При проектировании установки пушек более крупного калибра снижение скорости полета при стрельбе вперед должно быть, по-видимому, заранее учитываемо [ага, если бы :-)].