Зенитно-артилерийские башни III рейха. «Flak Turme»
В XVIII и XIX вв. многие города подвергались осадам и штурмам, однако случаи преднамеренных зверств являлись не правилом, а исключением. Нередко уделялось много внимания тому, чтобы свести к минимуму ущерб, причиняемый гражданскому населению, как было при осаде Антверпена в 1832 г. Маршал Жерар вел осаду цитадели, которую оборонял генерал Шассе. Чтобы уберечь жителей от ужасов войны, Шассе согласился стрелять из своих орудий только в одну сторону при условии, что Жерар согласится не наступать на других направлениях. План был принят, и в результате за пределами установленной полосы действий ни один мирный житель не пострадал и не потерял имущества.
К середине 30-х годов 20-го века, в чреде локальных конфликтов и войн, выкристаллизовалось новое видение роли авиации в вооруженных конфликтах. В основе этого видения лежали основные положения так называемой «доктрины Дуэ».
Творец теории «воздушной войны», итальянский генерал Дж. Дуэ, считал, что ВВС одними своими действиями способны самостоятельно решить исход войны.
Сущность «воздушной войны» он сводил к завоеванию господства в воздухе, нанесению внезапных бомбардировочных ударов по наиболее важным административно-политическим и экономическим центрам, военным объектам, районам отмобилизования войск.
Он полагал, что «грядущая война будет вестись в основном против безоружного населения городов и против крупных промышленных центров».
(Доктрина Дуэ в конечном итоге оказалась ошибочной. Хотя стратегические бомбардировки предназначались чтобы «сломать волю противника», они вызвали обратный эффект. Воля английского народа к сопротивлению не была сломлена во время немецких бомбежек на ранней стадии войны. Это же можно сказать и о населении других стран — Германии , Японии и СССР )
К началу Второй Мировой руководители странн-участниц конфликта, уже сформулировали для себя главное предназначение бомбардировочной авиации.
Террор.
Террор направленный против гражданского населения.
Таким образом, бомбардировки городов с их гражданским населением и инфраструктуры страны противника, стали считаться главным способом боевых действий, а в стратегической авиации видели некую «абсолютную» силу.
в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года, осуществленной "Легионом Кондор".
в зависимости от политических воззрений считавших.
Это событие широко использовалось обеими воюющими сторонами.
Республиканцами как пример жестокости и бесчеловечности Франкистов и их союзников, а их противникам как первое апробирование воздействия терора на гражданское население противника.
Эта бомбардировка стала Знаковым явлением. Она показала, что гражданское население в любой войне является одной из главных целей.
А дальше пошло по нарастающей
(Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны)
Абиссиния, Ковентри, Цунцин, Лондон, Сталинград, Дрезден, Гамбург, Берлин, Токио.
Бомбардировки Англии
В ходе Битвы за Англию, Нацисты изначально планировали уничтожение оборонного потенциала Великобритании, но после бомбардировки Немецких городов авиацией Союзников, обратили свою ярость на города и гражданское население Острова.
Возможно, именно это решение и оказалось спасительным для авиапромышленности Англии, не успевавшей восстанавливать количество истребителей ПВО.
Британия начала свою собственную кампанию ночных стратегических бомбардировок в 1940 году
и к концу войны довела ее размах до впечатляющих размеров. Воздействие стратегических бомбардировок на противника существенно преувеличивалось.
Артур Харрис, глава Бомбардировочного командования Королевских ВВС, поддержал идею бомбардировок городов, зная, что она приведет к жертвам среди гражданского населения.
Меморандум RAF (Royal Air Force (Британские ВВС)) от 13 февраля 1945-го года:
"Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам…. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС"
Очень примечательна таблица №2, явно показывающая настоящие ЦЕЛИ Британской авиации, гуманизм и мудрость руководства Великобритании в целом.
( Иной раз стоит обращать внимание на факты, а не следовать газетным шаблонам. )
«В то время, меня поразила мысль о женщинах и детях, находившихся внизу. Казалось, мы часами летели над морем огня, бушевавшего внизу — сверху это выглядело как зловещее красное свечение с тонким слоем дымки над ним. Помню, я сказал другим членам экипажа: „Боже мой, эти бедолаги внизу.“ Это было совершенно необоснованно. И это невозможно оправдать».
__________________________________________________________________________________
Первая бомбардировка Берлина Советской авиацией.
№ 0265 8 августа 1941 г.
В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин.
5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города.
Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете.
Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся.
Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полете, по 2 тысячи рублей.
Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей.
Приказ объявить экипажам самолетов, участвовавших в первой бомбежке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН
_________________________________________________________________________________
Первая бомбардировка Берлина союзниками
Свидетельства очевидцев переживших налеты бомбардировщиков на немецкие города.
Дневной авианалет с 10:30 до 12:40. Вражеские колонны бомбардировщиков прилетели с юго-запада и юга при ясном небе и солнечной погоде. Мы наблюдали за белыми шлейфами, тянувшимися за самолетами на большой высоте, и видели сомкнутые колонны самолетов, устремившихся к центру города. Затем сквозь метровой толщины стены бомбоубежища больше часа не слышали ничего кроме ужасающих громовых раскатов ковровой бомбардировки при мерцающем, иногда почти погасшем свете внутри, — когда бомба задевала кабель.
Это было полуторачасовое убийство на фоне солнечной погоды и яркого голубого неба ранней весны, унесшее от 18.000 до 20.000 человеческих жизней.
_____________________________________________________________________________________
На лицо явное ужесточение методов ведения войны и переопределение целей.
Поскольку гражданское население участвует в создании и изготовлении оружия которым воюет армия противника, оно просто обязано подвергаться военно-психологическому воздействию как одна из компонент обороноспособности.
Разумеется гражданское население необходимо было защищать и это делалось приблизительно одинаковыми средствами: применением аэростатных заграждений в комплексе со ствольной ПВО, истребительными частями и бомбоубежищами.
Однако, именно в Германии, сумрачный нордический гений возвел решение этой задачи в степень.
_____________________________________________________________________________________
Компоненты ПВО Берлина и других крупных городов Нацисткой Германии.
ПРОЕКТ "FLAKTURM"
Толщина железобетонных стен доходила до 3,5 метров, потолков — до 5 метров.
В Берлине, Гамбурге и Вене они строились парами: на одной устанавливались орудия противовоздушной обороны, а на другой – оборудование для управления артиллерийским огнём.
Всего существовало три типа Зенитных башен:
2. 57х57 метров, высота 42 метра, стены 2 метра, горизонтальные перекрытия 3,5 метра.
3. Диаметр 43 метра, высота 55 метров, стены 2,5 метра, горизонтальные перекрытия 3,5 метра.
Для советских войск в апреле 1945 года башни стали практически непреодолимыми препятствиями — штурмовать их было невозможно, а попав под перекрестный огонь двух башен (первая находилась возле Берлинского зоосада, а вторая в парке Фридрихсхайн) 2-я танковая армия потеряла несколько ИС-2, а так же несколько артбатарей. Сопротивление Башен закончилось с капитуляцией Берлина, 2 мая 1945 года.
Венские башни
Тип 1.
VI Монастырская башня: завершена в сентябре 1943 г., оснащена 128 мм орудием;
VII Аугартенская башня: завершена в 1944 г., оснащена 105 мм орудием.
Сегодняшний день
Венская башня
Берлинские башни.
I Зоопарковая башня: завершена в апреле 1941 г., первоначально оснащалась 105 мм. орудиями;
II Фридрихсхаймская башня: завершена в октябре 1941 г., оснащена 105 мм. орудиями;
III Хумбольдтхаймская башня: завершена в апреле 1942 г., первоначально оснащалась 105 мм орудиями;
С сентября 1942 г. по февраль 1943 прибыли 12 новых 128 мм орудий и Зоопарковая башня первой их получила на вооружение.
В конце войны во время штурма Берлина по боевой зенитной башне с 21 апреля 1945 вела огонь советская тяжелая гаубичная батарея. огонь велся из района Марцан (Marzhan). Позднее в башне насчитали около 500 попаданий снарядов, которые не причинили ущерба. Башня ответила 400 выстрелами, но тоже без большого успеха.
Во время штурма Берлина радиостанция боевой башни зоопарка оказалась единственным средством связи Гитлера с войсками, поскольку радиостанция фюрербункера больше не действовала.
С 25 апреля в башне укрывались около 2 тыс. солдат, около 30 тыс. гражданских лиц и около 1500 раненых. В подвале лежали в ожидании похорон около 500 трупов.
Примерно в половине первого ночи 2 мая 1945 боевая башня перешла под власть советских войск. На этом ее военная служба закончилась.
IV Хайлигенгайстфельдская башня: завершена в октябре 1942 г., оснащена спаренными 128 мм орудиями;
V Вильгельмсбургская башня: завершена в октябре 1942 г;
____________________________________________________________________________________
Примечание.
Согласно немецким нормам железобетонное перекрытие толщиной 2.5 метра выдерживает удар фугасной авиабомбы калибра 2000 фунтов (920 килограмм).
Во время Второй Мировой войны авиация США имела на вооружении фугасную авиабомбу (GP) калибра 2000 фунтов AN-M66A2. Кроме нее имелись и более тяжелые авиабомбы калибра 10000 фунтов AN-М12, 12000 фунтов AN-М109, 22000 фунтов AN-М110.
Таким образом, при толщине перекрытия 3.5м. при прямом попадании бомбы калибра крупнее 2000 фунтов (поскольку толщина перекрытия 3.5 метра), т.е. бомбами М12, М109 и М110 поражение башни обеспечивалось.
По немецким данным точность бомбометания союзников по визуально наблюдаемым целям с высоты 10 тыс.м. составляла:
-40% от 0 до 300 метров,
-20% от 300 до 600 метров,
-40% дальше 600 метров.
Отсюда можно сделать вывод, что вероятность поражения зенитной башни бомбой, способной вывести ее из строя, очень мала. Задействовать целую "Суперкрепость" для доставки в Берлин одной бомбы, экипажу отыскать на фоне городских строений зенитную башню, точно выйти на нее, сбросить бомбу с высоты 10 километров с вероятностью попадания намного меньше 40% и поразить цель? По моему столь же вероятно попасть плевком с третьего этажа в спичечный коробок, лежащий на тротуаре. Конечно, если с тысячи бомбардировщиков просто сыпать бомбы на город, то случайно бомба может угодить и в башню. Но каков результат? 3 февраля 1945 бомба попала в боевую башню комплекса № II, уничтожив расчет одной пушки. Гражданские находившиеся в убежище внутри башни узнали об этом только после налета. Они не слышали ни удара, ни взрыва.
Это при прямом попадании. Посчитаем, какого калибра нужна бомба, взорвавшаяся возле башни, чтобы существенно повредить стену (пробить в ней дыру).. Возьмем наихудший вариант — бомба взорвалась вплотную к стене башни. Воспользуемся формулой для определения массы взрывчатки С=(ABRRR)6. Для нашего случая А=5, B=9, R=2.5. Отсюда С=4219 кг. В авиабомбах взрывчатка составляет 40% общего веса. Таким образом, калибр бомбы должен быть 10550 кг. или 24000 фунтов. А таких бомб у американцев и англичан просто не было.
Следовательно, никакие бомбы, падающие не на крышу башни, нанести ущерб ей не в состоянии. Практически, зенитная башня неуязвима.
Правда, утверждается, что в 1943 году боевая зенитная башня комплекса I получила попадание одной фугасной и нескольких зажигательных бомб. Однако сведений о датах, причиненных повреждениях и зенитчиках, выбывших из строя, автору отыскать не удалось.