Коль скоро сегодня речь зашла об архитектуре, грех не вспомнить, что ровно 200 лет назад, 17 июня 1817 года в Лондоне был открыт мост Ватерлоо – выдающееся сооружение, которое более 100 лет являлось одним из символов британской столицы. Его любили рисовать художники-импрессионисты, причем не только английские, а в 1940 году он дал название и сюжет знаменитому одноименному фильму.
Мост через Темзу, названный в честь победы над Наполеоном в битве у Ватерлоо, спроектировал шотландский архитектор-классицист Джон Ренни, сделав его похожим на древнеримский акведук. Аллюзии с античностью усиливали парные дорические колонны, украшавшие пилоны. Арки моста были сделаны высокими, чтобы даже во время половодья не мешать проходящим под ними речным судам.
Проектный чертеж одного из пролетов моста Ватерлоо, на котором отмечены уровни воды в Темзе в разные времена года.
Строительство моста.
Мост Ватерлоо на фотографии начала ХХ века.
Французский живописец Клод Моне посвятил мосту Ватерлоо целый цикл своих картин, нарисованных с одной точки и изображающих этот объект в разное время суток и в разных погодных условиях. Вверху – два полотна из этого цикла.
Мост Ватерлоо на картине голландского художника Эмиля Клауса.
В 1930-е годы под предлогом необходимости расширения дорожного полотна мост Ватерлоо был снесен, а на его месте в следующем десятилетии соорудили унылую серо-бетонную конструкцию, к которой перешло название. Это один из наглядных примеров того, что пренебрежительное отношение к памятникам архитектуры и разрушение исторического облика старинных городов – не только российская беда. "Добрая-старая Англия" и ее столица в этом отношении ничем не лучше, достаточно взглянуть на верхний снимок.