Занимательная Англия. Кто кого: жители Бери-Сент-Эдмундс против алчных монахов
Забавная и занимательная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Они контролировали весь город и угнетали его жителей. Налагали штрафы и даже применяли силу к «нарушителям». Горожане не могли терпеть вечно. 18 октября 1327 года под звон колоколов, прямо на центральной площади, они торжественно поклялись умереть, но уничтожить своего врага. Монахи ближайшего аббатства не питали иллюзий относительно того, по ком звонит этот колокол.
Ora et labora (девиз святого Бенедикта: «молись и трудись»)
Город и монастырь в Бери-Сент-Эдмундс всегда были связаны очень тесно. Сам город, собственно, возник вокруг обители, чьим главным «сокровищем» являлись мощи святого Эдмунда — англо-саксонского короля, замученного датчанами.
Благодаря хорошим отношениям с королями, богатым пожертвованиям паломников и нескольким поколениям оборотистых аббатов монастырь быстро стал одним из богатейших в Англии. Он даже владел целым графством — Западным Саффолком. А власть аббата над своими поданными была сопоставима с властью любого крупного феодала.
Имелись у монастыря и его настоятелей и особые права. Например, аббатству даровали право выступать официальным опекуном и распорядителем имущества всех сирот, проживающих под его юрисдикцией (в пользу монастыря, а не сирот, разумеется). Получать долю от любого передаваемого наследства или всё имущество полностью, если наследники не находились. Также в монастыре располагался один из королевских монетных дворов. Так что монахи в прямом смысле делали деньги.
Раскинувшийся вокруг стен аббатства город насельники рассматривали как тумбочку, из которой можно брать деньги.
Жители платили за аренду земли под своими домами; платили за возведение или ремонт этих домов, а также за доставку стройматериалов. Хочешь держать лоток на рынке или лавку — плати. За каждую баржу или телегу с товаром, въезжающую в город, — тоже плати. Плати за каждую голову скота и за каждый собранный сноп или произведённый товар.
На многие виды деятельности, вроде мыловарения или выращивания зерновых, монастырь установил свою монополию и ревностно её оберегал.
Возможностей для насаждения экономической политики у них имелось в избытке. В качестве официальной власти монахи не только смело накладывали штрафы на нарушителей, но и не чурались силовых мер. Налёты, поджоги и разбои со стороны духовных лиц были рутиной.
Горожане и селяне, впрочем, периодически отвечали тем же.
Помимо силового противостояния монастырь и город вечно судились во всех возможных королевских инстанциях, а потом обжаловали не устраивавшие их решения.
Жизнь бурлила.
Из искры возгорится пламя
1327 год не обещал быть спокойным. Оскорблённая своим мужем королева Изабелла Французская, «Волчица», годом ранее вторглась в Англию вместе со своим любовником и наёмной армией и свергла короля Эдуарда II.
Беспорядки нарастали по всей стране. На этой волне горожане Бери-Сент-Эдмундс решили: настал их час сбросить оковы. Тем более что за исключением немногих — вроде Рединга и Сент-Олбанса — городов, находящихся в такой же «монастырской» зависимости, в Англии не осталось.
14 января горожане потребовали предоставить им автономию и отменить бОльшую часть налогов. Не успел монастырь ответить (аббат так и вовсе был на сессии парламента, где отстраняли от власти Эдуарда II), как уже на следующий день толпа из 3000 человек выбила ворота и ворвалась в монастырь. Вместе с выносом всего ценного возмущённые жители торжественно сожгли всю монастырскую бухгалтерию, завещания, дарственные, залоговые и долговые расписки.
16 февраля, после возвращения аббата, который тянул время и не торопился предоставлять недовольным свободы, обитель атаковали снова. После нового грабежа горожане официально объявили о своей независимости от монастыря.
В мае аббатство получило «подкрепление» в виде отряда союзных монахов-францисканцев и навербованных безместных священников и начало ответные набеги.
Власти бездействовали, в верхах продолжался хаос.
Пламя вражды полыхнуло с новой силой утром 18 октября 1327 года. Отряд вооружённых монахов ворвался в приходскую церковь в центре города и увёл в заложники множество видных жителей.
Вооружённые горожане пошли к монастырю требовать освобождения пленников, но их встретили градом стрел со стен обители.
В ответ разъярённая толпа пошла на решительный штурм. Надвратную башню подожгли, а ворота аббатства выбили тараном. Монастырь оказался практически полностью сожжён.
Терпеть это дальше было уже невозможно. Тем более что дело дошло до официального Рима. Фактически правившие страной Изабелла и Роджер Мортимер повелели шерифу Норфолка принять меры для прекращения вражды. Город оштрафовали на огромную сумму, а несколько человек попали в тюрьму.
Впрочем, в 1328 году при помощи известного бандита Томаса Торнхема и его шайки горожане смогли выкрасть аббата из его загородной резиденции. И даже переправить на континент в Брабант, где настоятеля удерживали в заложниках до весны 1329 года.
Формально конфликт завершился в 1331 году договором между городом и монастырём. Монастырь сохранил большинство своих прав, но его власти и богатству нанесли непоправимый урон.
Тем более что вскоре последовал внезапный удар под дых от собственного начальства. Неожиданно нагрянувшая с проверкой комиссия от епископа быстро обнаружила огромное количество нарушений. И сообщила, что никакой монастырской жизни в аббатстве попросту нет. Монахи не утруждают себя даже ношением рясы, живут в домах в городе и в основном занимаются разнообразной коммерцией. Репутация монастыря скатилась ниже плинтуса.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Как там у Вальтера Скотта? — Извольте видеть, преподобный отец, — сказал старый Деннет, — к пономарю в обители святого Эдмунда пришёл в гости один пьяный поп…
Второй раунд
Чума, неудачные и дорогостоящие войны с Францией, рост налогов и перемены в экономике привели к началу всеанглийского «грабь, бухай, отдыхай». Ну или по официальной классификации — к восстанию Уота Тайлера.
Горожане Бери-Сент-Эдмундс решили не оставаться в стороне и снова сходить на монастырь, побороться за свои права. Тем более что в июне 1381 года мимо города как раз шла одна из повстанческих шаек под командованием Ричарда Уорва. Осталось неизвестно — сам ли Уорв заглянул в город или его пригласили. Зато известно, что, объединив силы с жителями, банда взяла обитель штурмом и разграбила. Аббата казнили, его голову насадили на пику и с большим удовольствием водрузили на главной площади. Город вновь объявил о своей «вольности».
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Снова от того же автора: — Клянусь святым Губертом, — сказал менестрель, — это презанятная история и стоит того, чтобы переложить её в стихи на мотив старинной песни «Приключилася с монахом превеликая беда…»
Правда, в этот раз всё закончилось ещё быстрее, чем в прошлый. Через неделю к Бери-Сент-Эдмундсу подошёл крупный отряд правительственных сил во главе с графом Саффолком, и горожане оперативно передумали: открыли ворота и выдали Уорва. Тем не менее город и его жители стали единственными, кто не попал под всеобщую королевскую амнистию. Им припомнили и голову аббата, и похождения 1327 года.
Прощение опять пришлось выкупать штрафами. Монастырь начал восстанавливаться.
Мелкие стычки продолжались и всё следующее столетие. Но баланс сил решительно изменился. Город стремительно богател на шерсти и пошиве одежды. А аббатство постепенно, но неуклонно теряло своё влияние и богатство. Горожане раз за разом выкупали у нуждавшихся в деньгах аббатов и королей всё больше прав и в конечном счёте полностью избавились от монастырской власти.
В таком виде аббатство сохранилось до наших дней: вид на собор через руины старой церкви
Когда король Генрих VIII объявил о конфискации земель и собственности монастырей, горожане в последний раз деловито (и почти буднично) разграбили монастырские постройки и разобрали их на стройматериалы.
На этом противостояние и закончилось.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Отдельно можно добавить разве что историю мощей св. Эдмунда, которая не менее драматична, чем история Британии в целом. Для начала враги обезглавили короля, закинув его голову в колючий терновник, чтобы её не нашли. Но голова была найдена — по вою огромного волкодава, явившегося охранять убитого монарха. В результате на клеймах житийных икон св. Эдмунда обычно изображается волкодав, охраняющий отрубленную голову, а сам святой почитается как защитник преследуемых волками.
Тело захоронили, приложив к нему голову, и построили рядом часовню. 32 года спустя, при переносе останков в городок Бедриксуорт, было обнаружено, что мощи нетленны, а голова срослась с телом. К тому времени Эдмунда уже почитали как святого — и не только местные жители, но и завоеватели-датчане, крестившиеся во главе с королём Гутрумом.
В начале XIII века следующие завоеватели, уже французские рыцари, выкрали мощи святого и увезли их в Тулузу, похоронив в базилике Сен-Сернен. Там они покоились почти семь столетий, а святого назначили покровителем Тулузы. Как он сам к этому относился, мы не знаем, но в 1901-м мощи вернули обратно в Англию и положили в часовне Фицалана в замке Эрандел. Долгое время доступ в часовню был закрыт, однако сейчас прихожане и туристы могут туда попасть.
источник: https://warhead.su/2018/05/30/kto-kogo-zhiteli-berisentedmunds-protiv-alchnyh-monahov