Интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Хуситы вновь вписали в мировую историю войн новую страницу – эффектное и, что еще более важно, эффективное применение в качестве зенитных имеющихся у них ракет «воздух-воздух» средней дальности. Заодно и новое слово в противовоздушной обороне.
Применяемые ими русские ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т(Э?) с наземных пусковых установок продемонстрировали все свои основные преимущества: бóльший радиус действия, чем у «классических» ПЗРК, и отличную помехозащищенность от средств противодействия. Эффективность пусков такая, что позавидуют многие современные профильные ЗРК! А казалось бы, что мешало сделать это раньше? Причины были.
Попытки создать зенитную ракету средней дальности с «оптической» системой наведения предпринимались и не раз. У нас это выразилось в линейке армейских ЗРК – «Стрела»-1/10. Первоначально «Стрела»-1 создавалась как «переносимый» ЗРК бóльшей дальности, чем ПЗРК «Стрела»-2. Однако рост массы ракеты привел к созданию самоходной версии комплекса на базе БРДМ-2. Дальнейшее развитие «Стрелы»-1 в плане помехозащищенности, мощности БЧ и дальности действия привело к появлению более тяжелой ракеты «Стрела»-10 и более сложному комплексу на базе транспортера МТЛБ. Пришлось делать силовые приводы для наведения пусковой ракет и далее усложнять комплекс – типа, ставить пассивные средства обнаружения самолетов. Несмотря на ряд удачных примеров применения (в Ливане в 1983 г. по американцам и на Юге Африки) комплексов «Стрела»-1/10 в локальных конфликтах, они особой славы не снискали, в отличие от наплечного «меньшого брата» – «Стрелы»-2/3.
Главной проблемой ЗРК средней дальности с оптическими средствами наведения стала малая дальность обнаружения цели – все те же глаза оператора, что и у ПЗРК. На дальности более 8 км обнаружение реактивного самолета визуально – вещь проблематичная. Фактически по этому параметру такие ЗРК из «средней» дальности превращаются в более тяжелый аналог ПЗРК. Причем при визуальном поиске и наблюдении за целью резко увеличивается вероятность «пропуска» цели – это характерно и для ПЗРК, и тем более для ЗРК типа «Стрела»-1/10 c более «тяжелой» системой наведения ракет на цель. Попытки решить ее с помощью внешнего целеуказания – от РЛС и АСУ управления ПВО – усложняли комплекс, его стоимость, уязвимость от помех и средств разведки.
Еще большей проблемой стала невозможность применения таких ЗРК в сложных погодных условиях и ночью. Как «шутили» ПВОшники в советское время, – «если ваш ЗРК не всепогодный, то считайте, что у вас нет ЗРК!» Ну, да, «ночью нас никто не встретит», – не случайно основные налеты на Югославию авиация НАТО осуществляла именно ночью. Хотя «стрелы» кое-кого достали – в основном ДПЛА, все же символом воздушной войны против сербов стало фото упавшей ракеты «Стрелы»-1 – для безопасности своих войск она в случае промаха падает «ломом» с выключенным взрывателем…
Что же изменили хуситы?
Во-первых, они решили проблему обнаружения цели и целеуказания, применив уже классический для нынешней боевой техники оптико-электронный «шарик» (FLIR). Благодаря мощной тепловой сигнатуре реактивных самолетов дальность их обнаружения резко возрастает – до десятков километров! Тем более, «шарик» отлично видит цель ночью и сопровождает ее в автоматическом режиме. Плюсом является и преимущественно ясная погода в этом региона – это вам не Европейский ТВД! Используя лазерный дальномер, можно получить все параметры цели, в том числе автоматически определить момент входа цели в разрешенную зону пуска ракеты – что оператор «стрел» делал раньше в уме, с известной долей ошибки.
Во-вторых, на руку хуситам сыграли уникальные параметры ракеты Р-27Т.
Помимо большой дальности полета, позволяющей стартовать с земли и достать цель на средних высотах, и высокой помехозащищенности (как говорил один пиндосский пилот, «русские ракеты не любят тепловые ловушки, а любят наши самолеты»), ракета комплексируется с нашлемной системой целеуказания. То есть не надо городить сложную пусковую установку с приводами по азимуту и склонению – головка ракеты сама отклоняется в сторону, указанную внешним целеуказателем. Пусковую (скорее всего авиационную, снятую прямо с самолета) можно легко установить на любом транспортном средстве, начиная от приличного пикапа, и замаскировать тентом. И обнаружить такой ЗРК практически невозможно, и оказать серьезного противодействия атакующей ракете. По крайней мере существующими противоракетными помеховыми комплексами, что показали стрельбы по САМЫМ современным западным самолетам. Самое неприятное, что пилот узнает об угрозе только когда ракета уже идет на цель, когда «боржоми» уже мало помогает.
Безусловно, это новое слово в истории боевых действий и применения средств ПВО. Сначала, в сентябре 2017 г. хуситы «достали» средневысотный пиндосский ДПЛА MQ-9 «Рипер» – уже тогда следовало насторожиться. Теперь понеслось-поехало!
PS. Хотелось бы обратить внимание сирийских товарищей на положительный опыт. В условиях постоянных налетов израильтян, весящих в воздухе ДПЛА самозваных «союзничков по борьбе» с чертями и угроз новых бомбежек, есть возможность быстро оснастить ПЕРЕДОВЫЕ части ЗРК СРЕДНЕЙ дальности, фактически невосприимчивые к существующим средствам противодействия, – реальным game changer, как спикают на Западе, для вытеснения всех незаконно влетевших!