«Заместители для выбывших» a la «Sevastopol»
Всем доброго времени суток. Представляемые сегодня вашему вниманию рисунки и описание к ним не относятся к какому-либо альтернативному миру и являют собой просто образчик конструктов из разряда «А еще мне захотелось вот так!». Чистое хулиганство, в общем. 🙂
Их создание базировалось на двух главных идеологических посылах:
1) во время русско-японской войны до сентября 1904 года основные потери русских приходились на крейсера («Варяг», «Боярин», «Новик», «Рюрик», искалеченный камнями мыса Брюса «Богатырь» плюс интернированные «Диана» и «Аскольд», поврежденный на мине «Баян» и недееспособные после боя 1 августа «Россия» и «Громобой»), тогда как броненосцы пострадали в меньшей мере (погибший «Петропавловск» и интернированный «Цесаревич»);
2) в конце 1903 года Николаю II был представлен доклад по ГМШ, в котором предполагалось в счет планируемой программы 1904-1914 годов построить для Балтийского флота два броненосных крейсера в 12000 т каждый с планируемой стоимостью по 14,04 млн. рублей за единицу – и лишь позже они начали вырастать в своих проектных размерах, дойдя в итоге до реального «Рюрика».
А теперь – собственно краткая история предлагаемых кораблей…
Огромные военные расходы Морского министерства здорово подкорректировали планы по новому кораблестроению. Причем одним из главных инициаторов случившихся изменений выступил сам император. Будучи осведомлен о том, как сильно просела в числе на Дальнем Востоке крейсерская компонента флота, он еще в мае 1904 года отменил уже начавшееся парой месяцев назад строительство одного нового броненосца на Галерном острове и еще только планируемое на Балтийском заводе сооружение его систершипа в пользу двух броненосных крейсеров по 12000 тонн.
Проект такого крейсера стал совместным детищем русских инженеров в лице И.Г.Бубнова и Д.В.Скворцова и проектировщиков английской фирмы «Виккерс», к которой Россия обратилась за техническим содействием. Помощь «Виккерса» вылилась прежде всего в создание новой артиллерии для этих кораблей – 254-мм и 120-мм 50-калиберных пушек, а также башенных установок для первых из них. А вот то, как выглядели сами корабли, стало заслугой прежде всего отечественных специалистов.
Будучи серьезно ограничены требованием уместить высокие боевые качества всего в 12000 тонн проектного водоизмещения, проектировщики создали весьма необычный корабль, по своей архитектуре чем-то близкий итальянской школе кораблестроения с ее любовью к симметрии. Главной его изюминкой стало применение вместо смешанного вооружения из 254-мм и 203-мм пушек, как планировалось изначально, четырех двухорудийных башен с парой десятидюймовок в каждой – причем все они были расположены в диаметральной плоскости и могли вести огонь на оба борта в широком диапазоне курсовых углов. Этому способствовали весьма умеренных размеров носовая и кормовая надстройки с разнесенными к ним дымовыми трубами, около которых попарно группировались башни ГК, а также расположение противоминного калибра из шестнадцати 120-миллиметровок исключительно в казематах на средней палубе. Конечно, проектная высота осей стволов последних над уровнем моря примерно в 15 футов была все же маловата – но лучшего уже было, пожалуй, не добиться.
Необходимость экономить нагрузку привела и к целому ряду иных вынужденных конструктивных решений. Так, корпус корабля не имел полубака, лишь подъем от носовой башни к форштевню на 3 фута для хоть какого-то улучшения мореходности. Проектную скорость пришлось ограничить 20-ю узлами, а в котельной установке применить вместо надежных, но тяжеловатых «бельвилей» 18 более легких котлов Ярроу. Даже полный запас топлива составлял всего 1250 тонн угля и 125 тонн нефти – почти вдвое меньше, чем у сходного по водоизмещению «Громобоя». Отказались и от броневой трюмной противоминной переборки – соответствующая конструкция в окончательном проекте имела толщину всего в полдюйма. Впрочем, остальная броня была достаточно основательной: 152-мм единый пояс высотой 15 футов с 76-мм оконечностями и 152-102-мм траверзами и две полные броневые палубы, 178-мм броня башен и барбетов и 203-мм – боевой рубки. Броней по опыту войны защищался и носовой дальномер, для которого устроили специальную рубку на крыше боевой.
Откровенно провальный для России ход войны сказался на сроках постройки этой пары кораблей, унаследовавших имена «Боярина» и «Варяга». В строй они вступили лишь в 1910 году – на год позже, чем заказанные «Виккерсу» и начатые постройкой в 1905 году два крейсера аналогичного типа, но уже использующие турбины в качестве главных механизмов, на чем сумел настоять МТК. Поступившее одновременно предложение французов воспроизвести для русских «Баян» не нашло поддержки у флота ввиду заведомой устарелости проекта данного корабля. Еще два таких турбинных крейсера построили в Новом Адмиралтействе. «Виккерсовские» корабли получили названия «Рюрик» и «Новик», «адмиралтейские» – «Витязь» и «Адмирал Макаров».
Замена паровых машин на турбины оказалась весьма своевременным и верным ходом. Так, если «Боярин» и «Варяг» выдавали на пробах максимум 21 узел, то турбинная четверка с проектных 25 тысяч лошадиных сил смогла «раскочегариться» до 30-32,5 тысяч и 23 с лишним узлов, в среднем на полтора-два узла превысив техзадание. И это несмотря на примерно 500-тонную перегрузку что у «машинных», что у турбинных кораблей, за которую в основном стоило благодарить оказавшиеся тяжелее ожидаемого башни ГК, а также дополнительные подкрепления под них, потребовавшиеся после опытных стрельб.
Разные скоростные характеристики определили и разные тактические роли этих кораблей. Более тихоходные «Боярин» и «Варяг» обычно действовали вместе со «Славой» и «Цесаревичем» в бригаде линейных кораблей. А четыре турбинных крейсера образовали самостоятельное быстроходное соединение.
Их боевые качества прошли серьезную проверку во время Первой мировой войны. Причем с новыми тяжелыми (272,5 кг) снарядами для 254-мм орудий, обладавшими дальностью стрельбы до 125 кабельтовых при максимальном 35-градусном угле возвышения башенных установок, данные крейсера оказались опасными противниками даже для ранних серий германских дредноутов и линейных крейсеров с их 280-мм пушками.*
*Справочно:
Указанный снаряд – сугубая авторская придумка. В реальности эти пушки использовали снаряды массой 225,2 кг. Но целый ряд образцов русской морской артиллерии той поры имел в боекомплекте снаряды с куда более приличным отношением массы снаряда к кубу калибра в дециметрах:
102х60 – 16,69 (17,51 кг);
120х50 – 16,77 (28,97 кг);
130х55 – 16,78 (36,86 кг);
203х50 – 16,59 (139,2 кг);
305х52 – 16,63 (470,9 кг);
356х52 – 16,63 (747,8 кг).
Вот и для 10-дюймовки автор выдумал такой снаряд с указанным коэффициентом в размере 16,63. Данные по дальности стрельбы им – экстраполяция данных для орудия 203х50 и его тяжелого снаряда.
Причем, что самое главное – классификация этих кораблей именно как крейсеров делала их в глазах русского морского командования вполне нормальными разменными единицами, которые было попросту не жалко бросить в бой, в отличие от немногочисленных балтийских дредноутов. И в этих боях, таких, как знаменитое сражение в Ирбенском проливе, они смогли покрыть себя неувядаемой славой…
Характеристики броненосных крейсеров «Боярин», «Варяг», «Рюрик», «Новик», «Витязь», «Адмирал Макаров»:
водоизмещение (нормальное/полное) – 12500/13500 т (по проекту – 12000/13000 т);
размеры – 142,04 (длина по ВЛ)/139,90 (длина наибольшая)/20,73 (ширина на миделе)/7,32 (проектная осадка при нормальном водоизмещении) /7,54 (фактическая осадка при нормальном водоизмещении) /8,0 (фактическая осадка при полном водоизмещении) м;
мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии):
«Боярин» и «Варяг» – 18500 л.с. (по проекту – 17500 л.с.);
«Рюрик», «Новик», «Витязь» и «Адмирал Макаров» – 31250 л.с. (по проекту – 25000 л.с.);
скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии):
«Боярин» и «Варяг» – 20,5 узла (по проекту – 20,0 узлов), наибольшая достигнутая – 21,0 узел;
«Рюрик», «Новик», «Витязь» и «Адмирал Макаров» – 22,0 узла (по проекту – 21,5 узла), наибольшая достигнутая – 23,25 узла;
запас топлива – 875 т угля (нормальный)/1250 т угля+125 т нефти (полный) т;
дальность плавания фактическая при полном запасе топлива:
«Боярин» и «Варяг» – 3500 миль на 10 узлах;
«Рюрик», «Новик», «Витязь» и «Адмирал Макаров» – 4250 миль на 10 узлах;
бронирование (броня Круппа):
полный единый пояс (ширина 4,57 м):
— центральная часть (90,93 м (65 %) длины) – 152 мм (с 1,14 м от нижней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке до 76,2 мм);
— оконечности (48,97 м (35 %) длины) – 76,2 мм;
траверзы центральной части единого пояса (прямые, от уровня средней (батарейной) палубы до уровня нижней палубы и ее скосов) – 152 (центральная часть траверзов в месте совмещения с барбетами башен ГК) и 102 мм;
палубы в пределах цитадели:
— нижняя (карапасная со скосами) – 50,8 (оконечности и скосы в пределах цитадели)/38,1 (плоская часть в пределах цитадели) мм;
— средняя (батарейная) – 38,1 (в пределах цитадели между траверзами главного пояса и траверзами казематов 120-мм орудий, а также на срезах казематов)/25,4 (в оконечностях и в пределах очертаний казематов 120-мм орудий и их траверзов) мм;
— верхняя – 25,4 мм (в пределах очертаний казематов 120-мм орудий и их траверзов – крыша казематов);
башни 254-мм орудий – 178 (лоб, бок и тыл)/ 50,8 (крыша и пол) мм;
барбеты башен 254-мм орудий – 178 (над верхней палубой)/178 и 102 (от верхней до средней (батарейной) палубы – соответственно концевые сегменты и сегменты внутри казематов 120-мм орудий)/50,8 мм (от средней (батарейной) до нижней палубы – сегменты внутри цитадели) мм;
казематы 120-мм орудий (высота бортовой брони 2,13 м) – 76,2 (бок и траверзы)/25,4 (тыл и разделительные переборки между орудиями) мм;
элеваторы боезапаса 120-мм орудий (от нижней до средней (батарейной) палубы) – 25,4 мм;
боевая рубка – 203 (бок)/102 (крыша и пол) мм;
коммуникационная труба боевой рубки – 102 (до средней (батарейной) палубы)/50,8 (от средней (батарейной) до нижней палубы) мм;
дальномерная рубка (на крыше боевой рубки) – 102 (бок)/50,8 (крыша) мм;
дымоходы – 25,4 мм (от средней (батарейной) до верхней палубы);
вооружение – 4х2-254х50, 16-120х50, 4-47, 4 пулемета, 2-450 мм т.а. (подводные, 6 торпед).
С уважением. Стволяр.
P.S. В большом разрешении картинки можно увидеть здесь: