В этом году человечество будет отмечать мрачный юбилей – столетие со дня гибели паротурбохода «Титаник», погибшего в результате столкновения с айсбергом.
Я не буду говорить о таких «загадках» знаменитого лайнера как отвалившееся днище или еврейский след (Айсберг, однако), речь пойдет совсем о другом.
Как-то, в 90-х годах телевидение показало фильм «Титаник» снятый еще в семидесятые годы. На следующий день я услышал от одной из коллег на работе возмущенные слова: «Что это за дурацкий фильм! Корабль тонет, а все стоят спокойно, никто не паникует». Ее слова не остались ни услышанными – Камерон снял свой «Титаник», в котором все было как надо: крики, паника, стрельба. Гламур в общем.
Но ведь действительно, паники не было. Как не было и попыток спасти корабль. И именно в этом, на мой взгляд, и заключается главная загадка «Титаника».
А ведь такие возможности, к спасению, были – как минимум две!
Как известно, критическим для «Титаника», стало затопление пятого отсека. В результате образовался сильный дифферент в нос, что привело к тому, что вода стала переливаться через переборки, затапливая один отсек за другим. При этом размер пробоины в пятом отсеке не превышал метра!
Я по образованию чистый гуманитарий (незаконченный Судостроительный техникум не в счет), но первое что мне приходит в голову – заводка аварийного пластыря. При этом, даже если бы не удалось полностью остановить поступление воды в отсек, ее напор неизбежно должен был уменьшился, что позволило бы лайнеру продержаться на плаву до прихода «Карпатии». А ведь экипаж лайнера был хорошо подготовлен, на борту находился главный конструктор «Титаника» Эндрюс, но никаких попыток предотвратить затопление, сделано не было.
Второй вероятной возможностью спасения корабля, в этих условиях, было затопление одного из кормовых отсеков. При этом из-за изменения дифферента верхняя кромка переборки между пятым и шестым отсеками оказалась бы выше уровня воды, и затопления следующих отсеков не произошло бы. Разумеется, такой вариант возможен лишь в тихую погоду, при полном отсутствии качки, но в том то и дело что море было на редкость спокойным, полный штиль и лишних три-четыре часа «Титаник» вполне мог продержаться, дождавшись подхода спасателей.
Наконец, нужно упомянуть и третью возможность спасения пассажиров и экипажа, хотя бы и при затоплении корабля: лайнер тонул два с половиной часа, с самого начала было известно, что шлюпок не хватит, так что мешало заняться сколачиванием плотов? Дерева на «Титанике» было полно, ту же мебель – столы в первую очередь, можно было использовать. Продержаться на таких импровизированных плотах до подхода «Карпатии» было вполне возможно, (погода, повторяю штилевая). И ничего не сделано, кроме сбрасывания шезлонгов за борт!
Правда, здесь возникает вопрос напрямую связанный с альтернативной реальностью: что случилось бы в случае спасения всех пассажиров «Титаника»? Ведь массового шока от гибели стольких людей не произошло бы и не понадобилось бы организовывать ледовый патруль, круглосуточное дежурство радистов, вводить новые правила исчисления наличествующих на судах шлюпок. Возможно, что прямым следствием гибели пассажиров и членов экипажа «Титаника» стало спасение множества людей которые могли погибнуть в десятках и сотнях более мелких катастроф, оставшихся незамеченными прессой.
Кто знает.