За здоровый минимализм… в АБТВ. Часть 2. Про альтернативные АБТВ и роль, место и эволюцию танка БТ.
Часть 2. Про альтернативные АБТВ и роль, место и эволюцию танка БТ.
Теперь, всё намного альтернативнее. Про БТ, механизированные части и собственно альтернативные АБТВ.
Части вооружённые бэтэшками – все (точнее подавляющее большинство), будут в подчинении не у командования округов, соответственно дислокации, а под управлением новосозданного органа – Штаба автобронетанковых войск, над которым только Генштаб РККА и более НИКОГО. Как и кавалерия, АБТВ выделяются в отдельный род войск. Более того. Создаётся собственное Управление тыла АБТВ, не подчиняющееся Военно-хозяйственному Управлению, а работающее напрямую с Военно-мобилизационным Управлением Наркомата обороны, Военно-промышленной комиссией ВСНХ и заводами, производящими автобронетехнику. Военно-хозяйственное управление, отныне не «выделяет» для бронетанковых частей по заявке АБТУ предметов снабжения сколько посчитает нужным и возможным. Не фига! Теперь, снабжением АБТВ занимается его собственное Управление тыла, оформляющее заявки и получающее всё это прямо с предприятий в объёмах, которые может себе позволить исходя из твёрдо зарезервированной доли бюджета АБТВ в бюджете НКО. Такие же «квоты» АБТУ имеет и в планах предприятий поставщиков.
Для непосредственного руководства танковыми частями на конкретных ТВД, в наиболее важных округах формируются формально подчинённые штабам округов, но по факту НЕЗАВИСИМЫЕ от него (поскольку ни шагу не делающие без одобрения Штаба АБТВ), оперативные Территориальные центры боевого применения АБТВ. И, разумеется, создаётся Академия автобронетанковых войск – сугубо специализированное высшее учебное заведение, которое в отличие от созданной в 1932 году РИ Академии Моторизации и Механизации, вообще не станет заниматься всякими левыми темами (оставим их на попечение всё той же Академии МиМ РККА). Академия АБТВ, будет заниматься сугубо своим прямым делом – готовить командные кадры для АБТВ на основных факультетах. Осуществлять переподготовку и повышение квалификации на параллельных (очных и заочных).
А вот уровнем выше, в абсолютно секретных недрах той же Академии, будут очень серьёзно заниматься аналитикой: технической разведкой в области АБТВ (точнее глубоким анализом предоставляемых внешней разведкой данных), анализом боевого применения АБТВ по всему миру, теорией стратегии и тактики применения АБТВ, логистикой АБТВ, выработкой ТТХ на перспективные образцы автобронетехники и т. д.
АБТВ у нас ещё только зарождаются и КАК их строить, ДУМАТЬ НАДО и думать специалистам, коллегиально, без учёта мнения разных высокопоставленных дилетантов (с их глобальными в своей глупости озарениями), пока танков ещё мало и наломать дров можно не так много.
Собственные Штаб и Академия, станут «мозгом» АБТВ. А Территориальные центры боевого применения – исполнительными органами на каждом конкретном данном ТВД. И если, не дай Бог, на учениях, танки, выполняя поставленную Штабом (или согласованную округом со Штабом) задачу, вдруг, ни с того ни с сего на этом ТВД «заблудятся» или того хуже, застрянут на заливном лугу или в болоте, превратятся в статичную мишень в какихнить узких дефиле или просто встанут из-за отсутствия горючки – поганой метлой всё руководство Территориального центра и тотальная проверка боевой подготовки на всех уровнях – от командиров ДИВИЗИЙ до конкретных танковых экипажей.
Логичный и очень серьёзный вопрос комплектования – а откуда взяться кадрам для всей вертикали новосозданных АБТВ? Уж точно не так, как в РИ, когда «главными по танчикам» стали никогда прежде танков вблизи не видевшие пехотный поручик, уездный телеграфист и счетовод (Тухачевский, Халепский и Бокис). И это притом, что первая автобронечасть в России появилась ещё 19 августа 1914 года. А в мае 1918 года, уже в РСФСР, появилась первая специализированная бронешкола по подготовке командных кадров для автобронетанковых частей и отдельный московский бронеавтоотряд для подготовки младших командиров и технических специалистов. ГВ РККА закончила, имея 11 автотанковых отрядов, 80 автобронеотрядов, более 70 бронепоездов и хороший опыт ПМВ и ГВ по боевому применению бронетехники. Согласитесь, кто-то ведь всеми этими частями командовал (притом вполне успешно) и уж точно разбирался в бронетехнике получше вышеназванных дилетантов. Причём в ПМВ даже не частями, а отдельными броневиками командовали офицеры в звании повыше того же Тухачевского и наверняка некоторые из них перешли на службу к красным. Да и без господ офицеров, красным как минимум сочувствовали многие имевшие и военное и техническое образование прапорщики из вольноопределяющихся в автобронечастях. На худой конец, у РККА достаточно было и просто грамотных и технически «подкованных» специалистов, на плечах которых собственно и держались бронесилы Советской республики все 20-е годы. И чем они были хуже выдвиженцев типа того же командарма Якира – до ГВ к армии вообще никакого отношения не имевшего? Или даже самого Фрунзе – тоже не имевшего абсолютно никакого военного образования? Поэтому, удивления достойно, что к высшим должностям в УММ РККА, прорваться сумел один лишь «выходец» из собственно автобронечастей – тот самый знаменитый К. Б. Калиновский, стоявший у истоков УММ РККА и инициатор формирования первой механизированной бригады РККА. Но, после его очень странной гибели в авиакатастрофе (самолёт Тухачевского должен был вылететь с группой высокопоставленных военных, во главе с самим Тухачевским, но, сперва вылет отложили из-за сильного тумана, а потом, Тухачевский вдруг почему-то отправился к месту назначения наземным транспортом, а пилот самолёта получил категоричный приказ взлетать. В тумане, он фактически повторил «подвиг» пилота польского президента Качиньского, только тот по приказу какого-то идиота садил самолёт в плотном тумане, а этот взлетал. В результате катастрофы погибли Калиновский и Триандафиллов – люди к которым Тухачевский испытывал глубокую антипатию), и в АБТВ РККА началось безраздельное владычество друзей Тухачевского – Халепского и Бокиса, продолжавшееся до того самого 37-го…
В общем, кадры-то на самом деле есть. Их не может не быть в стране, где «водятся» танки (не считая старых иностранных, Т-18 в начале 30-х уже были сотни!), давно и с успехом эксплуатируются броневики и бронепоезда. Налажена подготовка и переподготовка командиров — людей служивших по много лет и всю «кухню» понимавших от самых азов. Может и не гениев, но по крайней мере уж точно поболее смыслящих в бронетехнике чем некоторые РИ персоналии. И когда кто-то уныло заявляет, что назначали кого попало только потому, что грамотных специалистов не было от слова совсем – это глубокое заблуждение. СССР не страна непуганых папуасов, которым боги послали неведомые танки и по мудрому совету шамана, охреневшего от точащей пушки, вождь решил назначить их командиром того, у кого член толще и длиннее.
Это в РИ, заполнением вакансий занимался кадровый отдел Военно-хозяйственного управления (позже Управления тыла) – которому в принципе по фигу было кого назначать – предложил некий условный высокопоставленный Тухачевский в качестве кандидатуры своего, давно мечтающего о тёплой должности закадыку – в отделе кадров не глядя утвердили. Тот же папуасский подход. Павлов, став начальником АБТУ, от этой практики просто фигел. Его возмущало, что всеми назначениями в танковых частях, заведовало не АБТУ, а управление кадров РККА. Может это и сугубо совпадение, но уволили его ЕМНИП сразу после того как он позволил себе составить свой собственный список кандидатов на должности командиров ещё находящихся в проекте механизированных корпусов. «Система» не прощает тех, кто покушается на её привилегии.
Поэтому, одно из условий АИ – это профессиональный подход к делу формирования АБТВ. Никаких дилетантов. Только «профильные» специалисты с опытом работы в автобронетанковых частях. И опять-таки профильные специалисты на каждой позиции не связанной с танками. Т. е. хочет Тухачевский пропихнуть в АБТВ Халепского и Бокиса – пусть первый заведует в АБТУ связью, а второй финансовым учётом и к танкам, если их об этом не просят, не лезут. Вот тогда и будет каждый на своём месте. И ТТТ на новую бронетехнику будут составлять не «папуасы с большими членами», а настоящие специалисты с опорой прежде всего на свой личный опыт, и ОШС разработать с учётом всё того же опыта боевого применения.
Кстати, я не зря упомянул дивизии. АБТВ, чтоб опять как в РИ не стать хвостиком, которым виляют все кому не лень (не тупо «обслуживать» стрелковиков и кавалерию), а в т. ч. и самостоятельно выполнять любые поставленные Генштабом задачи, нужны ИЗНАЧАЛЬНО именно дивизии – соединения, объединяющие в сбалансированных пропорциях и танки, и мотострелков, и артиллерию и даже кавалерию (по отсутствию моторизованной пехоты). Но танки в них – всему основа и всему голова!
Поскольку на дворе у нас начало 30-х, ничего экстравагантного выдумывать не будем (чтоб не обвиняли в послезнанчестве). ОШС самая простая: бригада танков БТ – аналогичная бригаде Т-26 (150 танков БТ в трёх батальонах) плюс один единственный батальон мотопехоты на любых имеющихся в наличии грузовичках.
Пехоты мало – понятно, но транспорт…. И за отсутствием транспорта для перевозки достаточного количества мотострелков, пока обойдёмся кавалерией. Точнее кавбригадой. А чтоб Семён Михалыч Будённый не хватался за револьвер с воплем что его грабят (кавалерия тогда была элитой РККА), кавбригады в структуре АБТВ урежем до двух кавполков.
Вот и получается в дивизии активных боевых единиц:
Один танковый полк – 3 танковых батальона.
Два кавалерийских полка – 6 сабельных эскадронов и 2 пулемётных (каждый полк со своей полковой артиллерией). Плюс бригадный артдивизион (6 полковых трёхдюймовок обр. 27 г. и 6 45 мм ПТП обр. 32 г.). Позже, добавятся миномётные батареи и батареи ЗПУ на базе ДК-32.
Мотострелковый батальон, как и обычная пехота с ПТР и парой ККП (позже с 82 мм миномётами). Но, всё это не раньше 33-го. Когда будут и транспорт и оружие.
Разведбат и/или разведэскадрон.
Плюс лёгкий моторизованный артиллерийский полк.
Но, на начало 30-х и это сугубо в теории. А куда нам спешить?
Дивизии будут формироваться исключительно аккуратно, по мере подготовки соответствующих кадров и выпуска танков и, соответственно, напрягать в этом ХПЗ мы сильно не будем – нам важнее качество, а не количество. Тем более что если с танками, мотопехотой и кавалерией всё более-менее ясно, то чем комплектовать тот самый лёгкий артиллерийский полк пока не совсем понятно. Будем разбираться.
Дело в том, что у РККА начала 30-х нет ни самоходок на танковых шасси, ни одного орудия, которые можно буксировать на скорости более 25 км/ч даже по шоссе. Подавляющее большинство вообще имеет ограничение по скорости буксировки вдвое меньше. Но пока это не критично. Кавалерия на марше тоже не галопирует, и если торопиться некуда, спокойненько ходит нормальным лошадиным шагом (не более 7 км/ч), и только когда это очень нужно, переходит на рысь (до 20 км/ч) – самый быстрый ход лошади, который она может поддерживать спокойно и уверенно, долго не уставая. Прочие аллюры на походе практически не используются – только в атаке, бою.
Можно, конечно, как в РИ задействовать САУ СУ-12 (короткая трёхдюймовка на шасси трёхмостового «Форд-Тимкен» позже ГАЗ-ААА), но, только как временный вариант.
Или вообще просто перевозить орудия в кузовах грузовиков. Хотя, регулярные погрузочно-разгрузочные работы тоже как-то напрягают… А без артиллерии в дивизии нельзя.
Поэтому, с одной стороны начинается активная разработка САУ на шасси БТ, А с другой – при разработке новых орудий, металлические колёса с грузошиной и подрессоренный лафет – обязательный элемент в ТТЗ. На металлические колёса с грузошиной мы будем ставить и старую артиллерию АБТВ. Вот прямо с 34-го и начнём. Почему не раньше? В 34-ом в СССР начали массовый выпуск неопрена – синтетической резины. Раньше, это было бы слишком кучеряво.
Но, поскольку до САУ и новых орудий ещё далеко, пока, лёгкий артполк оснащаем дивизионом из 12 СУ-12 и дивизионом в 12 гаубиц 1030 г. калибра 122 мм на металлических колёсах с грузошиной (в РИ эту работу начали только в середине 30-х) и мехтягой в виде новеньких грузовиков ЗиС-5, которые при первой возможности заменим на ЗиС-6. Мало? Но в начале 30-х, у РККА вообще нет каких-либо других орудий, допускающих возку на скорости более 12 км/ч. Почти…
А давайте вспомним очень интересное орудие, которое, по крайней мере на моей памяти, никто в АИ ещё не «прописывал». А для моей ЭТОЙ АИ оно вполне сгодилось бы. Я, конечно же, имею ввиду трёхдюймовую дивизионную пушку обр. 1933 года. Для тех, кто вообще не в курсе «что за зверь» — это качалка от обычной дивизионки обр. 02 г. но модифицированная, с аж 50-калиберным стволом, наложенная на лафет 122 мм гаубицы 10/30 г.
При металлических колёсах с грузошиной (на фото пока нет), эту пушку, как и полковушку обр. 27 г. допускалось буксировать со скоростью до 25 (а по шоссе и до 30) км/ч. Пушка выпускалась серийно до 1936 года, когда ей на смену пришла грабинская Ф-22. Для 12 дивизий, да с небольшим запасом, хватит и 150 орудий (в РИ их выпустили 200). Спросите – а почему не взять просто обычную дивизионку 02/30 на тех же металлических колёсах с грузошиной? Из-за лафета. Лафет дивизионки – изначально заточен под качалку дивизионки и запаса по динамическим нагрузкам для скоростной возки не имеет. А лафет гаубицы с качалкой от дивизионки – даже 50-калиберной, более лёгкой чем у гаубицы, такой запас имеет. Да и угол ВН у гаубичного лафета больше (45 гр. против 37) – соответственно дальнобойность выше. Тем более при 50-калиберном стволе. Да Бог с ней – с максимальной дальнобойностью, она редко нужна, зато 50-калиберный ствол имеет более высокую дальность прямого выстрела и обеспечивает более высокую скорость снаряду – 825 м/с против 655 м/с – со всеми сопутствующими полезными плюшками (напр. точность стрельбы выше и бронепробиваемость на 10 мм больше). К тому же, уж не знаю какими ухищрениями, но у этой пушки и скоростельность чутка повыше и есть возможность стрелять более мощным зарядом и более тяжёлым снарядом. Кругом плюс. Кроме массы, конечно. Эта пушка была всего на сотню кг в боевом и на 200 кг в походном положении легче, чем та самая 122 мм гаубица. Но у нас же механизированные войска! Поэтому, именно эти пушки в качестве временного варианта (до появления современного дивизионного орудия), станут наряду с САУ СУ-12 и собственно 122 мм гаубицами (и те и другие тоже со временем заменим на новые 107 мм гаубицы, да ещё и самоходные) основой лёгкого моторизованного артполка механизированной дивизии. 12 дивизионных пушек и 12 гаубиц на дивизию.
Таким образом, всего в полку три дивизиона по 12 орудий: СУ-12, дивизионных пушек и 122 мм гаубиц. Дивизионки и гаубицы буксируются ЗиС-6.
Так же, но уже за «полуторкой» возим 45 мм ПТП дивизиона ПТО. В кузовах тех же полуторок, монтируются 12,7 мм ЗПУ.
Именно по такой схеме и будут развиваться и строиться АБТВ РККА до 1935 года.
А как же собственно кавалерия и за счёт чего будут строиться АБТВ в «минималистической» АИ? Вот за счёт кавалерии и будут строиться (а что, в начале 40-х можно было за счёт конницы формировать мехкорпуса, а в начале 30-х нельзя?). Если в конце 20-х РККА имела 12 КД и 7 отдельных кавбригад, то разворачивать конницу в начале 30-х, как в РИ до 20 КД, 2 бригад и 5 отдельных полков мы не будем. Семёну Михалычу придётся смириться – тем более что НИ ОДНА армия мира не имела тогда и тех 12 КД с 7 кбр. а в РИ в 1937 году РККА имела уже 32 КД! ИМХО – явно перебор.
Дивизий у кавалерии как было 12, так 12 и останется в течение всего периода формирования механизированных дивизий (т. е. до 1938 года). Количество бригад тоже. А вот вся разница между этим положением и тем, что в кавалерии развернули в РИ в первой половине 30-х, собственно и пойдёт на укомплектование АБТВ (к утешению Будённого, временно – ВЗАЙМЫ, в обмен на часть танков БТ, пока РККА не обзаведётся транспортом для формирования мотострелковых полков). А поскольку разница получается в 12 условных кавбригад, соответственно, за описываемый в АИ период истории (до 1938 года), нам надо сформировать не более 12 механизированных дивизий. Т. е. 12 полков по 150 БТ, 12 мотострелковых батальонов и т. д. (12 кавбригад у нас объективно тоже будут – в РИ-то тот план по формированию кавалерии с успехом выполнили и даже перевыполнили).
12 полков по 150 танков БТ – это всего 1800 машин. В РИ ХПЗ уже к концу 1935 года поставил армии почти 2800 бэтэшек. Опять «перепроизводство»? Нет. Кавалерию без танков тоже оставлять нельзя – иначе наша конница окажется слабее польской с её эскадронами танкеток к концу 30-х. Но, опять та же фигня, что и в пехоте. Пихать в начале 30-х танковый эскадрон в 30 БТ и 30 БА в каждую кавдивизию, значит просто угробить эти машины – повторится та же история, что и в СД с Т-26. А опять-таки как в РИ позже, втискивать в КД уже целый механизированный полк – банально и дорого и опять-таки где ресурсы брать? Танки ведь это ещё далеко не всё! А с этим «не всё», было плоховато. Настолько, что в кавалерию предпочитали сбагривать то, что похуже – не новенькие БТ-7, а БТ-2 максимум БТ-5.
Поэтому, мы ТО и прочие ресурсы сконцентрируем опять-таки на корпусном уровне. Есть у РККА 4 управления кавалерийских корпусов (в их структуре никаких средств усиления практически нет), вот и придадим им, как и стрелковым корпусам по полноценному танковому полку в 150 танков БТ (в РИ в механизированных полках кавалерийских дивизий танков БТ было ок. 80), со временем, развернув и их в механизированные бригады.
Это ещё 600 танков. Итого 2400 БТ в АИ против 2800 в РИ. Разница – это и будет эффект от отсутствия спешки в производстве. А все лишние танки (если они будут) – в резерв на консервацию.
И как в случае с Т-26, пока ХПЗ проходит реконструкцию для развёртывания выпуска танка нового поколения, с 1936 года на нём начинается производство САУ на шасси БТ.
Каких? А чего тут мудрить? Опять как и в случае с Т-26 в открытой установке дивизионная трёхдюймовка обр. 02/30 г. с последующей заменой на новую дивизионную трёхдюймовку. А ещё, на той же установке качалка от НОВОЙ 107 мм лёгкой гаубицы дооснащённой дульником.
И это всё.
В конце концов, к 1938 году, приходим к следующей структуре дивизии:
Механизированная бригада: Танковый полк – 150 танков БТ, артдивизион – 18 САУ с дивизионной пушкой, зенитный дивизион 12 СЗПУ, мотострелковый батальон с тем же тяжёлым вооружением, что и обычный стрелковый батальон.
Мотострелковая бригада: Два мотострелковых полка (с полковой артиллерией), противотанковый, зенитный и пушечный бригадные дивизионы.
Лёгкий самоходный артполк: Гаубичный дивизион (12 САУ со 107 мм гаубицами). Пушечный дивизион (18 САУ с дивизионной пушкой). Зенитный дивизион (12 ЗСУ).
Если кому-то эта структура кажется излишне громоздкой, допускаю отказ от бригадного звена. Тогда в дивизии будут только полки. Один танковый, два мотострелковых и артиллерийский. Проще некуда. Пусть это будет частью модернизации наших АБТВ по итогам ГВ в Испании.
Теперь считаем технику во всех 12 дивизиях.
Танков БТ – 1800.
САУ на шасси БТ с 76,2 мм дивизионной пушкой – 432. С учётом резерва, округляем общий выпуск до 500 машин.
САУ на шасси БТ со 107 мм гаубицей – 144. С учётом резерва 200.
Взяв за ориентир реальный выпуск БТ до 1936 года (2800 машин), и отняв из этого количества САУ, получим общий, полный и окончательный параметр по БТ в АИ. 2800 – 700 = 2100. Т. е. если в 12 дивизиях 1800 БТ, в резерв на консервацию ставим ещё 300 танков.
Хронология получается тоже очень простая. До 1933 года, БТ-2 выпускаются как в РИ и с теми же ТТХ.
К 1933 году «мозг АБТВ» в лице Штаба АБТВ и Академии АБТВ, генерирует ТТТ на модернизацию БТ-2. Новая модификация должна получить двигатель М-17, усиленную под него трансмиссию, усиленную подвеску дополненную амортизаторами на первый и последний катки, мелкозвенчатую гусеницу, броню, выдерживающую обстрел из 45 мм ПТП 19К с лобовой проекции и 37 мм ПТП 1К с боковой. В башне должна быть «прописана» спарка 76,2 мм танковой пушки ПС-3 и пулемёта ДТ-29. При существенно возросшей массе и учитывая большую надёжность и увеличивающийся, благодаря усилиям промышленности, ресурс гусениц, колёсный ход признан не обязательным.
Сразу надо сказать, что с этой задачей конструкторам справиться не удалось (её в полном объёме решили только в новом танке, выпуск которого будет развёрнут в 1938 году). А с начала 1934 года в серию пошёл танк БТ-2М, по своим ТТХ больше всего напоминающий РИ БТ-7 с конической башней, но с обязательной радиостанцией и усиленной лобовой бронёй, защищающей от снарядов 37 мм ПТП 1К. Бортовую броню удалось усилить только против ПТР и ККП. Колёсный ход пока не демонтировали, но использовать его можно было только при благоприятных условиях. Все предложения по его усилению (приводы на несколько пар катков), были сочтены не оправдывающими затрат на выигрыш в оперативно-тактическом плане из-за сложности, громоздкости и, соответственно цены, при неизбежном снижении надёжности.
В 1936-ом, вместо танков, ХПЗ строит самоходки и начинает капремонт и модернизацию БТ-2 выпуска 31-33 г.г. до уровня АИ БТ-2М. Или переделывает в САУ БТ-2, а вместо них достраивает сколько нужно уже БТ-2М.
1937-ой год – продолжается программа 1936 года, но завод при этом проходит самую активную фазу реконструкции для запуска в серию танка нового поколения.
С 1938 года начинается серийный выпуск танка нового поколения и, соответственно, формирование новых механизированных дивизий. И пока производство новой машины разворачивается и осваивается, ХПЗ набивает склады АБТУ запчастями к БТ.
О чем ещё я забыл? А! Выпускать транспортёры на шасси БТ (подобно тому, как это было сделано на шасси Т-26) в то время совсем не комильфо – БТ – танк для этого слишком дорогой. Максимум – командирские танки типа РИ КБТ-7.
Поэтому, специально для механизированных дивизий, потребуется специальный быстроходный транспортный трактор. Совершенно необязательно бронированный. Все помнят РИ «Коминтерн»?
Очень странно, что предприятие гонящее вал по танку БТ, производило параллельно арттягач ничем с ним не связанный. Скорее наследника древнего и не шибко удачного Т-24. Исправим? Вот и представим себе «Коминтерн» на подвеске Кристи, с двиглом – половинке от М-17 (250 л.с.) (об этом, разумеется, следовало позаботиться заранее!) и уширенных гуслях с развитыми «шпорами».
Понятно, что с точки зрения артиллерии, мощность двигла избыточна (РИ «Коминтерн» и при своём 131-сильном движке умудрялся как-то таскать артиллерию АРГК), но тут нам не столько тяга нужна, сколько скорость (чтоб успевать за танками) и способность помимо груза на крюке, тащить на этой скорости и большой груз в кузове. На его базе будут и универсальные транспортёры и даже КШМ.
А ещё, наличие такой машины в дивизии, позволит включить в структуру её артполка буксируемую 107 мм КОРПУСНУЮ пушку! Зачем? Так у нас не пехота с её обязательной корпусной артиллерией. В прорыве, механизированную дивизию огнём поддержать уже будет некому (кроме авиации, конечно). И чтоб иметь свою артподдержку на большую глубину, в структуру механизированной дивизии можно включить достаточно лёгкие корпусные 107 мм пушки – хотя бы один дивизион. Немцы, кстати, усиливали 105 мм корпусными пушками свои ТД и ни разу об этом не жалели. И, кстати, вовсе не для теорий о контрбатарейной борьбе. Контрбатарейную борьбу с нашей тяжёлой артиллерией (от дивизионной до АРГК), они чертовски эффективно вели при помощи Ю-87 «Штука» (как и наши при помощи Ил-2). Тяжёлая артиллерия немецких ТД работала прежде всего по ПТ-средствам противника – противотанковым и дивизионным пушкам. Именно у них над головами постоянно висели «рамы».
В общем — будут такие арттягачи в механизированных дивизиях АБТВ – будут там и 107 мм корпусные пушки.
Соответственно, на дивизию, таких арттягачей, надо не меньше сотни машин. А всего значит 1200 в 12 дивизиях, а с учётом резерва 1500. Поскольку эта машина будет родственна танку, их выпуск в несколько раз превзойдёт выпуск РИ «Коминтернов». А собственно «Коминтерны» для нужд тяжёлой артиллерии, пусть осваивает какойнить другой завод – хоть тот же ХТЗ (пущен как раз в 1931 году, а в 1933 вышел на проектную мощность) – благо он недалеко и техническую кооперацию наладить будет не сложно. В конце концов, в этой АИ «триплекс особой мощности» разрабатывать начнут только в середине 30-х, а без него, с любой советской артиллерией вполне правятся и гражданские трактора (что естественно вовсе не исключает разработку специальных быстроходных и мощных арттягачей).
Кроме того, нам потребуется лёгкий арттягач для буксировки противотанковых пушек, полковых пушек и миномётов мотопехоты.
Делать такой на базе Т-37А или Т-38 очень не желательно. Шасси дохлое. Тоже самое касается и собственно танка-разведчика. Шасси нужно другое. Побольше, покрепче и понадёжнее. И с двиглом помощнее – хотя бы ЗиСовским.
Примерно вот такой как РИ ГАЗ-22.
Что ещё? Связь? Танков меньше (2,8 тыс. против 7 тыс. ) – соответственно процент радиофицированных машин кардинально выше.
ПВО – свой дивизион СЗПУ (ГАЗ-ААА с ДК-32 – допускаю даже в виде спарки) будет в каждом полку дивизии и в отдельном дивизионе собственно дивизии. Пойдут в армию АП – ЗСУ-шками с ними, перевооружим тот же дивизион ПВО дивизии.
Кадры? Как защититься от дураков и «блатников» среди комначсостава АБТВ?
Всё просто. Окончив танковое училище, молодой командир НЕ получает под командование взвод, а назначается на должность ЗКВ. Через год, ПОЛУЧИВ положительные оценки на тестировании и рекомендацию своего непосредственного командира, кандидат, продолжая служить на прежнем месте ЗКВ, переходит в кадровый резерв и когда где-то освобождается должность командира взвода, получает назначение на эту должность. Если и ЗКВ из него дрянь – даётся ещё одна попытка – должность ЗКВ в другой дивизии – мало ли что там могло случиться «на почве личной неприязни». Если и там служба не пошла – переведут в мехбригаду на Т-26 в стрелковых частях.
Из трёх взводных, лучший, по мнению ротного, получает должность замкомроты и учится командовать ротой. Год, два, три – столько, сколько нужно, чтоб научиться делать это хорошо. Дурака возвращают на прежнюю должности и начинают натаскивать другого – более перспективного. Если ротный считает, что кандидат готов к самостоятельному командованию ротой, этот его зам едет на специальные курсы, где его учат всему, что положено знать ротному, включая те тактические приёмы, которым его командира в своё время ещё не учили. И после тестирования, кандидат успешно его прошедший опять таки зачисляется в кадровый резерв и ждёт вакансии.
Роту, он опять-таки получает уже строго в другой дивизии – чтоб его уже ничто не связывало с прежними корешами. Никакого кумовства. А как он себя поставит в новой дивизии – уже зависит только от него самого.
Для назначения на должность комбата, надо минимум два года проходить в заместителях у комбата и закончить Академию Бронетанковых Войск.
Командиром танкового полка может стать только безусловно лучший из комбатов со стажем на последней должности не менее трёх лет, окончивший все положенные курсы повышения квалификации в Академии. Имеющий боевой опыт (где его взять – особая тема) и рекомендации из Академии, где должно быть сказано, что кандидат не просто хорошо отучился на каждой ступени, но так же помимо учёбы занимался какими-то важными проектами. Т. е. комполка – это для него не потолок и командир не только грамотный и опытный, но ещё и перспективный.
В отношении всех других военных специальностей АБТВ, можно сделать тоже самое.
Вот, как-то так.
Р.С. Прошу прощения что ничего не сказал об обязательных в ОШС дивизий бронемашинах и танках-разведчиках, но и без описаловки этой техники получилось очень объёмно.