Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Считается, что Вторая мировая война на Тихом океане началась с удара японской палубной авиации по Пёрл-Харбору. На самом деле её первые выстрелы прозвучали на час раньше по другую сторону Тихого океана и линии перемены дат. Ещё до наступления полуночи на 8 декабря 1941 года японский крейсер «Сендай» открыл огонь по береговым позициям британских войск у малайского порта Кота-Бару. Так началась японская десантная операция в Малайе.
Оборона Кота-Бару
Кота-Бару был наиболее важным из двух портов, расположенных на диком и малонаселённом восточном побережье Малайи на территории федерального султаната Келантан. С центральной частью полуострова его связывала однопутная железная дорога, далее ведшая в Таиланд. Сам город Кота-Бару расположен на реке Сунгей-Келантан, а его аванпорт Тумпат — в устье реки, и с моря защищён косой Пантай-Ру-Куда.
Помимо порта, в районе Кота-Бару находился одноимённый аэродром — один из крупнейших на севере Малайи. К декабрю 1941 года здесь базировалась 1-я эскадрилья Королевских Австралийских ВВС, оснащённая американскими двухмоторными бомбардировщиками Локхид «Гудзон» (11 исправных машин), а также отряд 243-й эскадрильи на американских истребителях Брюстер «Буффало» (3 исправных машины). Немного южнее располагался аэродром Гонг-Кеда, где размещался отряд 36-й эскадрильи — 9 старых одномоторных торпедоносцев-бипланов «Вайлдбист». Кроме того, рядом имелся аэродром Мачанг, не занятый самолётами и использовавшийся в качестве запасного.
Район Кота-Бару обороняла 8-я бригада 9-й индийской дивизии под командованием бригадира Б.У. Кея:
Пехота
-
-
- 2-й батальон 10-го Белуджского полка;
- 3-й батальон 17-го Догрского полка;
- 2-й батальон 12-го Пограничного (сикхского) полка;
- 1-й батальон 13-го Пограничного стрелкового (пенджабского) полка;
- 1-й пехотный батальон Хайдарабадских государственных войск;
- 1-й Майсурский пехотный батальон Индийских государственных войск;
- 9-я полевая рота Бомбейских сапёров;
- рота «А» Малайского полка;
- рота келантанских добровольцев;
- два пулемётных взвода 4-го Пахангского добровольческого батальона.
-
Артиллерия
-
-
- 73-я полевая батарея Королевской артиллерии (из 5-го Королевского артполка, восемь 114,5-мм гаубиц);
- 272-я противотанковая батарея Королевской артиллерия (из 80-го противотанкового полка);
- взвод 21-й горной батареи (четыре 94-мм орудия);
- 9-я тяжёлая зенитная батарея Гонконгско-Сингапурского полка Королевской артиллерии.
-
Транспортные и вспомогательные подразделения
-
-
- 8-я бригадная транспортная рота (в районе железнодорожной станции);
- 43-я резервная автотранспортная рота (при штабе бригады в Кота-Бару);
- 15 полевых машин скорой помощи (в городе Кота-Бару);
- рабочий взвод (при штабе бригады).
-
Все индийские батальоны имели богатую историю, участвовали в Первой мировой войне, их солдаты славились великолепной подготовкой.
Непосредственно побережье в районе аэродрома оборонял 3-й Догрский батальон, усиленный пулемётным взводом. Он занимал хорошо подготовленную оборону вдоль побережья. Здесь имелись бетонные многоамбразурные доты фронтального огня, окопы полного профиля и огневые позиции четырёх 18-фунтовых пушек, приспособленные для стрельбы прямой наводкой. Вдоль пляжа тянулись сплошные проволочные и минные заграждения. Усиливали оборону бронетранспортёры «Брен-кэрриер», использовавшиеся в качестве подвижных огневых точек.
Несколько дотов прикрывали непосредственно лётное поле аэродрома, где размещалась основная часть 1-го Хайдарабадского батальона (ещё один его взвод с двумя зенитками находился на аэродроме Гонг-Кеда).
Справа от 3-го Догрского батальон и вплоть до Гонг-Кеда морское побережье прикрывал 2-й Белуджский батальон, а аэродромы в Гонг-Кеда и Мачанге оборонял 1-й Майсурский пехотный батальон, усиленный пулемётным взводом 4-го Пахангского батальона. Южнее Кота-Бару вдоль реки Сунгей-Келантан размещался 1-й батальон 13-го Пограничного стрелкового полка, развёрнутый фронтом на запад и игравший роль резерва. Ещё южнее него, в районе Мачанга, размещался 2-й батальон 12-го Пограничного полка, при этом одна его рота обороняла побережье у Тумпата на левом берегу. Таким образом, район Кота-Бару был одним из самых защищённых в Малайе.
Отряд Такуми
Бо́льшая часть японской 25-й армии должна была высаживаться на территории Таиланда, а авиация — использовать таиландские аэродромы. Однако британский аэроузел в Кота-Бару, находившийся рядом с местами разгрузки основных японских сил в Сингоре и Патани, представлял большую опасность, поэтому было решено захватить его одновременно с главной высадкой.
Для высадки в Кота-Бару был выделен отряд генерал-майора Такуми Хироси, командира 23-й пехотной бригады. В него входили:
-
-
- 56-й полк 18-й пехотной дивизии (полковник Насу Иосио) — 3 пехотных батальона;
- батарея 18-го горно-артиллерийского полка (подполковник Такасу Кацутоси);
- 12-й инженерный полк (подполковник Фудзи Ити);
- рота связи 18-й дивизии;
- рота 12-го транспортного полка;
- рота медицинского батальона и 2-й полевой госпиталь 18-й дивизии;
- отряд аэродромного обслуживания.
-
Всего в первом эшелоне японского десанта насчитывалось около 5200 человек. Вторым эшелоном предполагалось выгрузить снабжение, колёсный транспорт и танковую роту. После захвата аэродромов отряд Такуми должен был начать продвижение вдоль восточного побережья Малайи для захвата порта и авиабазы в Куантане.
Десантники были размещены на трёх больших транспортах — «Авадзисан-мару», «Сакура-мару» и «Аятосан-мару» вместимостью около 10 000 брт каждый. На первом находился штаб отряда, на втором — штаб 56-го полка, на третьем — в основном артиллерия и техника. Охранение и огневую поддержку обеспечивали Силы вторжения Кота-Бару под командованием контр-адмирала Синтаро Хасимото: лёгкий крейсер «Сендай», эсминцы «Аянами», «Исонами», «Сикинами» и «Уранами», тральщики W-2 и W-3, а также охотник за подводными лодками Ch-9.
Первые выстрелы
Японская эскадра подошла к Кота-Бару за полчаса до полуночи 7 декабря 1941 года. Для высадки было выбрано самое очевидное (и самое защищённое) место — пляжи Баданг и Сабак в 3 км к северу от аэродрома Кота-Бару. Они представляли собой узкую песчаную полосу в дельте реки Пенгкалан-Чепа, позади пляжей шло переплетение проток, стариц, болотистых островов и песчаных кос.
Транспорты встали на якорь в 3 км от побережья и стали готовить к спуску десантные средства. Дул сильный ветер, волны переворачивали шлюпки и десантные баржи, поэтому подготовка к высадке затянулась. Тем временем крейсер «Сендай» и эсминцы начали обстрел берега из 140-мм и 127-мм орудий. По японским данным, это произошло в 23:45 по токийскому времени, по британским — в 0:30 по местному, уже 8 декабря. Заметим, что Пёрл-Харбор был атакован больше часа спустя — в 1:18 по токийскому времени (18:18 по Гринвичу).
Ночь была лунной, расположенные на берегу орудия и пулемёты сразу же открыли огонь по приближавшимся десантным средствам. В 1:30 по токийскому времени японцы достигли берега. На пляжах, среди минных полей и проволочных заграждений закипела яростная схватка. Японцам удалось установить сигнальные огни, обозначившие устье реки Пенгкалан-Чепа, которое оказалось не перекрыто боновыми заграждениями. После этого часть шлюпок и барж вошла в реку, высадив десантников в тылу оборонявшихся индийских войск. Корабельная артиллерия также действовала довольно успешно: ей удалось подавить несколько огневых точек. При этом кордитный дым от разрывов заставлял гарнизоны дотов использовать противогазы (поползли слухи, что японцы используют газовые снаряды).
На пляже Баданг японским солдатам удалось преодолеть проволочные заграждения и захватить доты №13 и 14. При этом был убит командир оборонявшейся здесь роты «А» капитан Навин Чандра. В свою очередь, британские артиллеристы доложили о потоплении десантного корабля с танками и пушками. Солдат на пляже поддержала огнём 73-я полевая батарея, находившаяся рядом с аэродромом.
На расположенном по другую сторону протоки пляже Сабак десантники залегли прямо в полосе прибоя. Полковник Цудзи Масанобу из штаба Ямаситы, планировавший Малайскую операцию, позднее писал: «Огонь из хорошо приготовленных дотов противника был столь силен, что наши люди, лежавшие на пляже ногами в воде, не могли поднять головы». Был убит командир одного из японских батальонов майор Накамура.
Воздушные атаки
Около 2 часов ночи (по местному времени) с аэродрома Кота-Бару начали подниматься британские бомбардировщики, в лунном свете атаковавшие японские корабли. До рассвета самолёты сделали в общей сложности 17 вылетов. Уже разгруженный транспорт «Авадзисан-мару» был поражён четырьмя 250-фунтовыми бомбами и загорелся. По британским данным, на нём было убито и ранено 110 моряков, по японским — погиб всего один. Ближе к утру эсминцы «Аянами» и «Сикинами» сняли с транспорта экипаж и остававшихся там солдат, и попытались взять его на буксир. Попытка буксировки не удалась, «Авадзисан-мару» был оставлен и ветром отнесён обратно к берегу.
«Сакура-мару» и «Аятосан-мару» также получили попадания, однако возникшие на них пожары удалось быстро потушить, и разгрузка продолжалась. Два австралийских бомбардировщика были сбиты, причём утверждалось, что командир одного из них флайт-лейтенант Джон Грэм Лейтон-Джонс таранил японскую десантную баржу, на которой погибло 60 солдат. Ещё пять самолётов получили тяжёлые повреждения и больше не смогли подняться в воздух.
Уже на рассвете над местом высадки появились торпедоносцы «Вайлдбист» из 36-й эскадрильи с расположенного в 10 км южнее аэродром Гонг-Кеда. В условиях проливного дождя они атаковали прикрывавший десантное соединение лёгкий крейсер «Сендай», попаданий не добились, однако из-за атак генерал-майор Такуми смог до рассвета выгрузить лишь часть своих сил. В 6 утра отряд японских кораблей отошел к Патани, а через два часа подвергся новой атаке — теперь его бомбили 12 «Гудзонов» 8-й эскадрильи Королевских Австралийских ВВС с аэродрома Куантан. На этот раз атака завершилась безрезультатно — пять «Гудзонов» оказались повреждены и сели на аэродроме Кота-Бару, где позднее были брошены.
Уже днём 8 декабря для атаки японских кораблей были направлены скоростные бомбардировщики «Бленхейм» 62-й эскадрильи с аэродрома Алор-Стар. Они обнаружили недалеко от берега брошенный «Авадзисан-мару» и отбомбились по нему. Позднее, уже 12 декабря, по затонувшему на мели транспорту выпустила торпеды голландская подлодка K-XII, в итоге тоже претендующая на его потопление. Остальные корабли контр-адмирала Хасимото вечером 8 декабря вернулись к Кота-Бару и возобновили разгрузку, завершив её к вечеру следующего дня.
Контратаки утром 8 декабря
Несмотря на серьёзные потери, к рассвету японские десантники сумели занять оба пляжа, после чего здесь началась высадка подкреплений. Часть огневых точек индийцев была подавлена, часть — окружена и изолирована. Подразделения 3-го батальона 17-го Догрского полка отошли на юг, в сторону аэродрома.
В свою очередь, бригадир Кей приказал срочно направить к пляжам 2-й батальон 12-го пограничного полка сикхов (без двух рот, находившихся на правом берегу реки Келантан). С рассветом сикхи вместе с дограми 3-го батальона атаковали японские плацдармы с юга. Им удалось продвинуться на пляже Сабак и деблокировать дот №12, но попытка атаковать и отбить дот №13 на пляже Баданг не увенчалась успехом — сикхи залегли в 200 м от цели.
В этой контратаке был ранен командир 3-го батальона полковник Г.А. Престон, его сменил майор Оливер Мастерс Норт. Кроме того, в атаке был убит командир 2-й роты пограничников капитан К.С. Мендаппа. Японцы заняли несколько островов в дельте Пенгкалан-Чепа, и добраться до них можно было только по воде. В лабиринте болотистых островов не знавшие местности и не умевшие плавать сикхи понесли большие потери. Пользуясь наличием лодок, японцы продвинулись вдоль основного русла реки, разделив два индийских батальона. Когда командир 2-го пограничного батальона подполковник А.Э. Камминг обнаружил, что противник обошёл его левый фланг, он приказал отступить к аэродрому, чтобы вновь установить локтевую связь с 3-м Догрским батальоном.
В 10:30 бригадир Кей приказал ввести в бой свой последний резерв — 1-й батальон 13-го пограничного стрелкового полка подполковника Г.К. Гилберта (также без двух рот). Он должен был атаковать плацдармы с запада по дороге из Кота-Бару, в то время как 2-й батальон пограничников получил приказ вновь атаковать с юга.
Новая атака задержалась до второй половине дня из-за хлынувшего дождя: дороги мгновенно размокли, грузовики встали, и индийским солдатам пришлось двигаться к месту боя пешком. Даже гусеничные бронетранспортёры «Брен-кэрриер» вязли в грязи. Из-за сложной местности батальоны, наступавшие с разных сторон, так и не смогли соединиться. В то же время японцы успели закрепиться на плацдарме, используя захваченные огневые точки. Отправившийся вперёд для рекогносцировки местности (на лодке) адъютант Гилберта капитан Пол Брайан Гелл наткнулся на японцев и был убит. Сам Гилберт утратил управление своими подразделениями, оказался в окружении и вышел к линии фронта в районе Чондонга лишь на следующий день.
Контратака трёх батальонов против японского плацдарма окончательно захлебнулась. Индийские подразделения рассыпались в лабиринте болот и проток и утратили связь между собой. На правом фланге группа японцев прорвалась к штабу 2-го Пограничного батальона. В итоге подполковник Камминг с трудом избежал гибели, был убит его штабной офицер капитан Бернард Ян Ричардсон. Батальон также отступил к аэродрому Кота-Бару.
Паника на аэродроме
Около 11:30 главнокомандующий Малайского командования генерал-лейтенант Артур Эрнест Персиваль направил в Келантан 4-й батальон 19-го Хайдарабадского полка, находившийся в резерве в Негри-Сем. Прибыть на место это подкрепление могло только на следующий день.
В свою очередь, главнокомандующий британскими войсками вице-маршал авиации Пулфорд, получив сообщение о высадке в Кота-Бару, приказал бросить против десанта все воздушные силы, сосредоточенные на севере Малайи. Однако японские транспорты уже ушли, а удары двухмоторных бомбардировщиков по джунглям, где нельзя было даже различить своих и чужих, успеха не принесли. Часть самолётов перенаправили для удара по японским транспортам у Сингоры и Патани на территории Таиланда, но там британские бомбардировщики были встречены японскими истребителями и понесли тяжёлые потери. В итоге без прикрытия осталось не только «Соединение Z» адмирала Филлипса, но и британские наземные войска на других направлениях.
Уже днём 8 декабря аэродром Кота-Бару блокировали японские истребители, часть самолётов 1-й австралийской эскадрильи была уничтожена на земле. Здесь хорошо была слышна стрельба, среди наземного персонала поползли слухи о прорыве японцев. Около 16 часов появилось известие о том, что командование отдало приказ на оставление аэродрома. На аэродроме вспыхнула паника, наземные службы начали торопливо поджигать здания и готовить исправную технику к вывозу на железнодорожную станцию.
Ситуацию усугубила деморализация среди индийских солдат, которые не только перестали подчиняться британским офицерам, но и подняли мятеж. Временный командир охранявшего аэродром 1-го Хайдарабадского батальона подполковник Чарльз Альберт Хендрик был убит своими солдатами, его адъютант капитан Д.Р. Мунро смог бежать, но ночью попал в плен к японцам.
Позднее выяснилось, что приказа на оставление аэродрома никто не отдавал, но было уже поздно: к 18:15 аэродром оказался покинут. Подняться с него смог единственный самолёт. Запасы бомб и топлива никто не уничтожил, взлётная полоса была оставлена противнику без повреждений. Следственная комиссия, назначенная позднее авиационным командованием, виновных в этом так и не нашла. Японцы заняли аэродром около 22 часов, захватив на нём до сотни пленных.
После оставления аэродрома командир 8-й бригады принял решение отвести войска от берега для защиты города Кота-Бару, а также железной дороги и портов за рекой Келантан. Одновременно он направил командиру 9-й дивизии генерал-майору Барстоу и командиру 3-го Индийского корпуса генерал-лейтенанту Хиту просьбу разрешить оставление Кота-Бару, если в этом возникнет необходимость. К этому времени на плацдарме находились три полных японских батальона без транспорта и с минимумом артиллерии. В распоряжении бригадира Кея даже с учётом потерь имелось порядка семи батальонов и три артиллерийских батареи. Эти силы были разбросаны по большому пространству, но довольно хорошо моторизованы.
Произошло то, что неоднократно случалось с британскими и американскими командирами впоследствии: опасаясь японских высадок в других местах побережья, Кей не решился забирать с них войска, тем самым сознательно ослабив себя там, где противник уже высадился и достиг успеха. Около 22 часов пришёл приказ снять 73-ю и 21-ю батареи с огневых позиций и отвести их в тыл, но не к Кота-Бару, а к Чондонгу (в 30 км южнее аэродрома).
Формально к вечеру 8 декабря группировка 8-й бригады всё ещё имела численное превосходство над японцами. Но индийские подразделения оказались деморализованы, рассеялись по джунглям и утратили локтевую связь, часть из них лишилась командиров и в беспорядке отступила на юг. Ночью японские солдаты получили возможность просачиваться сквозь оборону противника, что ещё более усиливало панику среди индийцев.
Британцы оставляют Кота-Бару
К утру 9 декабря выяснилось, что для обороны Кота-Бару в распоряжении бригадира Кея имеется всего 700 человек. С двумя из трёх командиров задействованных накануне пехотных батальонов связь отсутствовала, их солдаты отступили не в Кота-Бару, а на юг. На какое-то время казалось, что 8-я бригада полностью уничтожена. Позднее выяснилось, что реальные потери были ниже предполагаемых — так, 3-й батальон 17-го Догрского полка доложил о 400 погибших и пропавших без вести, но в течение следующих трёх-четырёх дней половина из них вернулась в свои подразделения.
Тем временем японские войска начали наступление на город Кота-Бару, а британская гражданская администрация занялась эвакуацией европейского населения и султана Келентана с семейством. После этого утром 9 декабря командир 8-й бригады отдал приказ оставить Кота-Бару и отойти на позиции в 6 км южнее города.
Отступление осложнялось тем, что японцы уже перерезали дорогу на юг между Кота-Бару и Кубанг-Криангом, поэтому отход проходил разрозненно и не по плану. Тем не менее, к полудню 9 декабря 8-я бригада заняла новые позиции между морем и рекой Келантан: слева у реки развернулся 1-й Пограничный батальон 13-го стрелкового полка, справа — 2-й Пограничный батальон 12-го полка, связь с которым ранее была потеряна. В тылу у них в качестве резерва разместился 3-й батальон 17-го Догрского полка, понёсший наиболее тяжёлые потери. Ещё южнее находился 2-й батальон 10-го Белуджского полка, занятый обороной аэродрома Гонг-Кеда. Позднее (14 декабря) 1-й Хайдарабадский батальон, показавший низкую боеспособность, был разоружён и отправлен в тыл в качестве рабочего подразделения. Тем не менее, численность войск на позициях выросла: этому времени многие солдаты вышли из окружения. Но дождь продолжался, дороги размокли, мешая передвижению войск и не позволяя вывезти всю технику.
Утрата аэродромов в Гонг-Кеда и Мачанге
Несмотря на дождливую погоду, японские войска продолжили наступление и около полудня 9 декабря атаковали новые позиции 8-й бригады. К 14 часам им удалось занять деревню Кубанг-Крианг, индийцы отошли к городу Перингхат ещё в 6 км южнее. Здесь к ним присоединились две роты 2-го батальона 10-го Белуджского полка, снятые с обороны побережья у Гонг-Кеда, и вражеское наступление удалось остановить. Одновременно на станцию Куала-Край (в 40 км южнее) из резерва прибыл 4-й батальон 19-го Хайдарабадского полка. Он получил приказ занять позицию прикрытия у Кетере, в 20 км южнее Кота-Бару, после чего с 17 часов командир 8-й бригады начал отвод своих войск на этот рубеж. В итоге к 10 декабря ему удалось организовать прочную оборону, собрать и привести в порядок основные силы бригады. Численность каждого из трёх батальонов, отошедших на новый рубеж, достигла минимум 600 человек.
10 декабря пришло сообщение, что японцы высадили новый десант — в Куала-Бесут в нескольких километрах к западу от большого нового аэродрома Гонг-Кеда. Вместо того чтобы провести разведку и выяснить достоверность этого сообщения, командир 8-й бригады утром 11 декабря отдал приказ об отступлении на новые позиции к югу от Мачанга, в 40 км от Кота-Бару. Теперь на правом фланге нового рубежа разместился 2-й Пограничный батальон, слева — 2-й Белуджский батальон, два других батальона 8-й бригады были эшелонированы вдоль железной дороги на Куала-Край. В этот день все британские войска были выведены с левого берега реки Келантан, а железнодорожный мост Гиллемард взорван. Аэродромы в Гонг-Кеда и Мачанге были оставлены, причём столь поспешно, что взлётные полосы и сооружения на них тоже остались целыми.
Итоги операции и потери сторон
Высадка в Кота-Бару стала первой боевой десантной операцией японских войск во Второй мировой войне. Она проводилась в крайне тяжёлых условиях против подготовленного к обороне побережья, поэтому неизбежно должна была обернуться тяжёлыми потерями десантных сил. Британское командование оценило потери отряда Такуми в 3000 человек убитыми и ранеными. По данным полковник Цудзи из штаба 25-й армии, японцы потеряли 320 солдат погибшими и 538 ранеными. При этом Цудзи считал сражение за Кота-Бару одним из самых жестоких боёв всей Малайской кампании.
Потери британских войск определить сложнее — современные английские и австралийские исследования аккуратно обходят этот вопрос. Исходя из того, что 3-й батальон 17-го Догрского полка потерял около 200 человек убитыми и пропавшими без вести, безвозвратные потери четырёх батальонов, участвовавших в бою за пляжи Баданг и Сабак, можно оценить в 500-600 человек. 1-й пехотный батальон Хайдарабадских государственных войск, охранявший аэродром Кота-Бару, потерял около сотни человек только пленными, и позднее был разоружён.
Так или иначе, британские потери превысили японские, вдобавок силы 8-й бригады оказались дезорганизованы и деморализованы. Практически полностью была уничтожена 1-я австралийская бомбардировочная эскадрилья, понесли потери и другие авиационные части. В свою очередь, японцы не только захватили важный плацдарм для наступления на Куантан, но и получили в своё распоряжение прекрасный аэроузел в непосредственной близости к противнику.
Источники и литература
-
-
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- Такусиро Хаттори. Япония в войне 1941-1945. М.: Воениздат, 1973
- Lieutenant-General Arthur Ernest Percival. The War in Malaya. London: Eyre & Spottiswoode, 1949
- Mark Stille. Malaya and Singapore 1941-42: The fall of Britain’s empire in the East. Bloomsbury Publishing, 2016
- Lionel Wigmore. The Japanese Thrust. Australia in the War of 1939-1945. Series 1 — Army. Vol. IV. Canberra, Australian Capital Territory: Australian War Memorial, 1957
- Kaushik Roy. Sepoys against the Rising Sun: The Indian Army in Far East and South-East Asia, 1941-45. Leiden, 2016
- Masanobu Tsuji. Japan’s Greatest Victory, Britain’s Worst Defeat. New York: Da Capo Press, 1997
- Alan Warren. Britain’s Greatest Defeat, Singapore 1942. Lancaster: Continuum International Publishing Group, 2007
- The Japanese invasion of Malaya http://www.kaiserscross.com/304501/620701.html
- «Seventy minutes before Pearl Harbor». The landing at Kota Bharu, Malaya, on December 7th 1941 https://dutcheastindies.webs.com/kota_bharu.html
combinedfleet.com - ww2talk.com
-