Рассказ об экспериментальном самоходном макете НМША, одном из экспонатов выставки «Политехнический музей: создавая настоящее», проходящей в центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург
То, что военные разработки и вполне мирная продукция могут легко находиться по соседству, не является большим секретом. Особенно когда дело касается областей, связанных с высокими технологиями. Частенько так получается, что первыми подобные вещи заказывают военные, и уже по их стопам идет чисто мирная составляющая. Даже интернет, где вы это читаете, изначально создавался как военная сеть по заказу DARPA. Чего уже говорить о более осязаемых вещах. Порой простой обыватель и не догадывается о подобных связях.
Среди экспонатов выставки «Политехнический музей: создавая настоящее», которая проходит в центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург, есть и те, которые имеют отношение к военной тематике. Причем не обязательно, что они созданы для военных целей. Военное направление может быть у разработчика такой техники. Касается это одного из самых необычных экспонатов выставки. Речь идет о машине с необычным названием НМША. В отличие от ОБЧР (огромных боевых человекоподобных роботов), которые пока что являются делом далекого будущего, этот шагающий аппарат вполне реален.
Может показаться, при чем тут техника для освоения космоса и военные. Но это для обычного человека всё не так очевидно. Так исторически сложилось, что вопросами техники, способной двигаться по поверхности других небесных тел, занялись люди, до того известные по бронетанковой технике. Речь идет, прежде всего, о ВНИИТрансмаш, наследнике ВНИИ-100. В 1963 году была организована особая группа, которая занялась работами по теме «Шар». Работы шли в плотном взаимодействии с ОКБ-1. Самым известным результатом данных работ стал «Луноход».
Основная масса конструкторов, которые занимались данной тематикой, к разработке бронетанковой техники отношения не имела. Но принимал в данных работах участие, например, Г.Н. Москвин, известный совсем не луноходами. Привлечение таких специалистов было совсем не случайным. Задача оказалась крайне специфичной, поэтому и решения требовались нестандартными. Кстати, тема «Шар» так именовалась не просто так. Один из предлагавшихся проектов, А.Э.Л.И.Т.А., был вполне себе сферическим аппаратом. То есть шуточная акция про шаротанки на Луне в одной игре — это только частично шутка.
Менее известно то, что одними только луноходами работа ВНИИТрансмаш не закончилась. Следующим после Луны небесным телом, на которое обратили внимание, стал Марс. Так вот, для использования на поверхности Марса был создан миниатюрный аппарат, который получил обозначение ПрОП-М. Если луноходы делались колесными, то ПрОП-М, имевший массу всего 4,5 кг, получил движитель, по принципу напоминавший шагающий экскаватор. Увы, реализовать его не удалось, поскольку даже миссия «Марс-3», в ходе которой удалось совершить мягкую посадку, закончилась неудачей.
Схема, реализованная на ПрОП-М, еще не раз была опробована на разработках ВНИИТрансмаш. Например, на ходовом макете шасси с лыжно-шагающим движителем, который был создан в 1975 году в рамках программы «Марс-75». Впрочем, данная концепция не прижилась. Появились комбинированные движители, то есть колесные, с возможность перехода на «шагающий» режим работы. В рамках этих работ и появился НМША, который расшифровывается ка «Натурный Макет Шагающего Аппарата». Появился он в 1985 году. Иногда дату разработки дают на 10 лет раньше, но это путаница с упомянутым аппаратом по теме «Марс-75».
Тема планетоходов очень узкая. Поскольку ей мало кто занимается, то и информации обычно совсем немного. немного иронично, что самая крупная публикация по теме НМША — это информационная табличка, которую подготовили для выставки «Политехнический музей: создавая настоящее». Сам макет периодически появляется на различных выставках. Ныне данный аппарат находится в экспозиции паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова, г. Тольятти. После окончания выставки в Манеже он вернется на основное место базирования.
По поводу того, что по итогам испытаний НМША рекомендовали для работы на Марсе, следует относиться с некоторой долей скепсиса. Реальный марсоход, который планировали отправить в ходе миссии «Марс-96», выглядит совсем иначе. Рассматривать НМША надо именно как ходовой макет, на котором обкатывались технические решения, связанные с шагающим движителем. Наличие сиденья для оператора не должно сбивать с толку, ходовой макет создавался для большой программы испытаний. Помимо пилотируемого режима, отрабатывалось, естественно, и дистанционное управления. Водителя в один конец на Марс никто отправлять не собирался.
Созданию НМША предшествовали разработки Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН (там аналогичная тема отрабатывалась и далее). Впрочем, на их фоне ленинградский макет марсохода выглядит куда более совершенным. Особенно это касается движителя. Шагающие машины создавали и создают в целом ряде стран, но пока выглядит всё это скорее экспериментами. Количество ног варьируется, но иногда не надо сильно мучиться и проще подсмотреть у природы. Оптимальным вариантом по конечностям являются насекомые, у которых лишняя пара ног совсем не лишняя. Она обеспечивает дополнительную устойчивость, плюс получается больше контакт с поверхностью, чем у 4-ногих организмов.
Одной из отличительных особенностей НШМА является высокая степень свободы «конечностей». Разработчики явно смотрели на анатомию насекомого: тут можно видеть и тазик, и вертлуг, при помощи которых «конечность» соединяется к корпусом. Вместо лапки с когтем, привычной для насекомых, создатели НМША сделали опору, которая имеет амортизацию и довольно большую степень свободы. Тем самым обеспечивался больший контакт с поверхностью, а заодно и снижалось удельное давление на грунт. С учетом того, что шагать потенциальному развитию самоходного макета предстояло совсем не по асфальту, вопрос удельного давления на грунт совсем не лишний.
Из всех шагающих планетоходов НМША получился самым крупным и тяжелым. Масса макета составила 750 кг, кроме того, он имел грузоподъемность 80 кг (расчет на массу водителя). Двигался он неспешно, скорость не превышала 0,75 км/ч. Мало, но если не сравнивать с другими шагающими машинами по той же теме. На самом деле это быстро — макет 1975 года двигался со скоростью 0,25 км/ч. Да и типичный планетоход двигается со скорость в районе 1 км/ч (а чаще даже чуть меньше). Торопиться ему некуда, особенно с учетом того, сколько идет сигнал до Земли с Марса. То есть по динамическим показателям шестиногий марсоход вполне сравним с колесным.
Будет ли продолжение темы шестиногого марсохода, вопрос открытый. Пока что планетоходы предпочитают делать колесными, но у них есть свой набор недостатков. То, что часть из подобных аппаратов закончили свой жизненный путь, банально застряв, факт известный. Так что всякое может быть. Впрочем, не стоит забывать и про комбинированный движитель, может быть, он станет более правильной идеей. Тут, в любом случае, последнее слово остается за создателями таких машин.
Список источников:
-
- nntu.ru
- cyberneticzoo.com
источник: https://dzen.ru/a/Z2J0SE_qQwFmVe1M