Юрий Пашолок. Истребитель танков на кавалерийской базе
История SOMUA SAu 40 и других французских САУ на шасси кавалерийских танков
Самоходная артиллерия появилась во французской армии еще в годы Первой мировой войны. Сначала речь шла о создании колесных самоходных пушек, предназначенных для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Далее на свет появились гусеничные САУ, здесь ключевую роль сыграл Эмиль Римайо, главный конструктор Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt (FAMH). Он разработал целое семейство самоходных артиллерийских установок, часть из которых даже запустили в серию, но на фронт они не успели. После окончания войны работы по самоходной артиллерии затихли, возобновились они уже в начале 30-х годов. Причем на сей раз инициатива шла не только от пехоты, но и от кавалерии.
30 декабря 1930 года французская армия разработала спецификации на целое семейство боевых машин. В них входил истребитель танков (Type P), который позже превратился в Renault VE, первый французский специализированный истребитель танков. Работа по САУ затянулась, опытный образец создали в 1935 году. К тому времени Renault VE уже не рассматривался как перспективная машина, поскольку конструкция САУ устарела, кроме того, потребовалось чего-то более мощное. Кроме того, стартовали новые разработки. В их числе оказалась SOMUA CAM 1, позже превратившаяся в SOMUA SAu 40.
Изначальная концепция французских гусеничных САУ предполагала подвижную боевую машину с противопульной бронёй. Впрочем, уже к середине 30-х годов тенденция начала меняться. Кроме того, возникла идея о том, что необходима не 37-мм противотанковая пушка, а 75-мм орудие. Реализовали данную концепцию на опытной САУ Garnier-Renault. При всех недостатках шасси именно концепция САУ была правильной. Задолго до StuG на свет появилась хорошо защищенная штурмовая САУ, вооруженная 75-мм орудием APX с длиной ствола 30 калибров. Главной проблемой машины было шасси Renault D3, а вот концепцию признали вполне удачной.
Задумались о похожей машине и на кавалерийской базе. 25 ноября 1934 года была подготовлена спецификация на «броневик» Renault ACG 1, который получил 75-мм орудие SA 35. Эскизный проект, который подготовили на Renault 15 марта 1935 года, предполагал использование орудийной установки, схожей с Char B1. Разница в том, что Renault ACG 2, какое обозначение получила САУ, получала установку, имевшую наводку орудия по горизонтали. Также САУ получала командирскую башенку с пулеметом и перископическим наблюдения. Толщина брони составляла 25 мм, что позволяло защитить от огня крупнокалиберных пулеметов.
По ряду причин работы по Renault ACG 2 задержались, в том числе и потому, что танковое производство Renault национализировали. Тем не менее, работы по САУ продвинулись до стадии опытного шасси. Финальная конфигурация установки 75-мм пушки SA 35 была очень похожа на ту, что разработали для Char B1 ter. Руководили ими капитан Девенн, главный на AMX (так теперь называлось танковое производство Renault) по вопросам вооружения. Впрочем, интерес к Renault ACG 2 стал угасать, поэтому установку на САУ так и не поставили. А саму машину вскоре переделали в постановщик дымовой завесы.
Снижение интереса к Renault ACG 2 оказалось связано с тем, еще 26 сентября 1935 года был подписан договор № 931 D/P на поставку 49 AMC 35 (SOMUA S 35). Этот договор предусматривал также разработку 75-мм САУ на той же базе. Основой для нее служил SOMUA AC 3, прямой предшественник SOMUA S 35. Фактически речь шла о схожей с Garnier-Renault боевой машине, только уже с использованием более вменяемой базы. Наличие уже отработанного шасси сделало своё дело. Уже в ноябре 1935 году SOMUA представила проект SOMUA CAM 1, разработанный в рамках концепции «охранного» танк.
У инженеров SOMUA получилась классическая штурмовая САУ, при этом орудие могло иметь угол возвышения до 30 градусов. Точнее, орудия. Всего было предложено три варианта вооружения. Первый вариант предполагал использование 75 мм полевой пушки Canon de 75 Mle.1922 с начальной скоростью снаряда 600 м/с. Второй вариант предполагал использование 75-мм зенитной пушки Canon CA 75 mm Mle.1933. Он смотрелся крайне интересно, ведь с такой системой SOMUA CAM 1 была актуальной как истребитель танков и в середине Второй мировой войны. Но французские военные выбрали третий вариант. Им стала 75-мм пушка с длиной ствола 30 калибров, та самая, что стояла в Garnier-Renault. Она была самой короткой, но французские военные посчитали, что этого хватит.
В принципе, шасси SOMUA CAM 1 выглядел вполне достойно. При расчетной боевой массе 18 тонн 200-сильный двигатель должен был разгонять машину до 46 км/ч, это даже больше, чем у SOMUA S 35. При той же броне, достигавшей толщины 40 мм. Но наверху решили создавать иную САУ, отказавшись от больших углов вертикальной наводки. При этом высота САУ снижалась, базой становился серийный SOMUA S 35. С одним маленьким нюансом. Фактически то, что потом стало именоваться как SOMUA CAM 2, являлось переработкой танка, который разрабатывался по программе Char G. Согласно спецификации, этот танк должен был иметь то же вооружение, что и Char B1, то есть 47-мм пушка SA 35 в башне и 75-мм пушка SA 35 в корпусе.
Разработка танка довольно быстро заглохла, в отличие от штурмовой САУ. Задание на CAM 2 (Canon Automoteur, второй тип) было получено в июне 1936 года. То, что это исходно был танк, хорошо заметно по довольно низкому силуэту. Общая высота составляла 2600 мм, если мысленно заменить пулеметную башенку на башню APX-1CE, а орудие в корпусе на SA 35, то получается как раз аналог Char G. Еще одним моментом было то, что заказчиком SOMUA CAM 2 выступала не кавалерия, а пехота. Причем речь шла о конкурентной борьбе. Визави выступала САУ Valla-BDR, совместная разработка ARL и BDR (Baudet-Donon-Roussel). Причем она также имела отношение к программе Char G1.
Конкурирующие САУ имели частичную унификацию. Обе они получали самоходную версию 75-мм орудия Obus de Rupture Mle.1910. Разрабатывала орудие APX, у которой, как и у Renault, «откусили» танкостроительную составляющую. Звалась она ARL, и попробуем догадаться, кому досталась первое опытное орудие. А еще ARL достался контракт на разработку командирской башенки, которая шли и на SOMUA CAM 2, и на Valla-BDR. Немудрено, что прототип SOMUA CAM 2, который сдали в сентябре 1937 года, и сдали заказчику 25 декабря 1937 года, не имел ни орудия, ни башенки. Честная конкуренция? Нет, не слышали!
Надо сказать, что детище SOMUA изначально выглядело интереснее. Конечно, SOMUA CAM 2 получилась тяжелее, чем SOMUA CAM 1 (масса достигла 21,6 тонн). Но одно дело «бумажная» машина, а другое реально построенная. Скорость снизилась до 35 км/ч, но для САУ таких показателей вполне хватало. Экипаж вырос до 5 человек, для SOMUA S 35 этого бы было многовато, но САУ была больше (шире на 40 см и почти на столько же длиннее). Таким образом, боевое отделение получилось вполне просторным. Вести огонь, кстати, мог как наводчик, так и механик-водитель, прицелы были у обоих (как и маховики механизмов наводки).
На ARL и BDR работы затянулись, в результате совместные испытания двух САУ начались в феврале 1939 года. SOMUA CAM 2 получилась весьма шустрой: в ходе испытаний в Бурже машина прошла со средней скоростью 35,25 км/ч. Правда, при этом наблюдались некоторые проблемы с перегрузкой носовой части. Теоретически Valla-BDR была быстрее, но только по максимальной скорости. Средняя скорость у SOMUA CAM 2 на испытаниях не снижалась до уровня 28 км/ч, а вот совместная разработка ARL и BDR шла не быстрее средних 25 км/ч. Так или иначе, но 25 июля 1939 года Valla-BDR приняли на вооружение как ARL V 39. А затем началась война…
Видимо, что-то таки пошло не так, поскольку уже 27 сентября 1939 года прозвучала мысль о необходимости запускать в серию обе САУ. 15 октября 1939 года CAM 2 приняли на вооружение французской кавалерии как SOMUA SAu 40. Первый заказ составил 36 машин, из них 24 в базовой версии и 12 командирских (без орудий). Таким образом получалось 12 групп по 3 САУ — 2 линейный и 1 штабная. Предполагалось, что поступать они будут в DLM (легкие механизированные дивизии, или Division Légère Mécanique).
Первые серийные САУ ожидались с октября 1940 года, с ноября их выпускали по 6 штук, а далее по 8. На этом выпуск не останавливался. К апрелю 1941 года ежемесячно планировалось выпускать по 12 SOMUA SAu 40, а дальше всё зависело от их эффективности. Впрочем, за полторы недели до начала немецкого наступления, 1 мая 1940 года, заказ переиграли. Теперь машины получали 47-мм пушки APX Mle.1937. Таким образом, 12 SOMUA SAu 40 становилась ярко выраженным истребителем танков. Ну а дальше начался план Гельб, ждать французских пенсионеров немцы не стали.
После начала немецкого наступления единственную пушку вытащили из ARL V 39 и поставили в 12 SOMUA SAu 40. Повоевать она, впрочем, так и не успела. В июне 1940 года САУ досталась немцам в районе Перигё, Аквитания. Ее погрузили на прицеп и увезли на опыты. Была ли у французов возможность получить массовую САУ? Да, при условии, если бы пенсионеры в командовании французской армии не тянули резину. А заодно некоторые фирмы не занимались бы странными игрищами. В любом случае, SOMUA SAu 40 стала лучшим, что получилось по итогам программы Char G. Она хотя бы условно попала в войска.
Напоследок стоит вспомнить проект, датированный октябрем 1945 года. В это время французские инженеры из AMX работали над конверсиями устаревших танков в САУ. Один из них, Canon Automoteur de 16 livres sur chassis SOMUA, здорово напоминал SOMUA CAM 1. Только вместо 75-мм зенитки поставили 17-фунтовую (76-мм) английскую противотанковую пушку. Машина, впрочем, получилась не особо удачной. Очевидно, что рост массы до 21,6 тонн (как у SOMUS SAu 40) пришелся бы, прежде всего, на носовую часть корпуса. Да и время SOMUA S 35 уже ушло. Одним словом, строить данную машину не стали.
Список источников:
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Guerre, Blindés & Matériel (GBM) 96, 97
- МатериалыCentre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
- ESPAD
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Z2BuFXY-b003b-OZ