Рассказ о прицепе 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51), который появился недавно на выставке «Моторы Войны»
Одной из особенностей матчасти немецкой армии стала прямо настоящая мания разработки различных прицепов. Такого разнообразия прицепов, как у немцев во время Второй мировой войны, более не было ни у кого. Помимо того, что немецкая армия активно использовала конную тягу, существовали и другие причины такого разнообразия. Одной из них являлась насущная необходимость иметь широкий спектр изделий для самых разных задач. С одной стороны, это привело к появлению не одной сотни типов прицепов. С другой стороны, получилась широкая гамма, так сказать, на любой вкус и цвет.
Тема прицепов широко представлена на выставке «Моторы Войны», которая открылась в декабре 2021 года. Здесь можно увидеть самые разные образцы, от деревянных повозок до понтонных парков и пехотных тележек. В настоящее время на выставке представлена едва ли не самая большая коллекция немецких прицепов военного периода. Это позволяет увидеть, с чем воевал наш противник. Недавно на выставке появился еще один интересный экспонат. Им стал предоставленный для временного экспонирования одноосный прицеп 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51), массово применявшийся немецкими зенитчиками.
Следует сразу отметить, что такое многообразие прицепов связано совсем не с «бедностью». Несмотря на то, что немцам так и не удалось обеспечить тотальную моторизацию своих частей, прицепы, по большей части, создавались в расчете на «железного коня». Да, имелась масса повозок, по большей части деревянной конструкции, но одновременно в серию запускались и совершенно иные изделия. Примитивными их никак не назвать, а конструкция и сейчас не особо потеряла актуальность.
Наибольший интерес вызывают 1-осные «специальные прицепы» (Sonderanhänger). Первые подобные изделия появились в середине 30-х годов. Их конструкция существенно отличалась от того, что выпускалось для рейхсвера. Прицепы нового поколения имели цельнометаллическую конструкцию. Вместо деревянных колес использовались цельнометаллические, с пневматическими шинами. Такие прицепы с самого начала создавались для высоких скоростей передвижения.
Самое интересное, что некоторые из подобных прицепов постепенно разрастались с точки зрения версий. Именно такое случилось с героем данного материала — одноосным прицепом Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51). Изначально этот прицеп создавался для транспортировки 20-мм зенитной автоматической пушки Flak 30. Надо сказать, по первоначальный вариант 2 cm Flak 30 имел съемные деревянные колеса и совершенно другой лафет. Но в ходе эволюции появилась самая удачная концепция малокалиберного зенитного автомата. Особенно это касается концепции лафета, который отчасти жив до сих пор.
«Классическая» конструкция 2 cm Flak 30 подразумевала совсем иную концепция лафета. Он имел массивное основание, к которому крепилось 3 опоры. В походном положении зенитная установка ставилась на специальный прицеп, Sd.Ah.51, который имел трубчатую раму. Зенитная установка крепилась к нему на 3 точках, причем процесс перевода в боевое положение (и обратно) производился очень просто и быстро. Не требовалось никаких домкратов или иных приспособлений.
В неизменном виде Sd.Ah.51 перекочевал и на более совершенную зенитную установку — 2 cm Flak 38. Между тем, удачная конструкция прицепа навела на мысль о расширении его функций. Очень похожий прицеп, имевший тот же самый индекс, использовался для перевозки 60-сантиметрового прожектора 60 cm Flakscheinwerfer 36, а также его 8-киловаттного генератора (их, кстати, можно увидеть на выставке «Моторы Войны»). Ничего удивительного, особенно с учетом того, что 60 cm Flakscheinwerfer 36 чаще всего использовались совместно с 2 cm Flak 30/Flak 38.
Примерно в это же время появился и герой данной статьи. В 1939 году началось производство зенитных самоходных артиллерийских установок Sd.Kfz.10/4. Базировались они на полугусеничных тягачах Sd.Kfz.10. Боезапас был ограничен, поэтому сразу же появилось решение проблемы. Для этого пригодился прицеп 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51, появившийся еще раньше — в 1936 году. На тот же самый 1-осный прицеп крепился ящик, в котором размещался боезапас, дальномер Em 1 R, прицел и другие запчасти. Прицеп оказался популярным и использовался далеко не только в связке с Sd.Kfz.10/4. Его часто можно видеть на снимках вместе с машинами, которые вооружены 2 cm Flak.
Массовость «снарядного ящика» не особо помогла ему после войны. На современных снимках 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 почти не встречается. Тем отраднее, что такой прицеп стал доступен для экспонирования. Экземпляр с историей. Изготовили его в 1938 году, вероятнее всего, применялся вместе с Sd.Kfz.10/4. Участник битвы под Москвой с немецкой стороны: согласно информации владельца, принадлежал 2-му батальону 26-го зенитного полка, подчиненного 10-й танковой дивизии.
Боевой путь для этого прицепа закончился в декабре 1941 года. Его бросили, предварительно подорвав, в Рузском районе Московской области. После войны прицеп частично разобрали на запчасти, тем не менее, его комплектность оказалась довольно высокой. Некоторое время назад 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 был обнаружен во время поисковых работ. Останки прицепа пришлось выпиливать из корней деревьев, которые через него проросли, далее последовало два года реставрации. На сегодняшний день это единственный прицеп данного типа, экспонирующийся в России. Логично, что он занял место в разделе выставки, посвященному боям под Москвой. Предоставил его на экспонирование Сергей Сергеев.
С точки зрения базового прицепа никаких изменений не произошло. Sonderanhänger 51 оставили как есть, особого смысла вносить изменения в уже отработанную конструкцию не было. Всё та же трубчатая рама, с подвеской на продольных рессорах. Сохранилась и возможность быстрого демонтажа ящика с прицепа. Одной из полезных функций Sonderanhänger 51 является то, что впереди есть «нога», которую можно выставить в походном положении. Это позволяет поставить прицеп горизонтально.
Необходимость Sd.Kfz.10/4 (позднее Sd.Kfz.10/5) в таком прицепе была очевидной. Весь боезапас ЗСУ составлял 11 магазинов (в общей сложности 220 патронов), которые размешались не особо удобно. Внутри 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 помещалось аж 32 магазина общей ёмкостью 640 патронов. Размещались магазины внутри коробок (по 2 магазина в коробке), по 4 коробки в каждом углу. Следует отметить, что внутреннее размещение коробок могло отличаться, в зависимости от времени выпуска прицепа.
В ходе производства прицеп немного менялся, переделки минимальные, но есть понятие раннего и позднего 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51. Впрочем, представленный на выставке экземпляр имеет весьма существенное отличие от базового варианта. Непосредственно на прицепе были установлены крепления для канистр (всего их помещается 6 штук). Является это заводским изделием, или же речь идет о полевой доработке, неизвестно. В любом случае, сделаны крепления добротно, такие обычно делаются минимум в пределах одного подразделения. На фотографиях того периода аналогичные крепления вполне попадаются, как на советско-германском фронте, так и в Северной Африке.
Надо сказать, что различные доработки 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 на фронте шли постоянно. Они, как и в случае с канистрами, ничем не регламентировались, «ловить» их можно только по фотографиям. В иных случаях ниши, обычно заполненные прицелами и запчастями, забивали дополнительными коробками с магазинами Flak 38. Выкинуть могли и дальномер. Также частенько на прицеп клали тент или иные вещи. Применялся этот прицеп и для более крупной ЗСУ Sd.Kfz.7/1, оснащенной счетверенной зенитной автоматической установкой 2 cm Flakveirling 38. Вообще для нее имелся более крупный прицеп, но иногда попадались и 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51.
В заключение следует отметить, что подобные прицепы всё еще актуальны и в наше время. Что же касается Sd.Ah.51, то его концепцию можно легко увидеть в случае с ЗПУ-2. Ее лафет однозначно делался под впечатлением от Flak 38, в полной мере это касается и прицепа. Увидеть 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 можно на выставке «Моторы Войны» ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Телефон администратора музея: +7(919)784-06-96.
источник: https://dzen.ru/a/ZC0pizF1CAkYQ50Z