16

Юрий Пашолок. Запасной сверхтяжелый КВ

История КВ-5, официально самого тяжелого танка семейства КВ

Содержание:

В истории отечественного танкостроения тема сверхтяжелых танков поднималась неоднократно. Первый такой случай датирован началом 30-х годов. Желание получить «большой» танк привело к тому, что появилась идея аналога FCM 2C, с боевой массой 65 тонн. Правда, эта планка продержалась недолго. 65-тонный танк превратился в 90-тонный, наиболее известен из них проект Т-39, который даже чуть не начали строить. Слишком высокая стоимость стала главной причиной, почему Т-39 так и остался в виде макета и конструкторской документации. Тем не менее, некоторые идеи оказываются навязчивыми, особенно когда подобным начинает заниматься вероятный противник.

Реконструкция КВ-5 в конфигурации августа 1941 года

Реконструкция КВ-5 в конфигурации августа 1941 года

11 марта 1941 года советская внешняя разведка подготовила доклад о «направлении развития вооруженных сил Германии и изменениям в их состоянии». Согласно докладу, в Германии появился тяжелый танк Тип VII, имеющий боевую массу 90 тонн и вооружение в виде 105-мм пушки. К информации отнеслись очень серьёзно, уже 21 апреля появились первые тактико-технические требования на тяжелый танк КВ-4. Такой индекс уже использовался в отношении Т-220, но теперь боевая масса выросла до 70-72 тонн, а вооружение усилили до 107-мм пушки Ф-42 (ЗИС-6). Но и это еще не всё. В апреле 1941 года появилось задание на еще более тяжелый танк, который обозначался как КВ-5.

Более тяжелая альтернатива

История КВ-5 началась 7 апреля 1941 года, когда было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс «Об экранировании танков КВ-1 и КВ-2, артиллерийском вооружении и усилении брони танка КВ-3 и о проектировании танков КВ-4 и КВ-5 в 1941 г.». Это постановление стало ключевым в истории сверхтяжелых альтернатив КВ-1. Для начала, скорректировали требования к КВ-3. Танк стал более тяжелым и получил более мощное вооружение. Также корректировке подверглись и характеристики КВ-4. Планку боевой массы подняли, а также начались разговоры о том, что толщину брони поднимут. Что же касается КВ-5, то его появление можно считать полноценным ответом на немецкий тяжелый танк Тип VII.

Изначально танк имел боевую массу 90 тонн

Изначально танк имел боевую массу 90 тонн

Согласно первоначальным данным, боевая масса КВ-5 ожидалась в районе 90 тонн, то есть как у немецкого визави. При этом по вооружению и броневой защите советский сверхтяжелый танк должен был превосходить тяжелый танк Тип VII. Толщина лобовой части корпуса и башни достигала 170 мм, а бортов — до 150 мм. Башня, судя по переписке, изначально предполагалась штампованной. Силовая установка предполагалась такой же, как и у КВ-4 — танковая версия авиационного дизеля М-40. Аналогичным предполагалось и вооружение, состоявшее из 107-мм пушки ЗИС-6. При этом габариты танка изначально были существенно больше КВ-4. Например, полная ширина КВ-5 оценивалась в 4200 мм, то есть в ЖД-габариты он не пролезал.

Прямым предшественником КВ-5 стал проект КВ-4 разработки Н.В. Цейца

Прямым предшественником КВ-5 стал проект КВ-4 разработки Н.В. Цейца

Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс, Кировскому заводу предстояло обеспечить перевозку КВ-5 по железной дороге (как, история умалчивает). Машина шла в кильватере программы КВ-4. Чертежи на корпус и башню КВ-5 предполагалось получить к 15 июля 1941, то есть через полтора месяца после КД на КВ-4. Макет танка ожидался к 1 августа, а к 1 октября Кировский завод получал с Ижорского завода комплект корпусных и башенных деталей.

Авиационный дизель М-40, его производство разворачивалось на Кировском заводе

Авиационный дизель М-40, его производство разворачивалось на Кировском заводе

Поскольку КВ-4 находился в большем приоритете, поначалу работа по КВ-5 практически не велась. Но уже в начале мая 1941 года стали появляться некоторые новые данные о машине. И тут явно была аналогия с КВ-4. В конкурсе на КВ-4 победил проект Л.Н. Духова, боевая масса при этом поднялась до 85 тонн. Изначально предполагалось, что по КВ-5 также пройдет конкурс, но обошлись без него. Поскольку занявший второе место танк К.И. Кузьмина, П.С. Тарапанина и В.И. Таротько выглядел слишком необычно, базой для КВ-5 оказался обладатель третьего места. Им стал КВ-4 разработки Н.В. Цейца. У танка боевая масса составляла 90 тонн, так что более крупный КВ-5 получался еще тяжелее.

Как и двигатель, вооружение у КЕВ-5 было тем же, что и у КВ-4

Как и двигатель, вооружение у КЕВ-5 было тем же, что и у КВ-4

К сожалению, исходный вариант КВ-5 до наших дней не сохранился, зато известны его габаритные и весовые данные. Ширина танка осталась той же, что и в апреле 1941 года, а вот масса выросла до 100 тонн. Полная длина составила 9500 мм, а полная высота — 3200 мм. Известны эти данные благодаря бурной переписке между ГАБТУ КА и НКПС. Быстро выяснилось, что перевозить сверхтяжелые танки нечем, поэтому быстро началось проектирование новых грузовых платформ.

В начале мая 1941 года началось обсуждение того, как именно перевозить танк

В начале мая 1941 года началось обсуждение того, как именно перевозить танк

Хотелки ГАБТУ КА оказались немаленькими. За 1941 год ожидалось 200 платформ грузоподъемностью 120 тонн, а за 1942 — еще 1500. По этому числу можно прикинуть объем выпуска КВ-4, либо КВ-5. Взяв за основу 60-тонную платформу, удалось создать 120-тонную платформу обр. 1941 года. Платформа стала серийной, в отличие от тех специальных грузов, которые она должна была первозить.

Попытка оптимизировать супер-танк под реалии войны

5 мая 1941 года было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1217-503сс. Согласно ему, на 1941 год окончательно утверждался КВ-3, а вот год спустя ситуация выглядела неопределенно. Начались оговорки, что окончательно выберут либо КВ-4, либо КВ-5. Связано это было с тем, что разница между КВ-3 и КВ-4 не выглядела существенной, в отличие от КВ-5. Так что требовалось подождать результатов испытаний.

К вопросу о том, как решилась проблема платформ для КВ-5. Продукция вполне серийная

К вопросу о том, как решилась проблема платформ для КВ-5. Продукция вполне серийная

Проблема КВ-4 заключалась в том, что до 22 июня 1941 года макет представить не успели, а дальше началась война. 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс по Наркомату тяжёлого машиностроения, согласно которому работы по КВ-4 прекращались. То же самое касалось и КВ-5, но не всё так просто. Как уже говорилось выше, макетные работы ожидалось закончить к 1 августа. Так вот, Цейц, вопреки приказу, работы по КВ-5 продолжил. Вряд ли это была его инициатива. И.М. Зальцман, директор Кировского завода, однозначно был в курсе, как и Ж.Я. Котин (последний подписывал документацию как руководитель работ на Кировском заводе).

Богатство выбора. В итоге в серию не пошел ни один из этих танков

Богатство выбора. В итоге в серию не пошел ни один из этих танков

В истории КВ-5 есть своя ирония. В апреле-мае 1941 года были известны его данные, но полностью отсутствует графическая информация. Ситуация начала августа 1941 года противоположная: практически полностью отсутствует текстовая информация, зато сохранились куски технической документации по проекту. Судя по подписям Цейца, датированным 1 августа 1941 года, на Кировском заводе старались держать темпы постановления постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 827-345сс.

Тот КВ-5, который мы знаем, появился в августе 1941 года

Тот КВ-5, который мы знаем, появился в августе 1941 года

Тот КВ-5, который мы знаем, можно смело называть «мобилизационным». В данном проекте Цейц (также в работах участвовали К.И. Кузьмин, Л.Е. Сычёв и Н.Т. Федорчук) максимально упростил конструкцию корпуса и башни. Например, с корпуса, который проектировал Кузьмин, максимально убрали гнутые детали. Для сохранения боевой массы в разумных пределах корпус сделали максимально низким, что привело к появлению башенки механика-водителя и башенки стрелка-радиста. Поскольку на мотор М-40 явно можно было не рассчитывать, танк создавался в расчете на спарку В-2К.

Башня стала сварной, а лобовой лист усилили до 180 мм

Башня стала сварной, а лобовой лист усилили до 180 мм

Совершенно иначе пришлось проектировать башню. Поскольку от штампованной конструкции пришлось отказываться, Сычев разработал ее сварной, из катаных листов. Чем-то получившаяся конструкция напоминала упрощенные башни КВ-1, выпускавшиеся заводом №371. Кстати говоря, башня появилась позже всего: ее чертеж Котин подписал 15 августа 1941 года, далее работы над КВ-5 окончательно прекратились.

Реконструкция внешнего облика КВ-5 за авторством Виктора Мальгинова. Базируется на обрывках заводской документации

Реконструкция внешнего облика КВ-5 за авторством Виктора Мальгинова. Базируется на обрывках заводской документации

Напоследок стоит сказать, что столь долго тянули работы по КВ-5 не просто так. Опасность появления немецкого сверхтяжелого танка сохранялась (и разведка его не придумала, она засекла начало работ по VK 70.01). ЧТЗ должен был осваивать КВ-3, в случае чего имелся запасной проект еще более мощного танка. Другой вопрос, что к осени 1941 года и КВ-3 стал не актуален. Тем не менее, КВ-5 стал самым тяжелым отечественным танком, который дошел до стадии рабочей документации.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. ЦГА СПб

источник: https://dzen.ru/a/ZNDqO3CgmyQBtflt

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account