Юрий Пашолок. Заклёпки, болты и мотор Nuffield-Liberty
«Как потерять всё и ничего не понять» — это наилучшая формулировка того, что из себя представляла английская танковая промышленность к началу Второй мировой войны. Брожение умов, непонимание того, что вообще надо, а также порой откровенное скупердяйство привели к тому, что к войне английские танковые силы не было готовы от слова совсем. С точки зрения легких танков они застряли в середине 30-х годов, имея быстрые, но бестолковые боевые машины, которые в мае-июне 1940 года выполняли роль подвижных мишеней. Что же касается средних танков, то они, теперь называясь крейсерскими, существенно отставали в развитии. И ладно бы если только в развитии: на начало войны их было всего 67 штук, с таким богатством ни о каком втором фронте не было и речи. Да и к 10 мая 1940 года, когда «странная война» закончилась, английские бронетанковые силы выглядели откровенно убого, результат их боевого применения оказался закономерен. Причем отчасти им наваляли по рогам Pz.Kpfw.35(t), бывшие чехословацкие танки, «подаренные» Чемберленом и Деладье в результате заигрывания с Гитлером. За что боролись, на то и напоролись.
Что-то приличное у англичан появилось ближе к концу 1940 года. Вместе с тем, даже Crusader, наиболее совершенный из английских крейсерских танков, явно уступал немецким боевым машинам. Броня у него была недостаточной для защиты от немецких орудий, не говоря уже о том, что собирались броневые листы из двух. Боевая масса приблизилась к 20 тоннам, так что о высокой подвижности говорить уже не приходилось. Понимая, куда всё идет, еще в июле 1940 года Генеральное управление по танкам и транспорту подготовило спецификацию на новый крейсерский танк. Поначалу спецификация подразумевала боевую машину с лобовой бронёй, усиленной до 75 мм. Таким образом, лобовая броня нового «крейсера» предполагалась равнозначной Infantry Tank Mk.II. Ввиду того, что предполагалась более мощная, а, главное, крупная орудийная система, считалось, что диаметр башенного погона вырастет до 1524 мм. Для сравнения, у Crusader и Covenanter диаметр погона составлял 1410 мм. Максимальная скорость оценивалась в 40 км/ч. Таким образом, новый «крейсер» получался менее подвижным, чем предшественники, но более защищённым. Впрочем, реально новый танк, который к концу августа 1942 года получил обозначение Cavalier I, стал формироваться только в 1941 году, а появился и вовсе год спустя. Причем машина получилась, так сказать, сложная.
Фактически танк, получивший первоначально индекс A24, начал формироваться с 17 января 1941 года. В этот день Департамент по проектированию танков (DTD), возглавляемый Альбертом Дюррантом, одобрил спецификацию машины, разрабатываемой Nuffield. 29 января 1941 года поступил заказ на 6 танков данного типа плюс проработку детальной документации. Вместе с тем, поначалу работы шли довольно вяло, поскольку требовалось нарастить темпы по выпуску Cruiser Tank Mk.VI. Кроме того, с самого начала мотор Nuffield-Liberty, весьма капризный и уже недостаточно мощный, вызывал недовольство. Поэтому, как только появился подходящий мотор (Rolls Royce Meteor), образовался альтернативный вариант танка, который разрабатывался Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Он позже получил индекс A27.
Надо сказать, что на момент начала работ A24 выглядел весьма интересно. На нем предполагалась 6-фунтовая (57 мм) пушка, более мощная, чем немецкие танковые орудия. В окончательной спецификации толщина лобовой части корпуса и башни составляла 64 мм, очень прилично на 1941 год. Правда, имелось одно «Но». Дело в том, что сварка на британских танках не применялась. Основной корпуса был каркас, который изначально собирался на болтах, а на более поздних моделях сваривался. Далее листы корпуса крепились на заклёпках и гужонах. То же самое касалось и башни, причём её листы собирались на больших гужонах. Да и вообще, полностью сварные корпуса и башни появились на английских танках в 1944 году. Так что когда кто-то смеется про клепаные итальянские танки, он зря смеется. Прародители танков были ничуть не лучше.
Несмотря на ряд странностей, A24, первоначально именовавшийся как Cruiser Tank Mk.VII, а с сентября 1941 года названный Cromwell I, выглядел перспективно. Но… Первый опытный образец был готов только к началу февраля 1942 года. К этому моменту BRC&W сильно продвинулась по танку A27, который стали именовать как Cromwell II. Испытания принесли, скорее, разочарование: Cromwell I страдал от дефектов, связанных с мотором, системой охлаждения и коробкой передач, которые унаследовал от Crusader. Ещё одной проблемой стала боевая масса. В документах она указывается в разбросе от 24 до 28 т (удивительно, но факт), но, скорее, она приближалась к 27 т, как и у других танков семейства. Удельная мощность существенно снизилась, а нагрузка на моторно-трансмиссионную группу выросла. Не то, чтобы ситуация была катастрофической, но на фоне уже имевшегося A27 танк Nuffield выглядел уже не столь заманчиво. Серию не отменили, но уже было ясно — «не орёл».
Всего было выпущено 500 таких танков. В чистом виде они не воевали, но как командирские танки всё же понюхали пороху. Судьба Cavalier была типичной для английского танкостроения того периода, неудивительно, что по итогу самый массовый английский танк военного периода именовался «Шерман».
Статья по Cavalier:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13032858.html