Юрий Пашолок. Задолго до «Скаута»
К 70-летию принятия на вооружение Советской Армии бронетранспортера БТР-40.
16 ноября 1950 года вышло Постановление Совета Министров СССР №4634-1992сс, согласно которому на вооружение Советской Армии был принят колесный бронетранспортер БТР-40. Работы по бронемашине, которая первоначально носила обозначение ГАЗ-40, началось весной 1947 года, после выхода Постановления Совета Министров СССР №935-288с от 9 апреля 1947 года. Ведущим инженером машины был В.К. Рубцов, руководил работами начальник СКБ КЭО В.А. Дедков. Следует отметить, что по сути КЭО ГАЗ требовалось создать аналог американского бронеавтомобиля Scout Car M3A1. В годы Великой Отечественной войны такие бронемашины поставлялись по программе ленд-лиза, они использовались и как бронемашины-разведчики, и как бронетранспортеры. Нередко такое решение связывают с позицией маршала П.А. Ротмистрова. Павел Алексеевич действительно был очень высокого мнения о «Скауте», он нередко пользовался данной бронемашиной как штабной. Самое интересное, что в США «Скауты» исчезли довольно быстро, хотя в ряде стран они использовались несколько десятилетий. Американцы выбрали путь гусеничных бронетранспортеров, а в СССР пошли по пути колесных машин. Впрочем, поговорить стоит не столько о юбиляре, сколько о его предшественниках, тем более что ГАЗ-40 родился не на пустом месте. Несмотря на то, что концепция «Скаута» действительно в нем просматривается, получилась она другой. Более легкой, меньшей по габаритам, а также с чертами, которые отчасти имеют отношение к предкам, часть из которых так и не вышла дальше эскизной документации.
В 30-е годы АБТУ КА ставило задачу по созданию бронетранспортера на шасси легкого танка Т-26, но, по ряду причин, дальше опытных машин дело не продвинулось. Казалось бы, наиболее простым решением было бы использование колесных шасси, но и тут всё не просто. Если внимательно проанализировать ситуацию в мировом танкостроении, можно увидеть общую тенденцию к созданию не колесных, а гусеничных, либо полугусеничных машин данного типа. При этом какие-то объемы, похожие на крупную серию, появились к началу Второй мировой войны. Даже американцы, и те непосредственно как БТР-ы использовали не чисто колесные «Скауты», а «хальфтраки», полугусеничные машины схожей конструкции. Да и сам «Скаут» являлся продуктом долгой эволюции. Между Scout Car M1, выпущенном тиражом 76 экземпляров, и Scout Car M3A1, самым массовым броневиком Второй мировой войны, было 7 лет доработок. К тому же американцы, в момент создания Scout Car M1, имели для него подходящее шасси. С полным приводом и 75-сильным мотором, в результате боевая машина массой чуть меньше 3,5 тонн имела удельную мощность больше 20 л.с. на тонну. Для колесных военных машин в то время это был очень приличный показатель. В Советском Союзе к тому моменту типовым шасси для бронемашин был ГАЗ-ААА с 40-сильным мотором. Пушечные бронеавтомобили, которые строились на этой базе, имели массу 5 тонн, то есть по удельной мощности были сопоставимы с танками Т-26, и даже появление, в конце 30-х, более мощного мотора от «Эмки» не сильно изменило ситуацию. Тем более шасси было не полноприводным. Даже в наиболее оптимистичном варианте БТР на шасси ГАЗ-ААА имел бы массу 4 тонны (а скорее приближался бы к 5 тоннам). Посему отсутствие интереса к данным шасси как исходнику создания бронетранспортера вполне понятно.
Ситуация стала меняться только в самом конце 30-х годов. На ГАЗ им. Молотова началось освоение 6-цилиндрового мотора Dodge, известного у нас как «Додж Д-5». На самом деле Dodge D-5 называлась модель машины 1936 года, с которой его взяли, а так этот мотор появился еще в 1932 году. Даже в самом простом исполнении, с чугунной головкой блока, он развивал мощность 75 лошадиных сил. Естественно, новый мотор тут же оказался в центре внимания. ГАЗ-овские моторы использовались не только на колесных машинах, но и на танках-разведчиках. С 1938 года он стал рассматриваться как силовая установка для такого танка. Стали его рассматривать и как силовую установку для бронемашины. Наконец, в 1938 году появились первые полноприводные машины конструкции ГАЗ. Таким образом появилась база для броневиков нового поколения. На основе шасси ГАЗ-63 было создано укороченная его версия — ГАЗ-62. В ноябре 1939 года были подписаны тактико-технические требования на бронемашину массой 4-4,2 тонны, башней и вооружением по типу танка-разведчика Т-40 (010), скоростью до 100 км/ч и экипажем из 3 человек. Данная машина, получившая обозначение ЛБ-62, стала дебютной разработкой КЭО ГАЗ. Сначала был построен опытный образец из неброневой стали, следом появились образцы №713 и №714, немного отличавшиеся друг от друга.
Несмотря на то, что работы по ЛБ-62 несколько задержались, да и боевая масса составила 5 тонн, бронемашина получилась на редкость удачной. Она фактически оказалась колесным аналогом Т-40, не уступая тому в проходимости и броневой защите. ЛБ-62 оказался настолько удачным, что было решено приостановить выпуск уже принятого на вооружение Красной Армии пушечного бронеавтомобиля БА-11. Всё шло к тому, что именно ЛБ-62, который в 1941 году планировали принять на вооружение Красной Армии как БА-30, стал бы основным броневиком Красной Армии. Проблем на его пути оказалось две. Первая образовалась в конце 1940 года, когда деятели из НКАП отобрали у ГАЗ моторный цех для производства ГАЗ-11 (советская версия мотора Dodge), где решили делать моторы М-105. При этом летуны даже не сразу догадались — станки, на которые они позарились, для авиационных моторов не подходили. Эта редкостная по тупости акция очень сильно отразилась на отечественном автопроме. Более чем на полгода развитие колесной техники на ГАЗ попросту встало, и если бы не грозный окрик из ГАБТУ, где напомнили, какие именно моторы ставятся на Т-40, выпуск ГАЗ-11 мог прекратиться на несколько лет. В результате ГАЗ-63 в серию не попал от слова совсем, а ГАЗ-61, командирский полноприводной автомобиль, стали выпускать с июля 1941 года, в авральном порядке. Ну а вторая проблема вытекла из первой. Пока на ГАЗ восстанавливали производство ГАЗ-11, началась война. Время было упущено, а осенью 1941 года про ЛБ-62 уже не вспоминали. Моторы были нужны для танков Т-60, о производстве чего-либо не гусеничного с ГАЗ-11 и его вариациями пришлось забыть до конца войны.
Существует прослойка тех, кто считает, что умнее ГАБТУ КА и надо было, вместо танков, выпускать бронетранспортеры, в том числе колесные. Так вот, если кто-то думает, что в ГАБТУ сидели ничего не понимающие люди, тот глубоко ошибается. Если ничего такого у «свидетелей БТР-ов» нет на руках, это всего лишь означает — плохо искали. Весной 1941 года шасси ГАЗ-62, отлично показавшее себя на испытаниях, стало рассматриваться как база для других машин. 29 мая 1941 года были подготовлены тактико-технические требования на зенитную самоходную артиллерийскую установку и колесный бронированный транспортер. Кроме тактико-технических требований, по ним более ничего не сохранилось, но зная, как обычно такие машины создавались, получилось бы что-то с носовой частью ЛБ-62. В первом случае, судя по всему, получилось что-то вроде немецкой ЗСУ Sd.Kfz.10/4, но с 25-мм зенитной автоматической пушкой 72-К. В ТТТ была еще и 23-мм автоматическая пушка, но речь шла про МП-6, звезда которой уже закатилась (аналогично судьбам Я.Г.Таубина и М.Н. Бабурина). Кстати говоря, ЗСУ с 72-К появилась, причем в 1941 году, но на шасси ГАЗ-ААА, причем машина вполне серийная. Что же касается бронетранспортера, то он был бы очень похож на юбиляра. 11 человек экипажа, люк в заднем борту, вооружение в виде пулемета ДС. Предназначались эти бронетранспортеры для вооружения мотомеханизированных частей. Причина смерти проекта прозаична — нет моторов, нет шасси, базовый бронеавтомобиль не в серии. Ну а Т-60 был более необходимой вещью, нежели бронетранспортер. Тонкий момент заключался в том, что и у немцев, на которых постоянно показывают «свидетели БТР-ов», их Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.250 по-настоящему массово начали выпускать к 1943 году. При этом именно БТР-ами были далеко не все и них.
В Красной Армии БТР-ами стали танки. Как средство доставки пехоты они использовались очень широко, при этом именно у нас наиболее ответственно подошли к вопросу использования танков в данном качестве. Это выразилось, например, в появлении поручней, которые немцы, например, так и не ввели. Хотя у них танки, как «маршрутки», использовались очень широко. Что же касается колесной техники, то вместо ЛБ-62 в серию пошел БА-64. Значительно меньший по размерам броневик, более слабый по вооружению, но при этом массовый и вполне удачный с точки зрения использования как легкий разведчик. Обычно его сравнивают с Sd.Kfz.222, но по этому поводу можно только улыбнуться. На самом деле у немцев было целое семейство легких бронемашин на шасси Horch 801, из которых на Sd.Kfz.222 пришлось 990 штук. Остальные машины этого семейства (339 Sd.Kfz.221, 555 Sd.Kfz.223, 132 Sd.Kfz.260 и 362 Sd.Kfz.261) имели куда более скромное вооружение. Причем данные бронемашины в 1943 году сняли с производства, поскольку они оказались «плохими джипами», посему запустили выпуск полугусеничных БТР-ов-разведчиков Sd.Kfz.250/9. БА-64 только за 1942 год выпустили 2486 штук, из них 716 радийных. Естественно, в ГАБТУ КА хотели что-то более солидное, по крайней мере по вооружению, но при условиях, когда мотор ГАЗ-11 «занят», а возможности шасси БА-64 ограничены, приходилось использовать то, чего имеется в наличии. Тем не менее, кое-какие наработки были и по бронетранспортерам.
В марте 1943 года на испытания вышел опытный образец десантного бронеавтомобиля БА-64Е. Данная бронемашина создавалась, согласно описанию, для разведки, забрасывания автоматчиков в ближайший тыл противника, а также для доставки бойцов к позициям на передовой. Экипаж вырос до 5 человек — механика-водителя и 4 человек десанта. Пулеметную башенку сняли, впереди ввели вертлюг, по типу немецкого, для пулемета ДТ. В передней части боевого отделения ввели сиденье для 2 человек, а сзади для 3. Существовала идея использования БА-64Е как артиллерийского тягача, но проведенные испытания, в ходе которых обычный БА-64 таскал 45-мм противотанковую пушку, показали отрицательный результат. В таком виде бронемашина была явно перегружена, как тягач она не годилась. Вспомнили и про идею создания подвозчика боеприпасов, того самого, который фигурировал в ТТТ конца мая 1941 года. Одним словом в ГБТУ КА (так бронетанковое управление стало именоваться после выделения автотракторного управления в отдельную структуру) про идею создания семейства различных спецмашин не забыли.
По планам, к 1 июня 1943 года предполагалось изготовить 10 образцов БА-64Е для войсковых испытаний. Но дело тормозилось в виду задержки запуска в серию БА-64Б. Вариант с широкой колеей стал фигурировать по результатам боевого применения БА-64 в 1942 году. Выяснилось, что на скоростях свыше 30 км/ч маневрирование, особенно по неровной местности, часто вызывало опрокидывание. Поэтому в начале 1943 года приняли решение расширить колею до уровня ГАЗ-М1. До массированной бомбардировки завода на ГАЗ запустить выпуск не успели. Далее, в июле 1943 года, смогли построить всего 3 БА-64Е, в августе 1943 года решался вопрос об их отправке в действующие части (в ноябре 1943 года построили еще 3 таких броневика). Согласно документам, 3 броневика отправилось в 3-ю гвардейскую танковую армию, еще 3 использовались в 7-м гвардейском механизированном корпусе. Далее, в виду срочных работ по восстановлению производства, БА-64Е, так сказать, закинули под ковер. Ушли в части машины в ноябре, а дальше молчание. В январе 1944 года И.К. Лоскутов, директор ГАЗ им. Молотова, направил в ГБТУ КА письмо, в котором интересовался, что вообще происходит. Прошло несколько месяцев, а по испытаниям БА-64Е вообще ни слова.
Результаты были получены только в феврале 1944 года. Выяснилось, что из трех построенных десантных бронемашины одна была на шасси с широкой колеей. Заодно выяснилось, что до того никаких испытаний не проводилось, поскольку корпус был в резерве. Причины выявились по итогам испытаний. Как транспортер для десанта БА-64Е оказался не пригоден, поскольку выбирался десант через штатные двери. Внутри было очень тесно, тем более испытаний проводились зимой, а экипаж ездил в зимней форме. Ну и самое «веселое» в том, что командование 7-й Гв.МК. знало о проблеме, но предпочитало ничего не говорить, десантные бронемашины применяли в тылу для связи. И только после окрика сначала из дирекции ГАЗ, не понимающее, что вообще происходит, а затем, по цепочке, из ГБТУ КА, дело сдвинулось с мертвой точки.
Самое ценное во всей этой истории с войсковыми испытаниями БА-64Е было то, что, наконец, были высказаны требования к подобной машине. Именно в 7-м Гв.МК впервые прозвучало требование в стиле «мы хотим Скаут». Прямым текстом указывалась необходимость наличия прямых бортов корпуса и размещения десанта на лавках по его бортам. Как пример указывались Halftrack M2 и Scout Car M3A1. Да и вообще хотелось не маленький десантный броневик, а что-то в габаритах американских машин. Так что, возможно, Ротмистров и приложил руку, но первым был совсем не он. А гвардии инженер-подполковник А.С. Колесников, помощник командира 7-го Гв.МК по технической части. В 3-й Гв.ТА. также проводились испытания, результаты оказались очень похожими, но каких-то конкретных предложений не последовало. Хотя там отметили, что для разведки БА-64Е более удобны, поскольку имели более просторное боевое отделение.
Наиболее ценным, с точки зрения истории появления будущего ГАЗ-40, моментом войсковых испытаний стали эскизы, которые были сделаны в 7-м Гв.МК. На них совершенно внезапно можно увидеть очень похожее на то, что позже превратится в тот самый БТР-40. Было предложено два варианта переработанного десантного отделения, с прямыми бортами, а также с бортами, имевшими рациональные углы наклона. В обоих случаях был предусмотрен кормовой люк. На ГАЗ, правда, этот опыт не учли и создали штабной броневик БАШ-64, не сильно отличавшийся от БА-64Е. Деваться ГАЗ было особо некуда: моторы ГАЗ-11 являлись всё еще дефицитными, их едва хватало для обеспечения выпуска самоходных артиллерийских установок СУ-76М. Лишь после окончания Великой Отечественной войны и прекращения выпуска СУ-76М моторный цех, наконец, смогли перенаправить на нужды колесной продукции. В основном приоритете был, разумеется, ГАЗ-63. Но как не хотел Липгардт, главный конструктор ГАЗ, избавиться от военных заказов, никуда он от них не делся. Сначала речь шла о бронемашине-наследнике ЛБ-62, на шасси по типу ГАЗ-68 (КСП-76), а в апреле 1947 года появились ТТТ на то, что стало ГАЗ-40. При этом поначалу предполагалась боевая машина «двойного назначения», то есть броневик с полуоткрытой «полубашней», а также бронетранспортер. А по итогу приоритет оказался у БТР. Который получился похожим на то, что нарисовали в феврале 1944 года, но уже на другой базе. Так что требования 7-м Гв.МК. о «советском Скауте» было выполнено. История совершила очередной оборот по кругу, и то, что не удалось в 1941 году, получилось 9 лет спустя.
Источники
- РГВА
- ЦАМО
- РГАЭ
- Фотоархив ГАЗ
- Фотоархив Ивана Падерина
- Фотоархив Дмитрия Дашко
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/zadolgo-do-skauta-5fb0feff1064d30b6cbdf16d