Юрий Пашолок. Ё-мобиль без перспектив
Содержание:
Есть определенная категория граждан, которая свято уверена, что немцам, при определенном везении, удалось продержаться еще минимум год, и вот тогда бы они смогли получить второй шанс. На самом деле это ничего, кроме улыбки, не вызывает. Подобным мечтателям неплохо бы понимать общее состояние немецкой промышленности и того, что происходило с их противниками по тем же направлениям, было бы многое понятно. Особенно с точки зрения перспектив даже второй половины 1945 года, не то, что 1946 года.
Одной из «зацепок», которыми часто пользуются любители теорий в стиле » немцев еще были шансы», являются нереализованные проекты военной техники, а также вооружения. Мол, если бы хватило времени, то тогда бы огого. Истоки таких идей надо искать в том, что информация, хотя бы обрывочная, по немецким военным проектам, появилась раньше, чем по советским, американским, английским и так далее. Причем с разницей в десятилетия. Где-то в середине 60-х уже стали просачиваться первые документы, точнее, их перепев. Как правило, речь шла совсем не о немецких оригинальных документах, а об отчетах союзной разведки, откуда, кстати, пошла масса ошибок. Это же, кстати, можно наблюдать и в советских отчетах. Первыми стали открывать отчеты по немецким авиационным проектам, поскольку они перестали быть актуальными очень быстро. Авиация развивалась стремительно, а всякие салфетки, которые массово плодили немецкие КБ и просто группы камрадов, представляли интерес только первые послевоенные годы. С танками получилось сложнее. Во-первых, их банально было меньше, во-вторых, именно по перспективным проектам информации сохранилось совсем немного.
Среди этих самых перспективных проектов есть и парочка E-50/E-75, о которых вспоминают очень часто, превознося чуть ли не как то самое вундерваффе. Интерес подогревают и любители стендового моделиста, а также обслуживающая их индустрия. В результате родился миф о немецком танке нового поколения, который якобы что-то мог сделать, появись он в серии. Как-то я писал про него, но стоит пройтись по нему, без прикрас, так сказать.
Инновации? Нет, не слышал!
Сама по себе тема E-50/E-75 интересна тем, что многие ее пытаются изучать (или делать попытки делать это) в отрыве от остальной немецкой танковой программы. Что есть очень большая ошибка. Если кто-то думает, что это первая попытка «унификации» двух танков разного типа, тот просто не знает, что происходило у немцев не только во время войны, но и до нее. Первой такой попыткой стала идея объединения B.W. и Z.W. на одной базе.То есть сделать танк поддержки на единой базе с основным средним танком. В принципе, Книпкамп, который двигал эту идею, был прав, когда полагал, что два очень похожих танка — это перебор. Другой вопрос, почему вообще так получилось. Ну хотя бы потому, что Z.W. — это развитие Leichttraktor, а B.W. — это развитие Großtraktor. Немцы просто умудрились довести ситуацию до абсурда, когда 16-тонный и 9-тонный танки, спустя 10 лет, «встретились» в одной весовой категории. И да, идея сделать один танк была верной, вот только Z.W. выглядел явно хуже. По хорошему счету, «гасить» надо было именно его, поскольку у Krupp получилось лучше, но это же проект Книпкампа, нельзя же так, надо своё детище спасать. Престиж 6-го отдела Департамента Вооружений, вот это всё. Так что как было два средних танка, так и осталось.
Второй акт марлезонского балета был в 1938-41 годах, когда запустили программу VK 20. Там тоже хотели сделать типа единый танк, но опять что-то пошло не так. Единого среднего танка что-то не очень получилось, но к началу 1942 года выяснилось, что Pz.Kpfw.III как перспективная платформа хуже Pz.Kpfw.IV. Почему для «трешки» затикало время, производство Pz.Kpfw.IV со второй половины 1942 года стало набирать обороты, а на горизонте замаячил новый средний танк. Это речь про VK 30.02 (M). Детище Вебике (на самом деле скорее Вебике реализовывал идеи Книпкампа) стало явным победителем уже в мае 1942 года, а летом начались новые чудеса. Как раз в это время Henschel работал над тяжелым танком VK 45.02 (H). И вот в августе 1942 года 6-й отдел Департамента вооружений задумался об унификации нового тяжёлого танка с VK 30.02(M), он же к тому моменту Pz.Kpfw.Panther. Унификация предполагалась по мотору и системе охлаждения. Это была только первая итерация идеи объединения среднего и тяжелого танка. Ближе к концу 1942 года появилась вторая итерация данной идеи. Так на свет появился проект Panther 2, который, в свою очередь, уже больше напоминал Tiger III. Окончательное решение об унификации было принято 10 февраля 1943 года. Едиными становились элементы трансмиссии, двигатель, система охлаждения, а также частично ходовая часть. Ширина траков выросла до 800 мм, при этом планировались и транспортные траки шириной 640 мм (они же основные траки для Panther 2).
Унификация продержалась недолго, поскольку в мае 1943 года от Panther 2 (к тому моменту Panther II) решили отказаться. Почему решили? Ну а вы поглядите на этот продукт унификации. Боевая масса машины достигла бы 53 тонн, удельное давление возрастало до 1,05 кг/см2, а удельная мощность, при рабочем режиме мотора, снижалась до 11,3 л.с. на тонну. Ну да, лоб крепче, но не стильно, при развитии советской и американской танковой артиллерии борта что 45, что 60 мм, всё равно пробивались. А вот какая бы была надежность у танка, который имел боевую массу, превышающую даже КВ-2, вопрос крайне интересный. Думаете, хоть кто-то сделал выводы из этой офигительной истории? А вот и не угадали. Работы по серии E (Entwicklung) стартовала в апреле 1943 года, то есть как раз в тот момент, когда стало ясно — с Panther II фигня вышла. Желание хоть на полшишечки зайти в унификацию никуда не делось. И ведь герру Книпкампу даже никто не показал на табельный Парабеллум.
Частичное повторение за Порше
Вообще вся эта история с серией E вызывает некоторый смех с точки зрения того, что же там концептуально получалось. Почему — сейчас поймете. Дело в том, что еще с начала 30-х годов сложилась общая концепция классического немецкого танка. По ряду причин в задний привод немцы не смогли, поэтому скопировали концепцию компоновки Carden-Loyd, то есть трансмиссия и ведущее впереди. Как не странно, но одна из причин — спадание гусеничных лент, то, что была на самом деле на «тракторах» были кривые ведущие колеса и общая дурацкая система зацепления, как-то не подумали. К 1937 году появился еще один пунктик — торсионная подвеска. Идея хорошая, обкатанная на шведах, но не все ее восприняли на ура. Посему Krupp, Daimler-Benz, а позже Porsche K.G., делали блокированную подвеску. А Posche K.G., ренегады такие, еще и задний привод делали. Победил в итоге-то Книпкамп, но не совсем.
«Шахматы» Книпкампа, которые сначала обкатали на полугусеничных тягачах, а потом внедрили на танках, имели плюсы и минусы. В том числе и слишком большой занимаемый объем внутри танка. А передний привод уже к 1942 году приносил массу проблем. Если ранее КПП вынималась относительно беспроблемно, то теперь подбашенная коробка была единым целым с корпусом. Так что самым страшным кошмаром экипажей «Тигров» стала поломка КПП и необходимость поменять ее в поле. Не говоря уже о том, что подрыв мины под передним катком означал выход танка из строя. Накинуть гусеницу на оставшиеся катки уже не получалось. Поэтому когда кто-то пытается рассказать, что концепт танка Порше, который имел задний привод и смещенную к носовой части башню (по сути повторение классической компоновки танка, ее Порше подсмотрел у танков Škoda), был хуже, то это зря. Там косяков хватало по другим направлениям. Это и мотор (моторы), которые еще не были доведены, и подвеска с коротким торсионом, имевшая свои недостатки. Собственно, про подвеску Порше был в курсе, поэтому на «Ягдтигре» с ходовой Порше появился микс с «шахматами» и всё тем же укороченным торсионом. Катки стали одинарными, но их число увеличилось до 8 на борт. Вроде бы многовато, но в среднем 4,375 тонн на каток, да и вполне себе ездил. При этом, правда, на испытаниях одна тележка отвалилась, но ведь ездил же.
Это всё к чему. Надо иметь в виду, что информация по E-50/E-75 обрывочная. Больше того, по опыту работы с архивными документами могу сказать, что текст и картинки могут не пересекаться. Тем не менее, с некоторым ехидством можно видеть, что Книпкамп после борьбы с Порше (и своей победы) начал… тадам… делать примерно то же самое. Дело в том, что она из главных идей E-серии заключается в убирании элементов подвески из корпуса наружу. То есть боролись с блокированной подвеской, боролись, и… и сделали блокированную подвеску! Причем концептуально она повторяет ту самую поршевскую подвеску. Правда, при этом объявили войну торсионам (ВНЕЗАПНО), так что использовались пружины Бельвиля, а также подвеска была не блокированной, а индивидуальной. Но при этом она получалась более громоздкой, нежели у Порше. Тем не менее, откуда ноги растут, видно хорошо. Собственно, как раз подвеску и делала фирма Adler, которой приписывают авторство всего танка. Что вообще-то чушь собачья. Adlerwerke занималась подвесками для части Ё-мобилей, не более того.
Еще одним тонким моментом является то, как выглядела ходовая часть машин серии E. Особенно что касается опорных катков. Вообще изначально E-50 проходил как Panther (Adler), а E-75, как Tiger (Adler). По сути это ничто иное, как проекты новой ходовой части для этих танков, причем это была не единственная альтернатива. В апреле 1944 года Vereinigte Apparatebau AG, конструкторское бюро концерна Rheinmetall-Borsig AG, предложило свой вариант подвески. По сути перепил подвески Алексея Сурина, причем там используются двойные опорные катки. А вот идея инженеров Adlerwerke во главе с Карлом Йеншке по сути дублировала концепт Порше для ходовой части «Ягдтигра». В своё время я ошибочно решил, что E-50 и E-75 имели бы сдвоенные опорные катки, упустив тот факт, что как раз на «Ягдтигре» они одинарные. Я не зря упомянул среднюю нагрузку на опорный каток у Порше. Если мы посмотрим на E-50, то при соблюдении весовой нормы получим в среднем 4,16 тонн на каток. У E-75 она будет повыше — 4,69 тонн на каток. Больше, но не сильно. Есть еще один момент, который стоит держать в голове. В случае с «Ягдтигром» блокированная подвеска имела выигрыш в 1,8 тонну.
Потенциально замена подвески позволила бы снизить высотку корпуса, но… но нет. Такой вывод ошибочен. На высоту корпуса влияет ряд факторов, включая и силовую установку. А Maybach HL 230, как и его инжекторное развитие HL 234, которое, по документам, предполагалось воткнуть в E-50/E-75, имеет высоту 1185 мм. Так что высота корпуса оставалась всё той же 1370 мм. То, что на схеме приделали носовую часть корпуса по типу E-100, по сути ничего не меняет. Все известные схемы E-50 и E-75 являются проработкой ходовой части, причем не всей, а непосредственно подвески. А вот полученная американцами информация имеет более поздние даты. И еще такая забавная деталь. Если Vereinigte Apparatebau AG делала чисто подвеску для двух типов танков, то Adlerwerke занималась «единым» танком. У E-50 предполагалась более тонкая броня, плюс катков меньше.
Собственно, почему я специально обратив внимание на текст и схемы. Дело в том, что полученная американцами информация гласила: танки серии E должны были иметь кормовое расположение трансмиссии. По этому поводу идут споры, при этом спорщики показывают на схемы, где явно привод передний. Но — эти самые схемы могут быть более ранним вариантом идеи, а более поздних попросту не сохранилось. Что же касается принципиальной возможности поставить трансмиссию сзади, не увеличивая корпус, то тут надо просто внимательно посмотреть по сторонам. Помните же, куда дальше пошли не которые компоненты серии E, особенно мотор? Да, верно, к французам. А AMX M4 как раз с кормовым расположением трансмиссии. Так вот, при базе 3950 мм и длине корпуса 6875 мм трансмиссию назад впихнуть таки удалось, правда, пришлось подвинуть башню вперед. Габариты у E-50/E-75 по базе примерно те же. То есть невозможное вполне возможно. Только не стоит это искать на тех схемах, где оно в принципе не рисовалось.
Ну и теперь про массу. Вопреки некоторым идеям, на схемах Tiger (Adler) и Panther (Adler) даны весовые данные именно шасси. Самое же главное, что массы даны для типовых башен Pz.Kpfw.Panther (где-то 9,5 тонн всей кучей) и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B (13,5 тонн). А вот дальше начинается кривая ухмылка насчет массы. Я же не просто так упоминал Panther II, у которой было 53 тонны боевой массы. А ведь у нее корпус был короче, нежели у E-50. Ну окей, выиграли мы где-то 1,5 тонны массы за счет подвески. Но при этом корпус-то длинее, и ниже он точно не стал. То есть как минимум не выиграли ничего. То есть по сути получаем уже те самые 53 тонны. Нагрузка на каток уже 4,42 тонны. Дальше башня. Даже за счет простой установки 8,8 cm KwK 43 L/71 плюс тонна, уже 54 тонны, или 4,5 тонны на каток. А на самом деле у E-50 и E-75 должна была стоять унифицированная башня, отличающаяся толщиной брони. Причем с вероятностью 90% там бы пришлось делать кормовую нишу, ибо вставлять такой патрон в шмальтурме — это еще та затея. Так что получилось бы еще тяжелее. Ну да, за счет мотора HL 234 с нормальной рабочей мощностью 850 л.с. удельная мощность E-50 была бы выше, но вот на надежность 55-тонного среднего танка я бы не поставил и гроша. Еще какие-то шансы на вписывание в 75 тонн E-75 имелись, но стоит вспомнить, какая надежность была у 68-тонного Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. А тут минимум 75 тонн. «Ну, таффай, таффай…»
Без перспектив по вооружению
Напоследок про вооружение. Как я уже только что сказал, для танков E-50 и E-75 предполагались не текущие башни, а новые конструкции. Согласно информации, которую удалось добыть американской разведке, концерн Krupp должен был разработать для этих танков новую башню. Подобно корпусу, внешне башни для среднего и тяжелого танка были идентичны, отличаясь между собой только толщиной брони, а также вооружением. Больше никакой информации по этой унифицированной башне нет, известно лишь, что она должна была иметь электропривод. С учетом такой унификации, башня должна была получаться реально большой, с развитой кормовой нишей. При этом возникали некоторые неудобные вопросы насчет вооружения.
Как показал опыт проектирования 1944 года, попытка Krupp усилить вооружение Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B за счет установки 105-мм пушки провалилась. Во-первых, масса башни неизбежно возрастала, так что минимум плюс тонна массы. Во-вторых, случился былинный отказ с точки зрения размещения орудия. Дело в том, что даже с диаметром погона 1900 мм и здоровенной кормовой нишей сделать унитар не получалось никак. Посему потребовался второй заряжающий, ибо выстрел стал раздельным. А вот четвертый человек в башне оказывался перебором. В общем, от этой прекрасной идеи как-то быстро отказались.
А дальше возникает немая сцена. Новые пушки у немцев банально кончились. Всякие фантазии вроде вставки орудий калибра 128 мм даже рассматривать не стоит. Даже после войны немцы в танковые 105-мм пушки не смогли, пришлось брать английскую L7. При этом, если мы начинаем трогать бумагу, то первое же ворошение советских проектов 1944-45 годов вызывает сочувствие по отношению к их визави. В том числе и по танковым орудиям. Как говорится, сушите вёсла. Даже если мы извлекаем проект Объекта 260 1945 года, немцам лучше сделать вид, что их тут нет, мимо проходили. Да и без бумаги всё и так было понятно. В планах на 1945 год никаких Ё-мобилей не было и в помине. А у имеющихся танков перспективы тупо кончились. Поэтому хотите — фантазируйте, но насчет серьёзных перспектив немецких танков в условном 1946 году лучше даже не заикайтесь.
Статья по E-50/E-75:
Юрий Пашолок. Немецкие танки Е-серии — история неудавшейся унификации
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12906205.html