Юрий Пашолок. Взлет и падение дистанционно управляемых камикадзе

15

Юрий Пашолок. Взлет и падение дистанционно управляемых камикадзе

Популярно о том, почему только немцы по-настоящему массово применяли управляемые по радио и проводам самоходные мины

В истории человечества постоянно возникают ситуации, когда та или иная идея опережает время. В полной мере это касается и военной техники. Частенько так бывает, что на имеющихся в тот момент технологиях собрать полноценно работающий образец не получается. Либо его характеристики таковы, что большого смысла в нем нет. Проходят десятилетия, прежде чем технологии позволяют реализовать идею в полной мере. Далеко ходить не надо: те же беспилотные летательные аппараты появились давно, но как эффективное и массовое средство ведения боевых действий их реализовали только сейчас.

"Голиафы" являются частыми экспонатами музеев. По крайней мере, хоть так пригодились

«Голиафы» являются частыми экспонатами музеев. По крайней мере, хоть так пригодились

Одним из известных образцов немецкой техники времен Второй мировой войны стали самоходные мины Goliath. Порой их записывают чуть ли не в чудо-орудие, хотя до такого статуса им очень далеко. Немцы оказались теми, кто больше всех произвел подобных боевых машин, а также инженерных машин схожего направления. Между тем, в других странах подобные аппараты не только проектировали, но и производили, а в иных случаях даже применяли. Причем делали это до немцев. Но такого широкого применения дистанционно управляемые аппараты в других армиях мира не получили. Почему так случилось, сегодня и поговорим.

Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet, 1915 год. "Голиаф", говорите?

Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet, 1915 год. «Голиаф», говорите?

Когда французы слышат о том, что немцы новаторы в области дистанционно управляемых инженерных машин, то начинают громко хохотать. Для понимания происходящего, в активную фазу немецкая программа разработки вошла с 1939 года. Французы же занялись подобным вскоре после начала Первой мировой войны. Причем в случае с французами всё выглядит логично, более того, все остальные действовали за ними в кильватере. Даже несмотря на то, что разработки вроде сухопутной торпеды Aubriot-Gabet не вышли за рамки опытных машины, общая концепция осталась неизменной.

VP Lorraine, один из двух типов сухопутных торпед, которые в 1940 году французы запускали в крупную серию

VP Lorraine, один из двух типов сухопутных торпед, которые в 1940 году французы запускали в крупную серию

Управляемая по проводам самоходная торпеда — это в чистом виде дитя Первой мировой войны. Подобные аппараты предназначались, прежде всего, для преодоления эшелонированных линий обороны. Делались «самоходные торпеды» максимально простыми, при этом и Aubriot-Gabet, и разработка Schneider, управлялись при помощи электромоторов. В случае с Aubriot-Gabet боевая нагрузка составляла 100-200 кг, Schneider Crocodile тащил 45 кг тротила. Появились они одновременно — летом 1915 году. Приметно в это же время похожую машину разработал Фредерик Симмс, но у него аппарат имел мотор внутреннего сгорания и получился крупнее. Кроме того, он его так и не построил.

Kégresse Vehicule K, серийная конфигурация. Ничего не напоминает?

Kégresse Vehicule K, серийная конфигурация. Ничего не напоминает?

В годы Первой мировой войны у французов их управляемые по проводам разработки оказались опытными. Это было связано и с тем, что имелись не одноразовые инженерные машины, а потом появились танки. Но во второй половине 30-х годов они снова активизировались. Концепция осталась той же, изменилось исполнение. VP Lorraine успешно прошла испытания, в мае 1940 года ее запустили в серию. Причем эта машина управлялась по радио. Более простой и легкой оказалась разработка Адольфа Кегресса. Если на нее посмотреть, то становится понятно, с кого Borgward срисовала свой «Голиаф». Обе машины заказали огромной серией, но скоротечность французской кампании не позволила французам получить тысячи аппаратов данного типа.

Советская самоходная торпеда СТ-ВЭТА, захвачена немцами на Волховском фронте

Советская самоходная торпеда СТ-ВЭТА, захвачена немцами на Волховском фронте

Между тем, первыми в боевых условиях применили самоходные мины не французы. В конце ноября 1939 года началась советско-финляндская война, где много чего применили, с точки зрения инженерной техники. В том числе телемеханическая группа «Подрывник» и сухопутная торпеда СТ-ВЭТА (Сухопутная Торпеда Военной Электротехнической Академии). И если «Подрывник» остался опытным, то СТ-ВЭТА в 1941 году стала серийной. Ее вполне применяли, как и ЭТ-1-627 разработки А.П. Казанцева. Но довольно быстро от их выпуска отказались. Связано это оказалось с тем, что «сухопутные торпеды» были полезны в позиционной войне, но не в маневренной.

А вот с чего начинали немцы. Минный тральщик Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300), с бетонным корпусом

А вот с чего начинали немцы. Минный тральщик Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300), с бетонным корпусом

А что же немцы? У них работы по управляемым по радио машинам стартовали осенью 1939 года, причем строили они исходно… тральщик. Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) почти успели на фронт, опоздали они совсем немного. Но вряд ли они были бы полезными. Испытания, проведенные летом-осенью 1940 года, дали отрицательный результат. Тральщик не получился, причем поняли это еще весной 1940 года. Поэтому вскоре появился Minenräumwagen Borgward B II (Sd.Kfz.300), уже носитель заряда, близкий по концепции к телемеханической группе «Подрывник». Разница в том, что советская система получилась дорогой, зато вполне подвижной. У немцев же самоходная мина обладала феноменальной скоростью 5 км/ч. Почему-то немцы не догадались, что самоходная мина может ездить и побыстрее.

Borgward B II, тральщик переделали в самоходную мину

Borgward B II, тральщик переделали в самоходную мину

Боевое применение Borgward B II оказалось неудачным, на фронте они пробыли чуть больше двух недель. К тому моменту концепция немецких машин, управляемых по радио, существенно изменилась. На место Borgward B II пришел Borgward B IV, созданный на основе шасси транспортера VK 3.01. Теперь предполагалось, что машина будет сбрасывать контейнер со взрывчаткой. Вполне логично, учитывая цену в 28000 рейхсмарок (для сравнения, бронетранспортер Sd.Kfz.251 обходился в 22,5 тысячи рейхсмарок). От одноразовых машин немцы не отказались, причем их концепцию срисовали с Kégresse Vehicule K. Длина, масса заряда (60 кг), скорость совпадали с французской машиной. Естественно, конструкция Borgward была своя, но что послужило прототипом, можно даже не спорить.

Goliath (Sd.kfz.302), он оказался, мягко говоря, не самой первой самоходной миной

Goliath (Sd.kfz.302), он оказался, мягко говоря, не самой первой самоходной миной

Borgward B IV (Sd.Kfz.301) и Goliath (Sd.kfz.302) дебютировали в июне 1942 года. 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин действовал в Крыму, можно сказать, в тепличных условиях. Результаты применения стали основанием для запуска обеих машин в крупную серию. Между тем, в Крыму же использовались советские саперные танкетки ЭТ-1-627, и результаты их боевого применения признали скорее отрицательными. По иронии судьбы, взлет немецкой программы «самоходных торпед» почти совпал с угасанием интереса к ним со стороны советских военных. Почему это произошло, стало очевидно год спустя.

Не в "тепличных" условиях "Голиафы" чаще становились трофеями

Не в «тепличных» условиях «Голиафы» чаще становились трофеями

Как уже говорилось выше, французские «самоходные торпеды», как позже и советские, создавались, прежде всего, для прорыва эшелонированных линий обороны. Французы заказали весной 1940 года 14 тысяч «самоходных торпед» (2 тысячи Lorraine и 12 тысяч Kégresse) для прорыва Линии Зигфрида. У нас же в 1941-42 годах аналогичные машины использовались, в том числе, для противотанковых функций. В этом качестве они оказались не лучшим решением. Так вот, крупный дебют Sd.kfz.301 и Sd.Kfz.302 состоялся на Курской Дуге, где условия оказались совсем другими. И как средство преодоления минных полей, и как средство борьбы с танками они показали себя плохо. Неудивительно, что советские военные почти не проявили интерес к трофейным машинам.

Borgward B IV (Sd.Kfz.301), самая удачная немецкая машина данного семейства, но и самая дорогая

Borgward B IV (Sd.Kfz.301), самая удачная немецкая машина данного семейства, но и самая дорогая

Немцы пытались вписать «Голиафы» в общую структуру саперных батальонов, но их эффективность оказалась низкой. Иначе и быть не могло, поскольку это скорее орудие для позиционной войны, или для боевых действий в условиях более менее-статичного фронта. В результате последней операцией, где «Голиафы» и «Боргварды» применили более-менее успешно, стало подавление восстания в Варшаве. Показательна история Sd.Kfz.304, он же Springer. Эта самоходная мина изначально заказывалась в объеме 500 штук, но реально произвели 50, причем их так и не применили на фронте. А осенью 1944 года Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и боеприпасов, дал команду выпуск всех самоходных мин прекратить.

Sd.Kfz.304 выпустили в 10 раз меньше, чем планировали, их так и не применяли по назначению

Sd.Kfz.304 выпустили в 10 раз меньше, чем планировали, их так и не применяли по назначению

Причины оказались ровно теми же, на которые указывали советские военные еще в 1942 году. Во-первых, на предельной дистанции в 1,5 километра управлять машиной было сложно. Во-вторых, даже «Голиаф» был вполне заметен, и противопульная броня его не спасала. В-третьих, дороговизна изготовления, даже снижение стоимости в 3 раза всё равно не меняла положение. Наконец, как средство разминирования более адекватным решением являлось то, что немцы полностью прошляпили. А именно минные тралы. Пока немцы игрались в самоходные торпеды, английские, американские и советские инженеры создали массовые модели минных тралов, которые появились на фронтах еще в 1942 году.

Тема самоходных торпед, как видите, вполне актуальна, они вполне применяются

Тема самоходных торпед, как видите, вполне актуальна, они вполне применяются

Ныне тема преемников «Голиафов» снова стала актуальной, поскольку позиционные вышли на повестку дня. Самое же главное, что спустя 80 лет человечество имеет совсем иные технологии. Получается и дешевле, и с управлением нет проблем, и безо всяких проводов.

Список источников:

      1. Bundesarchiv
      2. US NARA
      3. ЦАМО РФ
      4. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      5. Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998

источник: https://dzen.ru/a/ZeWCflK8VTfG_dyg

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account