Мотоциклетная тема не так сильно развита среди сообщества отечественных любителей ретро-техники, как автомобили. Вместе с тем, мощные мотоциклетные коллекции у нас вполне есть. Достаточно только упомянуть Мотомир Вячеслава Шеянова, одну из мощнейших в мире коллекций военных мотоциклов. Если задастся желанием провести выставку, посвященную мотоциклам, то она будет вполне представительной. Но поскольку интерес к мотоциклам ниже, чем к автомобилям, случаются подобные события нечасто.
Совсем недавно в Музее Гаража Особого Назначения (павильон №54 ВДНХ) открылась выставка «Мотолегенды». Она выходит за рамки обычной временной выставки. Второй павильон музея (основной находится по соседству, №53) за прошедшие несколько лет принимал ряд выставок. Какие-то получились интересными, какие-то странные. На сей раз выставка явно надолго, да и тема, в общем-то весьма актуальная.
Выставку эту преподносят как первый музей мотоциклов в России. Может и не музей, но именно как большая выставка, посвященная мотоциклам, она вполне получилась. Главным показателем, в данном случае, является посещаемость. Предыдущие мероприятия, которые проводились в 54-м павильоне, не отличались большим наплывом посетителей. Даже в выходные выставочные площади были почти пустыми, снимай, сколько влезет, никто не мешает. Совсем иначе получилось в минувшую субботу, когда удалось посетить «Мотолегенды». Дело было после четырех, уже основной поток схлынул. Тем не менее, приходилось терпеливо ждать, когда посетители выйдут из кадра. Давно такого не припомню. И это при том, что во второй корпус Музея ГОН обычно приходит меньше людей, чем в основной корпус.
С точки зрения экспозиции «Мотолегенды» получились, скажем так, нестандартными. Например, военная тематика представлена не теми же М-72 или ТИЗ АМ-600, а мотоциклами времен Первой мировой войны. Причем и там есть вопросы с точки зрения подбора экспонатов. Какой именно мотоцикл был для нашей армии мотолегендой, известно хорошо. Indian Big Twin, наиболее массовый мотоцикл Русской Императорской Армии. Безусловно, мотоцикл с коляской Vickers-Clyno является мотоциклом редким и более-менее известным в узких кругах. Поставлялись они и в русскую армию. Тем не менее, легендой он является с натяжкой. Несколько удивляет наличие отдельной экспозиции кастомов. Тема, безусловно интересная, тем более у нас строят интересные экземпляры. Но насколько они уместны тут, вопрос отдельный. Как и наличие линейки мотоциклов, которые и сейчас можно встретить на наших дорогах.
Так или иначе, но интересные мотоциклы на выставке вполне присутствуют. И не просто интересные, а уникальные. Например, мотовелосипед Moto Revue Dux 1907 года выпуска, один из немногих отечественных образцов дореволюционного периода, доживший до наших дней. Настоящим уникумом является мотоцикл ХМЗ-1М, который, до недавнего времени, считался утраченным безвозвратно. Но благодаря мастерской Евгения Шаманского мотоцикл удалось вернуть с того света. Есть тут интересные образцы послевоенного периода, например, гоночный мотоцикл ГМЗ М-80. Немало внимания уделено отечественному мотоспорту. Есть некоторая хаотичность в представленных экспозициях, правда, видна она не всем. Так или иначе, тем, кто интересуется мотоциклетной темой, точно будет интересно. Кроме того, присутствуют информационные панели, где дана подробная информация об экспонатах.
Отдельное (точнее, центральное) место на выставке уделено мотоциклу Aurus Merlon. Разработан этот электромотоцикл НАМИ специально для ФСО, как эскортный мотоцикл. Появление данной модели, которая пошла в серийное производство — большое событие. Потому и показывают Aurus Merlon весьма подробно. На выставке нашлось место базовой модели, варианту с коляской (балластная коляска), а также для шасси.
Не знаю, как насчет музея, но в целом выставка получилась неплохой. То, сколько здесь посетителей, самый главный показатель. Судя по тому, что точных дат по времени пока нет, «Мотолегенды» здесь надолго.
источник: https://dzen.ru/b/ZtAKj65VAwLXeLdG