Выставка «1913. Первые Моторы России.», которая проходит в Музее Гаража Особого Назначения
История отечественного автомобилестроения насчитывает уже 127 лет. Она, конечно, далеко не такая богатая, как у ведущих автомобилестроительных держав, но что поделать. Считайте, что земля у нас такая. По большому счету, лучше всего у нас получались военные автомобили, да и то не с первого раза, особенно если мы говорим о дореволюционном периоде. У нас любят поливать грязью настоящее, не задумываясь, что было в прошлом. Так вот, у меня для мечтателей о прекрасном прошлом плохие новости.
Музей Гаража Особого назначения, который находится на ВДНХ (павильоны 53 и 54), с завидным постоянством проводит различные выставки. Основной площадкой для них является выставочный зал в павильоне 53. Вместе с тем, и в соседнем, 54-м павильоне, порой проводится много чего интересного. С 3 марта по 29 октября там проводится выставка «1913. Первые Моторы России.», приуроченная к 110-летию IV-го Международного автомобильного салона. Проводился он с 5 по 19 мая 1913 года.
Сама по себе идея реконструировать IV-й Международный автомобильный салон однозначно хорошая. Благо что сохранились фотографии, по которым можно воссоздать облик мероприятия. Естественно, полностью воссоздать его невозможно, столько машин не соберется. Да и помещение маловато. Тем не менее, кусочек того мероприятия всё же получился. Как это часто бывает, есть свои условности, но в целом атмосфера того салона передана неплохо.
Автомобильный салон 110-летней давности был крайне примечательным событием. Проводили его с большим размахом, а уровню организации ему могли бы позавидовать и современные международные автомобильные салоны. Вместе с тем, есть один момент, который авторам нынешней выставки точно бы не удалось показать. Приоритетом салона 1913 года являлись грузовые машины и тягачи. По большому счету, под оберткой автомобильного салона в Санкт-Петербурге проходил большой смотр машин для военных, которые позже собирались их не только закупать, но и производить.
Один маленький штришок в истории IV-го Международного автомобильного салона говорит о многом. Различных призов удостоились отнюдь не легковые машины. А некоторые из призеров позже поставлялись в Русскую Императорскую Армию. FIAT 15 ter позже решили производить в России. Да и наличие большой делегации русских военных много о чем говорит. Так вот, этот момент организаторы выставки «1913. Первые Моторы России.» попросту не смогли бы показать. Причина прозаичная — нет подходящих экспонатов. Дореволюционных грузовиков у нас почти нет.
Говорить, впрочем, о плохой экспозиции не приходится. Уж точно не организаторы виноваты, что у нас такая ситуация с машинами дореволюционного периода. Что с отечественными, что с зарубежными. Основу выставки составили экспонаты Политехнического музея. Некоторые из них ранее можно было видеть на Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина, но тогда они находились на задворках. Здесь же те же самые машины и мотоциклы являются центральными экспонатами.
Выставка примечательна хотя бы тем, что хорошо отражает ситуацию с автомобильной техникой в России того периода. А была она, как бы это помягче… Достаточно сказать, что до революции русское автомобилестроение умирало как минимум один раз. Причем по глупости власть придержащих. Пётр Александрович Фрезе создавал оригинальные автомобили, но таможенная политика оставила его не у дел. Еще раньше от автомобилей отказался Александр Александрович Лейтнер. Чуть лучше у него получилось с мотоциклами, одно из его творений как раз находится на выставке. При этом если копнуть чуточку поглубже, выяснится, что с автомобильными моторами, например, дела обстояли еще хуже.
В результате единственным отечественным автомобилем, который реально выпускался серийно, был «Руссо-Балт». Об этой марке много говорится, но если вы немного копнете глубже, выяснится, что основой модельного ряда были машины бельгийской фирмы Fondu. Именно эти машины были самыми массовыми в модельном ряду Русско-Балтийского Вагонного Завода. Условия, в которых находился «Руссо-Балт», были, мягко говоря, сложными. Отечественные машины оказывались дороже зарубежных, при этом наверху данный факт не особо заботил. Завозить зарубежные машины было проще и дешевле.
На этом фоне единственный сохранившийся «Руссо-Балт» модели К 12/20, а также мотоцикл «Россия», такой же уникум, вполне логично выглядят одинокими парусами. На фоне тех марок, которые поставляли автомобили и мотоциклы в Россию, отечественный автопроизводитель выглядел бледным статистом. Можно сказать, что «русский Фондю» еще был успешен, Пузыреву удалось изготовить всего 40 машин. На этом фоне сложная ситуация с современным отечественным автопромом выглядит практически тепличными условиями.
Такая ситуация, к слову, была далеко не только в одном автомобилестроении. Если вы начнете смотреть, что творилось в той же артиллерии, там ситуация оказывалась не сильно лучше. Особенно с точки зрения оригинальности производившихся артиллерийских систем. Но автомобили находились едва ли не в наиболее запущенном состоянии. Даже лицензионный выпуск зарубежных моделей по заказам русских военных не получился. Как полноценные заводы по выпуску грузовиков что АМО, что бывший завод Лебедева, стали функционировать уже в 20-е годы. И при другом режиме.
Хотели продемонстрировать такую ситуацию устроители выставки, или нет, но получилось очень показательно. Демонстрируются не просто экспонаты, а условная реконструкция автомобильного салона. Оформление при этом соответствующее. Конечно, к тому самому салону оформление порой имеет мало отношения, но в данном случае такое допустимо. Это не полная реконструкция, невозможная по ряду объективных причин, а несколько вольный взгляд. Тем более что часть экспонатов к салону 1913 года не имеет никакого отношения.
В этом смысле выставка получилась. Для оформления были использованы реклама и схожие графические материалы того периода. Советую также читать информационные таблички, в них тоже есть немало интересного. В том числе о том, кто поставлял те или иные модели автомобилей, а также мотоциклов. В отличие от отечественных машин, торговля зарубежными машинами шла довольно бойко. Направлялись они как в «народное хозяйство», так и на военную службу.
Несмотря на то, что выставка небольшая, здесь есть, на что посмотреть. Помимо уникальных отечественных автомобилей и мотоциклов, есть и крайне редкие зарубежные машины. Например, De Dion-Bouton, изготовленный в 1899 году. Представлен и двигатель этой же фирмы, в то время он был весьма популярен. Моторам, надо сказать, уделено немало внимания. И это правильно: в то время существовали сотни фирм, многие из которых использовали двигатели сторонних производителей.
Если вы хотите посмотреть на то, какими были машины дореволюционного периода, вам точно сюда. В настоящее время на территории России нет ни одной выставки такого уровня. Не говоря уже о том, что добрая половина представленных экспонатов — уникумы, сохранившиеся в единственном экземпляре. Особенно что касается техники отечественного производства.
источник: https://dzen.ru/a/ZJK8ctHJf3DX24hQ