Юрий Пашолок. Вопреки легенде о «Бантаме»
Какая машина в реальности послужила прообразом для создания полноприводного автомобиля-разведчика ГАЗ-64.
В конце августа 1941 года началось серийное производство армейских полноприводных автомобилей ГАЗ-64. Машина получилась довольно простой по конструкции, с менее дефицитным, нежели у ГАЗ-61, мотором от «полуторки». Кроме того, в отличие от ГАЗ-61, который так и не получил открытый кузов, который просили военные, ГАЗ-64 получился именно таким, какой сами военные видели командирскую машину. Несмотря на то, что осенью ГАЗ им. Молотова практически полностью перешел на выпуск малых танков Т-60, до декабря 1941 года удалось сдать 524 ГАЗ-64, которые использовались как машины-разведчики, а также как командирские автомобили.
Между тем, существует широко распространенная легенда о том, что история создания машины началась с демонстрации Виталию Андреевичу Грачеву, автору ГАЗ-64, фотографий «Бантама» из журнала Automotive Industries. На имеющейся фотографии «Бантам», согласно воспоминаниям Грачева, поднимался по ступеням Белого Дома. Оттуда же якобы были взяты данные о машине. Всё это было показано Грачеву наркомом среднего машиностроения В.А. Малышевым на встрече в январе 1941 года. Единственную на сегодняшний день книгу, посвященную отечественным полноприводным автомобилям военного периода, в своё время написал Евгений Прочко. Как раз там и присутствуют те самые воспоминания Грачева. В связи с этим появилась гипотеза, что будущий ГАЗ-64 чуть ли не срисовали с «Бантама», взяв с него данные по колее и многое другое. Ну а дальше всё обычно зависит от уровня фантазии пересказчика. Потом дежурно вспоминают ГАЗ-67 и его прозвище «Иван-Виллис», ленд-лиз, американские станки и дальше по накатанной. У меня лично к Прочко никаких претензий нет, поскольку он работал в те времена, когда архивы толком не были открыты. Да и сейчас в том же ЦАМО центральные управления работают со скрипом. Тем не менее, если поставить себе задачу докопаться до истины, это сделать вполне по силам. Тем более что Автотракторное Управление Красной Армии, которое и стало инициатором создания ГАЗ-64, вполне открыто, и там тема появления данной машины вполне поднимается.
Для начала, стоит напомнить, что Bantam Pilot был не единственной машиной, которая участвовала в конкурсе. Надо сказать, что и до этой машины у американских военных были полноприводные автомобили. Прежде всего, речь идет о Ford-Marmon-Herrington, которые выпускались серийно и использовались рядом стран. Собственно говоря, наш ГАЗ-61 создавался с оглядкой на данную машину и, что характерно, про нее также узнали из американской специализированной прессы. Так вот, по опыту Ford-Marmon-Herrington американские военные заказали у Dodge семейство полутонных полноприводных автомобилей T202 (Dodge VC). В семейство входили и штабные машины, и артиллерийские тягачи, позже это семейство эволюционировало в Dodge T214, те самые, которые «Додж 3/4». Между тем, летом 1940 года возникла идея создания более легкой полноприводной машины-разведчика. Началось всё в июне 1940 года, а уже в сентябре 1940 года начались испытания на военной базе Лагерь Холаберд.
Так вот, на испытаниях присутствовали три модели, которые претендовали на контракт по выпуску легкого автомобиля-разведчика грузоподъемностью 1/4 тонны. Все они были участниками конкурса, который был запущен американской армией в июне 1940 года. American Bantam Car Company к августу 1940 года подготовила свое видение такой машины, а 23 сентября был готов опытный образец, который часто называют Bantam Pilot (он же Bantam Mk.I, есть и другие названия). Собственно говоря, такая оперативность и сыграла American Bantam Car Company на руку. Вторым производителем стал Willys-Overland, который к 11 ноября 1940 года изготовил опытный образец автомобиля Willys Quad. Всего было построено пять таких машин, внешне весьма сильно напоминавших детище Bantam. Наконец, 23 ноября 1940 года Ford представил два пилотных образца Ford Pygmy. Так вот, «Пигмей» получился более оригинальной машиной, с развитым капотом и рядом других деталей, которые позже можно будет увидеть на более поздних машинах по тому же конкурсу. Время сыграло на руку American Bantam Car Company: в ноябре 1940 года последовал заказ на 69 улучшенных автомобилей BRC 60 (Bantam Reconnaissance Car). А далее последовал заказ на еще 1430 машин Bantam BRC 40. Но конкуренты не дремали: у Willys-Overland имелись большие покровители. Именно Willys Quad, а никакой не Bantam Pilot, катался по лестнице Капитолия. Компания получила заказ на модель Willys MA. Не остался в стороне и Ford, его Pygmy превратился в Ford GP. Ну а дальше все знают продолжение: львиная доля ушла Willys-Overland и ее модели Willys MB, вторым подрядчиком стал Ford и его копия «Виллиса», Ford GPW, а American Bantam Car Company достался контракт на выпуск прицепов. Тоже жирный кусок, но поменьше. Справедливости ради, Willys MB получился лучше Bantam BRC 40, поскольку имел более мощный мотор и в принципе был способен на большее с точки зрения боевого применения.
Зачем всё это было упомянуто, сейчас поймете. В США имелось (ну что значит имелось, имеется до сих пор) специализированное издание, посвященное автомобильной индустрии — Automotive Industries. Существует уже 100 лет, в нем публикуются последние новости, посвященные автомобилестроению и машиностроению. Такой жирный источник информации, разумеется, не мог пройти мимо советской стороны. У нас эти журналы входили в список литературы, которые закупались для того, чтобы держать руку на пульсе. Так вот, история про «Бантам» и Automotive Industries отчасти правда, но не более чем как анекдот про вопрос армянскому радио про шахматиста Петросяна, который выиграл в лотерею тысячу рублей. Архив этого журнала находится в интернете, так что желающий может легко найти подшивку за 1940 год. И действительно, в номере за 1 ноября 1940 года можно видеть заметку о том, что в Лагере Холаберд испытывается пилотный образец Bantam. При этом из всех данных фото, мощность мотора и колесная база. Тягунов же среагировал на совсем другую заметку. В номере от 15 декабря 1940 года появилась заметка, озаглавленная как «Форд строит грузовики «Пигмей» для армии США». В ней Bantam тоже упоминается, но не более того. Зато даются данные по Ford Pygmy, причем говорится о том, что Ford получил контракт на выпуск 1500 таких машин. Данных даётся больше, а главное, раскрывается смысл разработки. «Пигмеи» массой около тонны предполагалось использовать как аналог мотоцикла с коляской, то есть в качестве разведчика.
Разумеется, в случае с серийным Ford Pygmy речь шла о Ford GP, но фото давалось именно «Пигмея». Так или иначе, но Тягунов на данную информацию среагировал, а дальше работа пошла по цепочке. 1 февраля в адрес НКСМ поступило письмо от начальника Автотракторного Управления с просьбой изготовить к 15 апреля опытные образцы «по образцу американского автомобиля «Пигмей»». Далее в Москву был вызван Грачев, у которого состоялся тот самый разговор с Малышевым. Виталий Андреевич идеей загорелся: для него это был вызов как для конструктора, кроме того, программа ГАЗ-61 на тот момент буксовала, а предлагавшийся «Пигмей» строился на менее дефицитных агрегатах. Кстати говоря, в документах ГАЗ-64 никогда «Р-1» не назывался, везде в переписке он идет как ГАЗ-64, либо как «Пигмей». А вот конкурент от НАТИ, который стали разрабатывать одновременно, назывался АР-НАТИ, то есть Автомобиль-Разведчик НАТИ.
Надо сказать, что военные чуть не похоронили ГАЗ-64. На испытаниях в апреле 1941 года данную машину начали испытывать про программе, аналогичной ГАЗ-61, а это означало и использование ее в качестве артиллерийского тягача. Помимо этого, ездить пришлось по еще более «убитой» местности, нежели в случае с ГАЗ-61. По итогам был подготовлен разгромный вердикт, мол, плохой тягач, зачем нам оно надо, ГАЗ-61 уже и так есть, заберите это. Да и вообще, только американцы такие машины делают, нам оно не нужно. Естественно, Грачев не стал молчать: Виталий Андреевич написал особое мнение, в котором намекнул, что микроскоп не очень подходит для забивания гвоздей. В том смысле, что автомобиль, предназначенный для замены мотоцикла с коляской, сравнивать с ГАЗ-61 слегка так наивно. Тем не менее, ГАЗ-64 отправился на переделку, а у АР-НАТИ появился шанс стать серийным.
На беду НАТИ, в ГАБТУ КА их автомобиль-разведчик тоже рассматривали как тягач. Что хуже, к тому моменту уже как тягач не 45-мм противотанковой пушки, а для тягания 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Естественно, к такому издевательству АР-НАТИ готов не был. Ну а пока суть да дело, сначала за ГАЗ-64 вступился маршал Кулик, который, в отличие от ГАБТУ и даже Тягунова, заметил, что ГАЗ-61 и новая машина совсем не одно и то же. А затем, 24 июня 1941 года, вышло постановление СНК СССР №1742750сс. Согласно ему, к 15 августа ГАЗ им. Молотова обязывался изготовить два образца ГАЗ-64. Машина предполагалась в двух вариантах – командирская и разведывательная. Это не считая доработанной машины, которая в июне 1941 года вышла на испытания. Ну а дальше была серия. При этом на ГАЗ, что называется, подули на воду, то есть более комплексно подошли к вопросу использования ГАЗ-64 как тягача. Посему, в случае чего, он мог за собой потянуть даже ЗИС-2, хотя это явный перегруз. Такую штуковину он таскал по шоссе и легкому проселку.
Напоследок следует отметить, что имя идейного прародителя довольно долго преследовало ГАЗ-64 в переписке. Даже осенью 1941 года нет-нет, да назовут его «Пигмеем». И никакого «Бантама». О самом Bantam BRC (как и об однотипном Willys MA) руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии узнало лишь в августе 1941 года.
Источники:
- ЦАМО РФ
- www.ewillys.com
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vopreki-legende-o-bantame-5f9693231772f52b5065a437