Репортаж с военно-исторического ралли, проводившегося 12 августа 2022 года в рамках международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны»
Старая военная техника привлекает внимание многих, правда, есть один один неприятный момент. В большинстве случаев она представляет собой музейные образцы, которые уже никуда не поедут. Вместе с тем, уже довольно давно существует движение военных коллекционеров. За рубежом оно весьма развито, о чем красноречиво говорит большое число военно-исторических мероприятий. Только крупных слётов в Европе наберется с десяток. В России классическая военная техника ныне есть в достаточно большом количестве. Правда, в основном стоит она по музеям и на мероприятия выезжает редко. Тем не менее, есть в России и единственный пока слёт, где основными участниками является техника военного периода.
В этом году международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны» прошел в 11-й раз. Традиционно местом проведения слёта стали окрестности села Ивановское, городской округ Черноголовка. Здесь слёт проводится с 2013 года, собирая любителей военной техники как из Москвы и Московской области, так и участников из других областей. Нынешний слёт прошел в непростых условиях, тем не менее, он состоялся, были представлены новинки. О них расскажу немного позже, а в этот раз стоит поделиться впечатлениями о ралли, которое проводится с самого первого слёта.
Ралли на классических автомобилях не является чем-то уж совсем диковинным. Они проводятся в России достаточно давно, в них принимают участие как хорошо известные, так и крайне редкие образцы ретро-техники. Совсем иная ситуация с военными олдтаймерами. Начнем с того, что они в принципе являются отдельной категорией старинной техники, которая мало пересекается с гражданскими машинами. Кроме того, на различных мероприятиях, посвященных олдтаймерам, военные машины традиционно находились в меньшинстве. Так что даже появление таких машин на классических ралли — это скорее исключение из правил.
Надо сказать, что на зарубежных военно-исторических мероприятиях колесная техника редко участвует в чем-то подобном. Более традиционным мероприятием является колонна техники, как в организованном, так и в стихийном виде. Что же касается полноценного ралли, то такое среди старой военной техники как-то не особо принято. Мягко говоря. Хотя будем честными, военные машины вполне могут проезжать схожие маршруты, что и гражданские олдтаймеры. Скорее тут принципиальный вопрос, проще устроить «пони бегает по кругу».
В этом смысле «Моторы Войны» изначально организовывались по иной концепции. Слёт организовывался, прежде всего, для участников, поэтому вариант «пони бегают по кругу» не предусматривались. Первые два года проводились эксперименты с организацией небольшой трассы внутри лагеря. Это, впрочем, не отменяло ралли, которое проводилось на первом же слёте. Прошло оно по дорогам общего пользования, в щадящем режиме. Хотя последний этап — это поле, автор данного материала отбил на нем пятую точку. Ехать на заднем сиденье BMW R 75 по полю — еще то удовольствие.
Нынешний формат ралли родился на третий год проведения «Моторов Войны», совпал он с окончательным утверждением места проведения слёта. Вокруг села Ивановское располагается лес, узкие дорожки которого отлично подходят для подобных мероприятий. В результате появилось полноценное ралли для военных машин, оптимальное с точки зрения условий проведения. С одной стороны, это не асфальт, с другой, режим более-менее щадящий. Самое главное, что это полноценное ралли, без игр в поддавки, очень многое напрямую зависит от мастерства экипажа.
Разбивается ралли на два этапа, в общей сложности оно занимает от 3 до 5 часов, хотя некоторые участники могут быть в пути и куда дольше. Не стоит думать, что машины преодолевают огромное расстояние: столь долгое время прохождения напрямую связано с дорожными условиями и правилами проведения. Когда у вас средняя дистанция пути 25 километров, а скорость 11 км/ч (как это было в этом году), становится понятно, почему такое время прохождения. Больше всего времени занимает первый этап, который всегда самый многочисленный. Кто его выдержал, едет дальше.
Главная задача ралли заключается в том, чтобы проехать этап с заданной средней скоростью. Также надо отметиться на всех контрольных точках. Некоторые из них совсем не очевидные, поэтому на трассе надо быть предельно внимательным. Карты, как таковой, нет, есть контрольные отметки и расстояние, по ним и надо высчитывать проезд. Некоторые экипажи используют сложные программы с точки зрения высчитывания времени прохождения и средней скорости, но по факту хватает дорожной карты и секундомера. По факту вполне типовой формат ралли для олдтаймеров, но для военной техники.
Отдельно стоит рассказать о машинах, которые принимают участие в ралли. Обычно на трассу выходит от трети до половины участников слёта. С самого начала идет разделение на несколько категорий — легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, бронетехника. Правда, в последние годы мотоциклов почти не приезжает, поэтому данная категория пустует, а броневик на дистанцию выходит один — Scout Car M3A1 из коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Есть также разделение на временные эпохи. Послевоенная техника пока идет вне зачета, да и ее проходит совсем немного. Но время лечит, так сказать. Моё личное мнение, что тему военных машин 50-х и 60-х годов стоит развивать. Самое главное, что они не мешают технике военного периода, поскольку идут по другой категории.
Основная часть машин-участников ралли — это Willys MB и Dodge семейства T214 (WC-51-WC-57). Помимо того, что это самые массовые машины в своём классе, они оптимально подходят для подобных мероприятий. Автомобили компактные, тяговитые, надежные, с запчастями относительно проблем нет. Неудивительно, что «Виллисы» и «Доджи» оставляют от трети до половины участников ралли. Это, впрочем, не означает, что у остальных машин нет шансов. По факту ралли выигрывали даже машины без полного привода. Также часто выигрывают очень редкие машины, порой приезжающие всего на один слёт.
В этом году на старт вышло два с половиной десятка автомобилей, из них 4 грузовика и бронетранспортер Scout Car M3A1. 3 машины-участника ралли относились к семейству ГАЗ-64/ГАЗ-67. Раньше их на старт выходило больше, но выяснилось, что надежность внедорожных ГАЗ-ов не выдающаяся. Не было ни одного ралли, где все 67-е успешно прошли трассу. В нынешнем году исключения не случилось. На сей раз поломка случилась с правым задним колесом. Но нашего человека это не остановишь. Немного смекалки и запасные ключи — готово. Доехали обратно своим ходом. Как говорится, эту страну не победить.
Новинок на раллийной трассе было немного. Одну из них не так давно можно было видеть на выставке «Моторы Войны». Речь идет об английском грузовом автомобиле Bedford OYD из коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Недавно грузовик успешно прошел динамический показ, но полноценная трасса показала — английская реставрация оказалась так себе. Машина сломалась в лесу, создав небольшую пробку. Чтобы ее ликвидировать, пришлось машину отталкивать, но свою роль грузовик сыграл. Основная часть участников потеряли время, в том числе и наш экипаж. По иронии, на базу грузовик притащила еще одна английская машина — командирский Humber F.W.D.
Второй машиной, которая стала дебютантом ралли, стал немецкий командирский автомобиль Stoewer R 200 typ 40 Kfz.1 из коллекции «Трофейные Машины» Максима Зубарева. Вообще «Штоверы» на раллийной трассе чувствуют себя очень неплохо. Небольшие габариты машины позволяют двигаться по лесным дорогам не хуже «Виллисов». Нынешнее ралли это показало. Дебютное ралли закончилось для машины призовым третьим местом. А второе и первое место заняли «Виллисы».
Второй этап ралли неоднократно менялся. В какие-то годы проходил слалом, ныне идет соревнование на ориентирование. Вместо схем дается спутниковая карта с контрольными точками. Необходимо последовательно отметиться на контрольных точках, уложившись в установленное время. И если первый этап требует точного соблюдения временного регламента, то на втором этапе можно придти раньше. Нынешний формат второго этапа пришелся многим по душе. Могу сказать, что он действительно интересен, поскольку более динамичен, чем первый этап.
Нашему экипажу в этот раз немного повезло. Не допустили без единой ошибки (штурман Сусанин в моём лице на сей раз не промахнулся), но застряли в «пробке», потеряв время. По крайней мере, пятое место — уже неплохо. Всё же везение — это тоже одна из составляющих. Ничего, может повезет в следующий раз. Главное, что получили массу положительных эмоций. Следующее ралли, по планам, пройдет ровно через год. Будем надеяться, что появятся новые участники и новые машины.